Воскресное приложение к газете «Times» публикует статью «Blair is one of the bad guys in Russia’s new War and Peace».
«Российского художника уже окрестили новым Львом Толстым всего через месяц после выхода его 1500-страничного романа.
Максим Кантор добился славы в среде русского андерграунда в 80-ые – 90-ые, 140 его картин выставлялись в Британском музее. На создание современного варианта «Войны и Мира» его подвигло разочарование в российской демократии.
«Я мечтал написать большой роман о том, что случилось с моей страной и миром», - сказал Кантор. «Очевидно, что последние 20 лет стали для нас очень драматичным и важным периодом, но возникли серьезные вопросы о свободе и цивилизации, которые просто необходимо задать. Я думал над этим на протяжении многих лет. И в один прекрасный день, когда мне исполнилось 44, я понял, что если я не начну свою книгу сейчас, то не начну никогда».
Кантор потратил 4 года на создание эпического труда «Учебник Рисования», который начинается с повествования о том, как Михаил Горбачев пришел к власти и повествует от последующих 20 годах перемен в России.
Несмотря на то, что на первом плане в романе судьба одной семьи, значительное место уделено политической сатире на людей искусства, критиков, силовиков, олигархов и политиков, среди которых оказались Борис Ельцин, Владимир Путин и даже Тони Блэр.
«Эта книга о кризисе Христианской этики, о закате Европы и европейского гуманизма», - поясняет Кантор. «Эта книга о любви, о судьбе России. Она о том, что такое свобода на самом деле и оказались ли последние 20 лет напрасными.
Когда шесть недель назад книга вышла, слухи о её взрывном содержании обеспечили продажу 1000 экземпляров в первый день. За полтора месяца было продано 8000 книг, обеспечив роману статус бестселлера.
Кантор получил массу отзывов: сотни писем читателей, отзывы критиков, назвавших роман «политическим землетрясением», книгой заинтересовались издатели от Лондона до Милана. Обозреватель газеты «Коммерсантъ» Валерий Мельников (вероятно, имеется в виду Григорий Ревзин – прим. «Полит.ру»), назвал его книгу «величайшим романом со времен «Доктора Живаго»», по его словам, при чтении его посетило ощущение, что «бомба уже взорвалась».
Кантор заявляет о том, что он никогда не рассчитывал, что книга получится такой большой. «Сперва я думал, что в ней будет 300 страниц. Когда их оказалось уже 400, я подумал, что всё ещё не ответил на самый главный вопрос, и просто продолжил писать».
У книги необычная структура. Каждая глава начинается с пары страниц, в которых повествуется о технике рисования. А после каждых 2 глав дается политическая хроника с комментариями по экономике, искусству и международным событиям, например таким, как война в Ираке.
События, происходящие вокруг династии немецких евреев Рихтеров, отчасти основана на истории семьи самого Кантора. «Моя мать – русская из северной российской деревни, очень строгая, мой отец - еврей из Аргентины, образованный человек, философ, его арестовали при Сталине.
Главный герой романа, Павел Рихтер – молодой художник влюбляется в журналистку, но в настоящих толстовских традициях оказывается обманутым. «Эта история является зеркальным отражением того, что произошло со страной, это предательство ценностей».
Книга обличает разгул коррупции, не щадит и людей, находящихся у власти. Прообразами олигархов в романе стали Роман Абрамович и Борис Березовский. Экс-президент Ельцин предстает в виде пьющего «неуклюжего болтуна с большой мясистой головой», которого сменяет непьющий Путин.
«Некоторые испугались появления нового президента» - пишет Кантор. «Их пугало, что он был полковником того ужасного КГБ, которое пугало их на протяжении всей их жизни. Что происходит? – спрашивали они. «Мы всё это время сражались за демократию, а теперь смотрите, что случилось. Они назначили полковника КГБ управлять страной!»
Многие издатели не хотели публиковать этот роман, опасаясь последствий по отношению к тем, кто подвергает сомнению позитивный образ сегодняшней российской власти. Когда Кантор наконец-то нашел смелого издателя, он настоял, чтобы книга вышла немедленно.
Публикация вызвала оцепенение в кругах, к которым долгое время принадлежал Кантор. Товарищи художники почувствовали себя преданными этим повествованием, в особенности, после того, как Кантор обвинил интеллигенцию в появлении Путина.
«Вы должны осознать, - утверждает один их его персонажей, - он был назначен людьми с самыми демократическими убеждениями».
Кантор не испытывает сожаления: «Одной из причин, по которой я написал эту книгу был стыд. Люди в России чувствуют себя обманутыми. Все эти слова – «демократия», «прогресс» и «светлое будущее» - к которым мы стремились, оказались бессмысленными и одной из причин этого, стало предательство со стороны интеллигенции.
Припас он гостинец и для Тони Блэра. «Британское общество привыкло к злодеяниям», пишет он, упоминая торговлю оружием и войну в Ираке. «Британия – страна, которую я обожал с детства и которая олицетворяла для меня некоторые стандарты морали и совести. Но за последние 8 лет всё это было потеряно, и я виню Блэра и его лицемерие в разрушении этого образа».
Перевод «Полит.ру»