Итак, назначение Чубайса состоялось, причем, гораздо быстрее, чем предполагали обозреватели и, кажется, даже сам премьер-министр. Вчера днем находящийся в Питере Кириенко говорил, что Чубайс наиболее вероятная кандидатура на должность представители России на переговорах с международными финансовыми организациями и он, Кириенко, будет предлагать эту кандидатуру президенту, а через пару часов, кажется, еще до его отъезда из Питера, стало известно, что назначение состоялось. - Видно, Ельцин те же «новости», что и я, посмотрел.
Эта стремительность еще раз демонстрирует, что предложенная общественности схема: олигархи разговаривают с Кириенко о том, как спасти страну, приходят к выводу, что нужно снова послать на этот фронт Чубайса, и поручают Кириенко передать это Ельцину - не слишком близка к реальности (особенно характерны здесь вчерашние заявления Березовского, в которых, как всегда, получалось, что это он, видя, что Чубайс исправился, решил дать ему новое поручение). Правдоподобнее все-таки предложенная нами вчера версия, что идея была проработана по линии «руководство международных финансовых организаций - Ельцин», а Кириенко поручено было «подключить» к ней «олигархов».
Второй вопрос: а, собственно, какова будет роль Чубайса? - также интересен и не очевиден. Сложное название должности - «специальный представитель президента на переговорах с международными финансовыми организациями» включает и еще одно уточнение: «с правами вице-премьера». - Вся эта казуистика призвана решить сложную проблему: чтобы Чубайс остался на коммерческой должности председателя правления РАО ЕЭС, его нельзя делать госслужащим. Поэтому он не является членом правительства и не имеет права подписи. Но что тогда значат слова «с правами вице-премьера». - По всей видимости, Чубайс назначен просто координатором всех правительственных усилий по борьбе с бушующим кризисом. «Права вице-премьера», помимо права подписи, зарплаты, машины и кабинета, которых у Чубайса не будет, это, конечно, право курировать определенную сферу деятельности правительства, визировать принимаемые в этой сфере решения и координировать соответствующих министров. А «сфера» Чубайса известна всем.
Проблема, на самом деле, как мы и отмечали еще на стадии формирования нынешнего правительства, в том, что, в его структуре не стало центра принятия макроэкономических решений. В некотором смысле правительство было структурировано под рутинную, размеренную работу, и, хотя немногие представляли себе тогда в полном объеме, что ему сулят ближайшие месяцы, но и тогда это выглядело несколько странно и, что ли, - прекраснодушно. Еще более удивительно, что Кириенко пытался остаться в том же модусе существования и в течение всего последнего месяца, когда кризис разрастался от недели к неделе. - Уже месяц он готовит антикризисные программы, оглашение которых постоянно откладывается, потому что к назначенному сроку кризис переходит на новую стадию, а старые меры выполняются в пожарном порядке и уже очевидно недостаточны. Вот, к примеру, третьего дня правительство утвердило «рабочую группу по подготовке решений, направленных на преодоление финансового кризиса» (что само по себе несколько комично звучит). Ее возглавил министр экономики Яков Уринсон, его заместителем стал министр топлива Сергей Генералов, вошли также знаменитый Кудрин, замглавы Центробанка С.Алексашенко, получивший новую правительственную должность Починок и руководитель ФСДН Георгий Таль. - И полномочия комиссии («подготовка решений, направленных»), и примерно месячное отставание с появлением на свет, и отчасти даже состав - выглядят несколько неуместно.
Речь, собственно, идет об экстренном, кризисном управлении макроэкономическими процессами. Уринсон замечательный и очень опытный экономист-управленец, но не вполне подходящий на роль кризисного управляющего. Фигура Сергея Генералова в качестве его зама - это вообще из другой оперы. Судя по всему, Сергей Генералов, знакомый маленькому премьеру еще по старой нефтяной работе, пользуется его очень большим доверием, психологически и идейно ему близок и, незамеченный ранее в причастности к макроэкономическим решениям, призван скорее политически уравновесить «монетаристов» в комиссии. - По сути, также выстроено и само правительство: экономическая политика распылена между Уринсоном, Христенко и Задорновым, которые все непосредственно выходят на премьера - это, понятное дело, должно было обеспечить непосредственную и решающую роль Кириенко в формировании этой политики. Однако стать новым Чубайсом ему пока не удалось, ну, даже просто - не было на это времени. - И, таким образом, Чубайс возвращается на ту же должность, и чтоб не тратить лишних слов так бы и следовало объявить: «указом Президента Анатолий Чубайс назначен чубайсом российской экономики (без отрыва от производства и без перевода на маленькую зарплату)».
Между тем Борис Федоров активно разворачивает скандальную налоговую кампанию. PR-мотивы настолько превалируют в его деятельности на посту главного налогового инспектора, что позволяют предложить нетрадиционную интерпретацию его подлинных задач на сем посту. - Но по порядку, ибо тут много «моментиков», как сказал бы Левкин.
Федоров заявил, что арестовывает имущество «Оренбурггазпрома» и «Уралтрансгаза» - двух дочерних предприятий «Газпрома». Дело в том, что между Починком и Вяхиревым было подписано соглашение, по которому «Газпром» обеспечивает постоянные платежи в бюджет на некоем уровне, а Госналогслужба закрывает глаза на то, что, в виду бремени долгов, «Газпром» не может выплачивать налоги свои в полном объеме. Федоров заявил, что он выполняет закон: вот когда изменят налоговое законодательство, что он сам считает совершенно необходимым, тогда - да. А пока он будет собирать по закону.
Крутость Федорова вызвала, естественно, бурю скепсиса и возмущения. Что касается скепсиса, то он резонен: экономического смысла, кроме как срыва поставок и нарушения экономического и производственного цикла, акция не имеет никакого. Продать это имущество нельзя. Что касается возмущения, то помимо всяких идиотских высказываний газпромовских профсоюзных боссов, что они, како шахтеры голодные, могут выйти перекрывать трубу, его, это возмущение, вполне разделяют и московские обозреватели, выступающие с позиций модного нынче консервативного прагматизма. Мол, «Газпром» - дойная корова российского бюджета, итак дает чуть ли не пятую его часть и глупо рубить сук и т.д. Кроме того мощный аргумент: «Газпрому» самому не платят, причем - что совершенно справедливо - часть долгов (СНГовские, в основном) он не может вернуть по политическим причинам. Наконец, поставляя неоплачиваемый газ концерн, в сущности, кредитует российскую экономику - опять благородно и полезно.
«Газпром», действительно, вполне - национальное экономическое достояние России. Особенно важно, что это почти уникальный пример корпорации, обращающей свою колоссальность в экономические плюсы (в национальной традиции все «большое», как правило, стремительно теряет эффективность). Мощь и монополизм «Газпрома» позволяет ему осуществлять постоянную экспансию на мировом рынке - и, собственно, это единственный российский фигурант на сцене мирового супер-бизнеса. - И все-таки не надобно впадать в речь, как говорили в старых пьесах. Это не «Газпром» дает каждый пятый рубль российского бюджета - это российский газ дает их, а то, что «Газпром» монопольно распоряжается этим газом - вопрос совсем другой и, так можно выразиться, исторический.
Вторая история, - о долгах «Газпрому». Что, мол, не может он платить в бюджет сполна, если ему самому не платят потребители. Знаменитый «государственник» Рем Вяхирев тут даже заговорил о такой вещи: мол, чтоб заплатить налоги и выплатить пенсии старушкам, нужно занимать деньги на Западе, а их не дают, и другого пути нет, как разблокировать госпакет «Газпрома» под залог займа.
Вопрос о том, как приключилось, что государству принадлежит всего около 40% акций этого национального экономического достояния и кому собственно принадлежат остальные - один из самых интересных вопросов современности и истории экономических реформ в России. Его интересность и глубокая, так сказать, историческая интимность подтверждается, в частности, и тем, что публикаций на эту тему в прессе практически не бывает. - Ну, и мы не о том. Или - почти не о том.
Деньги у «Газпрома», однако же, есть. Вот, например, последний год концерн активно занимается созданием собственного банковского пула. «Газпром» купил сначала 25% «Промстройбанка», а теперь покупает такой же кусочек «Инкомбанка». Все это ему обойдется примерно в 700 млн. рублей, т.е. около 115 млн. долларов. И, если бы не правительственный наезд в связи с финансовым кризисом и уходом Черномырдина, скорее всего купил бы и еще немножечко «Токо». При этом концепция создания одного мощного банка для обслуживания всех расчетов и собственных счетов, - несомненно более логичная, если речь идет об обслуживании собственных нужд корпорации, - была финансовыми экспертами концерна отвергнута. Главный мотив понятен: излишняя прозрачность денежных потоков никому не нужна, нет такой моды. Кроме того блокирующий пакет помноженный на политическое влияние «Газпрома» напрочь привязывет упомянутые банки к нему и позволяет концерну наиболее дешевым способом сформировать собственную банковскую империйку.
Как и во всей российской промышленности, проблема неплатежей - проблема не столько экономики, сколько идеологии. Только идиот будет платить все налоги, если на сэкономленные деньги можно купить большой или небольшой, но всегда симпатичный банчик. А чтобы покрыть долги перед бюджетом - давайте, продадим кусочек государственного «Газпрома». Нельзя же старушкам без пенсии - это ж безобразие. Вот только Рэм Иванович, как известно, очень ревниво и внимательно следит за тем, кто сколько процентов концерна имеет, и едва ли отдаст его ненадежному покупателю. И, если уж сам предлагает, то можно быть спокойным - есть надежные люди. Это ведь у государственной половинки «Газпрома» нет денег, а у другой они могут и найтись. - Классные люди, эти российские магнаты. - Кому нужны налоговые поступления? - Государству. - Ну, вот пусть оно их само себе и платит.
Но вернемся к скандалисту Федорову. - На самом деле стратегия Починка заключалась в том, чтобы отладить некую разумную работу налоговой службы в условиях неразумного налогового законодательства, приспособить его к реальности, сколь возможно, и корректировать де-факто, не надеясь на скорую налоговую реформу (соглашение с «Газпромом» тому пример). Стратегия Федорова нацелена на шум и скандал, демонстрацию невозможности применения существующего законодательства и демонстративного претворения его абсурдности в жизнь, что должно подготовить политическую почву для решительного изменения системы.
Есть и еще один аспект. С точки зрения национальной идеологии налоговый вопрос современности стоит так: сначала разумные налоги, а потом их уплата (точка зрения экономически активного населения) - или наоборот (точка зрения государства). Надо признать, что только предлагаемая Федоровым схема: «исполнение неразумных законов - борьба за их изменение» - характеризует легальное общество, а традиционная: «неисполнение неразумных законов - поругивание власти - выпивка - закуска» - имеющееся в наличии контр-легальное.