будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 7, 2006
Архив проектов

Учимся рисовать


Нет сейчас книги более неоднозначной и скандальной, чем роман Максима Кантора "Учебник рисования". Десятки узнаваемо изображенных на его страницах людей искусства хором пишут разгромные рецензии, а "нормальные" читатели просто не берут книгу в руки - слишком толстая. Между тем известный художник просто нарисовал правду. Не больше, но и не меньше.
 
Издательство "О. Г. И." , специализировавшееся до сих пор в основном на тоненьких книжках современных стихотворцев, "не тянущих" на элитную серию "Пушкинский фонд", и прочей достойной, но безопасной продукции, выступило неожиданно и мужественно. "Учебник рисования" Максима Кантора - книга, вываливающаяся из всех стандартов, считающихся в современном литературном быту приличными. Во-первых, это ни много, ни мало, а полторы тысячи страниц; огромные белые тома грозят оборвать дамскую сумочку. Во-вторых, это роман идей (жанр, как знает каждый прогрессивный индивидуум, давно почивший). В-третьих, роман этот - плевок в лицо всей эпохе, но в первую очередь тем, кто будет его читать: знаменитой русской интеллигенции, которой ясно высказано, чем она добровольно стала и что это за бурые пятна у нее на руках.

История последних 20 лет нашей страны показана с необычного ракурса: изнутри московской арт-тусовки. Максим Кантор - художник. Успешный и известный как в России, так и за рубежом. Участвующий в так называемом "современном творческом процессе". Коллеги не ждали от него удара в спину; вольно ж им было быть беспечными - Кантор не пощадил никого. В том числе себя, но это не важно. Неизбежны яростные и высокомерные отзывы оскорбленных представителей художественного сообщества, узнавших себя и свой мир на страницах канторовской книги. Но бессмысленно бить того, кто сам раскрылся и сказал: "Бей!" - он выдержит.

А Кантор именно раскрылся, демонстративно подставился под все предсказуемые удары. Книга фантастически наивна. Автор стремится дать моральную оценку чуть ли не всему развитию человечества за последние десятилетия, а для этого, естественно, необходимо представить это развитие как систематическое, что, понятно, удается ему не лучше, чем удавалось, например, Марксу (кстати, именно с "Капиталом" сравнивает свою книгу сам Кантор). Книга несправедлива по отношению ко многим конкретным людям и обстоятельствам, читателя покоробит определенная, за уши притянутая неправда, сказанная, например, о Горбачеве или Солженицыне. С другой стороны, абсолютно фантастическая история хорька, прошедшего нелегкий путь от изнасилованной жертвы смелого перформанса до депутата и одного из вершителей судеб страны, выглядит вполне честной иллюстрацией времени.

Довольно смешно читать описания бесед российских президентов и олигархов - понятно, что автор рядом не стоял и свечку не держал. Но, в отличие от политического детектива - жанра, в котором упражняется, например, Проханов, - подобные неубедительные фрагменты не составляют существо книги Кантора. Поскольку они были нужны ему для достижения главной цели - постольку он их написал. Конечно, смешно читать, что авангардный художник Гриша Гузкин, делающий карьеру через постель немецкой баронессы, в итоге узнает, что как раз ее дед бомбил Гернику, а дядя отличился по части уничтожения могилевских евреев. Смешно узнавать, что дюссельдорфский дантист, оказывается, правит миром, а смертоносный призрак испанской революционерки Марианны Герилья состоит в домработницах у бывшей жены скульптора с громкой грузинской фамилией. Смешно читать чуть ли не двадцатистраничный диалог между убийцей с топором в руке и его не теряющей самообладания жертвой - однорукой, но бессмертной. Но именно так смешны и неправдоподобны диалоги Порфирия Петровича с Раскольниковым, именно так нелепа и неправдоподобна тетрадь Ипполита в "Идиоте". Не желая сравнивать художественные достоинства, скажу все-таки, что эта повсеместная неправдоподобность деталей и очевидная правдивость книги в целом роднит Кантора именно с Достоевским. По цели высказывания "Учебник рисования" наиболее близок к "Бесам". Советское и антисоветское литературоведение бесами сочло революционеров-социалистов и закрыло тему, но у каждого времени свои бесы, и Кантор показал нам - наших. Большинство типажей его книги очень узнаваемы, и в то же время почти все они - типичные "граждане кантона Ури".

Конечно же, значительное место в романе отведено рассуждениям об искусстве, прежде всего - об авангарде. О его идейных истоках, о его связях с христианством, революцией, фашизмом. Как всякое обобщение, канторовские оценки чрезмерны. Но они умны, основательны и последовательны. В конце концов, должен был не дилетант, а признанный профессиональный художник однажды громко сказать по поводу "Черного квадрата", дюшановского писсуара и всего наследовавшего им искусства, что "король-то голый". Кантор это сказал, причем предельно убедительно. За что лично я испытываю к нему огромную признательность. Не умеющий рисовать лошадку не имеет права зваться художником. А тому, что для этого нужно умеющему, посвящены идущие контрапунктом к основному действию коротенькие главы собственно учебника рисования. Они, кроме технических советов и экскурсов в историю живописи, полны тривиальных истин и этического пафоса. Но тривиальная истина - это истина, а без этического пафоса настоящее искусство невозможно. Подобный взгляд сейчас настолько маргинален, что для его публичного высказывания нужна, пожалуй, даже и смелость. Что ж, похоже, Кантор не трус.

"Учебник рисования" - роман-миссия. Он написан с простой, скромной и нескрываемой целью - спасти Россию. С архаичной убежденностью русского писателя, что если слово правды будет сказано до конца, то и спасение уж как-нибудь да устроится. Не случайно художник Кантор отложил кисть ради клавиатуры: для литературоцентричной еще вчера России слово, несомненно, сакральнее цвета. В связи с этим, приближаясь к финалу книги, я испытывал нарастающее беспокойство: как вывернется автор - Россия-то вон, за окном, и не спасена по-прежнему. Спасут канторовские герои отечество - соврет романист, не спасут - уж больно обидно будет, деморализующий эффект огромный, еще один гвоздь в крышку...

А лучшие из персонажей книги и за сотню страниц до конца все мучаются традиционным интеллигентским гамлетизмом, да и что они могут! (Вообще, гамлетовские аллюзии в романе повсеместны, ходящие парой искусствовед Роза Кранц и правозащитница Голда Стерн - лишь самая поверхностная из них). Вывернулся Кантор виртуозно и неожиданно мудро для столь страстного повествования. Каждый из тех немногих героев, от которых хоть чего-то можно ожидать, совершает свой подвиг. Почти во всех случаях бессмысленный, нелепый и неудачный. Некоторым он стоит жизни, другим - свободы. С Россией все по-прежнему. Кроме одного маленького нюанса: страх преодолен, честь спасена. Хотя бы кем-то. А значит, и в общем случае все не безнадежно. Снова несчастливый художник пишет картины, и снова русские мальчики клянутся у камня на Воробьевых горах - читатель может смеяться. "Это ничего, человек часто смеется над добрым и хорошим; это лишь от легкомыслия; но уверяю вас, господа, что как усмехнется, так тотчас же в сердце скажет: "Нет, это я дурно сделал, что усмехнулся, потому что над этим нельзя смеяться!""

Культпросвет
Дмитрий ВОЕВОДА

Источник
 

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).