В Украине создана парламентская комиссия по расследованию убийства журналиста Георгия Гонгадзе
В Украине по-прежнему не могут найти убийц и заказчиков убийства журналиста Георгия Гонгадзе. Как известно, в "кассетном скандале" (так называемые пленки экс-охранника президента Украины) присутствует обезглавленное человеческое тело, записи, сделанные в кабинете президента Кучмы майором Мельниченко, который из охранника за четыре года перепрофилировался в бизнесмена "пленками Мельниченка". В Киеве даже говорят "кассетный скандал и пленки Мельниченко" стали прекрасной торговой маркой, а многие политики сделали эту тему своей постоянной политической предвыборной программой. Более того, даже одиозный Борис Березовский – и тот поучаствовал в этом доходном политическом бизнесе.
Крутой замес
Речь идет о так называемом «кассетном скандале», с которого начались все украинские революции (в том числе, и «оранжевая»). Собственно говоря, странность этого дела состоит в том, что, несмотря на очевидную скоординированность всех действий в его рамках и явные признаки информационной операции, на протяжении пяти лет общество и политикум стыдливо прятали глаза. Ибо по чьему-то ловкому замыслу первичным стал журналист Георгий Гонгадзе, чей обезглавленный труп (впрочем, мать журналиста по сей день не верит, что это – тело ее сына) был обнаружен в лесу под небольшим городом Тараща. Совершенно случайно – на территории избирательного округа лидера Социалистической партии Украины Александра Мороза, впервые придавший гласность записям из кабинета Кучмы и «оседлавший» тему под условным названием «убийцы Гонгадзе должны быть наказаны».
И то обстоятельство, что майор Николай Мельниченко сделавший записи и вывезший их в США, и Александр Мороз, и голландский политтехнолог Лоуренс Слот, «раскрутивший» скандал с помощью европейских СМИ и интернета по сути совершили преступление против суверенного государства, осталось «за кадром». Кстати, «экспертами», давшими европейской прессе некое моральное право действовать, в 2000 году выступили три украинских студента, учившиеся в Амстердаме. Они подтвердили, что на пленке – голос Кучмы, отдающего распоряжение уничтожить журналиста.
В итоге долгие годы на повестке дня стоял вопрос: «Кучма и его приспешники виноваты, поскольку об этом сказано в записях». Именно на этом и выезжала Соцпартия, а заодно и все остальные революционеры, всколыхнувшие страну «народными судами» над Кучмой и в итоге выведшие ее на оранжевый Майдан независимости в Киеве. Там новая власть поклялась найти и наказать заказчиков убийства… но утонула сначала во внутренних склоках за дележ власти и собственности, а затем судорожно забарахталась в экономических проблемах.
Как результат, в конце сентября социологические опросы зафиксировали любопытную картину: в стране не осталось почти ни единого политика, которому граждане доверяют. И президент Виктор Ющенко, и экс-премьер Юлия Тимошенко, и вчерашний «антигерой» Виктор Янукович имеют отрицательный рейтинг доверия. Единственный, кто «в плюсе» - глава Верховной рады Украины, глава Народной партии Владимир Литвин.
И, в преддверие парламентских выборов, которые пройдут в марте 2006 года, говорить всем «неудачникам» осталось только на две темы: критиковать новую власть за провалы практически во всем, да снова требовать «покарать убийц журналиста». Причем теперь в компании непокаранных с подачи Соцпартии оказался и спикер Литвин, которого она избрала в качестве главного объекта атаки. Избрали, скорее всего, потому, что и спикер, и его партия попытались перенести наконец акцент с факта убийства на необходимость найти организаторов «кассетного скандала» вообще. Ведь, несмотря на горы информационного мусора, скопившегося за пять лет, совершенно понятно, что Гонгадзе убивали «под пленки». А тот факт, что всемирно известный скандал с якобы поставками Украиной Ираку в обход международных санкций систем раннего оповещения «Кольчуга» накануне американского вторжения тоже начался с записей Мельниченко, упорно замалчивается.
Две комиссии
В своих нападках социалисты и Александр Мороз (трижды проигравший президентские выборы) формально опираются уже на доклад главы временной парламентской следственной комиссии Григория Омельченко, заявившего с трибуны, что в смерти Гонгадзе виноваты не только президент Кучма, и покойный ныне министр МВД Юрий Кравченко, но и спикер Литвин, «подстрекавший» к убийству. Правда при этом социалисты умалчивают, что парламентские слушания инициировал как раз Литвин, а доклад Омельченко – лишь его личное мнение, поскольку официальных выводов, подписанных всеми членами следственной комиссии, не существует.
Более того, в своем докладе депутат Омельченко подтвердил, что майор действовал в составе организованной и группы, а также заявил буквально следующее: «Я сам, как офицер Службы безопасности Украины, хочу знать лишь одно: правду, кто организовал записывание, кто на каком этапе, какова была чья роль, кто выполнял какое задание, и снять все вопросы: агент ли он Москвы, или агент Запада, или агент какой-то финансово-промышленной группы». Этот пассаж человека, двадцать лет проработавшего в системе МВД в качестве преподавателя, и лишь потом получившего звание полковника СБУ, и вызвал больше всего эмоций: а чем, собственно говоря, занималась комиссия?
Что так хотел сказать Омельченко, публично заявлявший, что ему препятствуют озвучить итоги расследования, если из его уст не прозвучало ни одного нового факта? Так что решение парламента, которым данная комиссия сразу же после доклада прекратила свое существование, выглядит весьма логичным. Фактически главный представительский орган страны ликвидировал инструмент и практику политического шантажа.
Кстати об агентах. Упомянутый в начале статье Борис Березовский недавно заявил в интервью украинскому «5 каналу», что помогал беглому майору потому, что тот «не имел средств к существованию», и вообще всегда сочувствовал украинской революции. При этом Борис Абрамович явно скромничает, российский олигарх платил экс-охраннику, но потребовал от него, отойти на вторые роли, предполагающие отстраненность от уголовного процесса "дело Гонгадзе". Более того, был создан специальный интернет-сайт «Пятый элемент», который занимался "продвижением" секретных записей майора Мельниченко в украинские СМИ. После этого информацией о немалых финансовых вливаний в украинское "оранжевое дело" активно заинтересовались и коммунисты, и первый президент Украины Леонид Кравчук представляющий объединенных социал-демократов.
Без эмоций
Все это, в комплексе с требованиями Владимира Литвина заняться, наконец, главным, привело к тому, что в минувший четверг на трибуну Верховной рады вышел народный депутат Виктор Драчевский - генерал-майор милиции с 25 годами стажа оперативной работы, с огромным опытом в раскрытии многих тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе, заказных убийств.
По его словам, имея на руках «доказательства», подобные пленкам майора, никто не имеет права говорить, во-первых, о собственной напряженной работе, а во-вторых (и в главных) - обвинять людей, нарушая при этом презумпцию невиновности, Конституцию Украины и просто нормы морали. «Как народный депутат, я задаю себе вопрос: какая страна в мире потерпела бы, чтобы человек, допущенный к государственным секретам, торговал пленками по всему миру, и уже сегодня сделал на этом бизнес? …Украина, как государство, должна разобраться в этом очень серьезно, потому что кассетный скандал представляет собой реальную угрозу национальной безопасности страны», - заключил генерал.
Депутат предложил создать под своим руководством временную парламентскую следственную комиссию по расследованию обстоятельств организации кассетного скандала и его влиянию на состояние национальной безопасности Украины. Что и было сделано немедля 335 голосами – то есть числом, превышающим даже конституционное большинство.
Уже вечером того же дня в Киев прибыл российский политтехнолог Глеб Павловский, который был замечен в компании «лиц, приближенных к руководству Социалистической партии Украины». Теперь декларации Александра Мороза типа «эта риторика использовалась пять лет назад» окажутся обычной пропагандистской уткой. Лидеру социалистической партии наконец придется предъявить майора Мельниченко украинскому правосудию, а также рассказать самому как, при каких обстоятельствах, на каких носителях он получил записи и с кем контактировал за границей.
Пооткровенничать с суровым генералом Виктором Драчевским придется и майору и тем народным депутатам Украины, которые вывозили на своем "неприкосновенном теле" магнитофонные записи за границу, на квартирах которых происходил монтаж отдельных участков записи (что уже установлено Гепрокуратурой) и которые изо всех сил доказывают всему миру, что их родная Украина – преступное государство с преступниками во главе.
Самое главное, что в руки профессионалов из Генпрокуратуры попадет существенно больший массив информации, собранной профессионалом же. А суд, который состоится непременно, даст, наконец, ответы на вопрос кто и почему на самом деле организовал «кассетный скандал», кто же те люди, которым нужна власть любой ценой. Даже если цена – стабильность в обществе, международная репутация Украины и человеческая жизнь.
Виктор Николаев, Киев-Москва