Назначение министром финансов Михаила Задорнова и последовавшая затем скандальная отставка финансового вице-премьера Шохина, названная премьером Примаковым «капризным демаршем», составила главный сюжет конца недели. Любопытно и весьма знаменательно, что первый же открытый конфликт, разразившийся в новом правительстве, произошел не на предсказывавшейся всеми линии фронта: коммунист Маслюков - умеренный рыночник Шохин, - а между теми, кто должен был, по замыслу, блюсти в кабинете остатки вменяемой экономической политики.
Не все пружины этой интриги вполне ясны: поскольку Шохин в кабинете являлся очевидным и прямым представителем В.Черномырдина, его размен на практически не имеющего политической базы, «независимого» выдвиженца Задорнова должен был иметь весьма веские основания и влиятельных сторонников. Однако общие контуры этого пейзажа и логика сюжета вполне выписаны. - Собственно, жизнь воспоследовала предположениям Полит.Ру. Очевидная политизированность и амбициозность Шохина, превратившаяся за его думские годы в безнадежную хронику, совершенно противоречила той функции «крайнего», пытающегося сохранять элементы здравомыслия на пьяном корабле, которая становилась все более актуальной в последние недели. - Ведь все-таки кто-нибудь должен что-нибудь делать! Ни Маслюков, ни губернатор Густов, ни социальная дама из Греции к этому явно не приспособлены.
Между тем характерно, что к первому четверговому заседанию правительства, от коего ждали каких-то вразумительных заявлений о принципах экономической политики, концептуальные материалы были подготовлены председателем ЦБ Геращенко и пребывавшим в эфемерной консистенции и.о. Задорновым. Шохин же занимался борьбой за «своего» министра финансов и рассуждениями о степени ответственности всех членов кабинета Кириенко за положение в стране. - Еще в момент назначения Шохина на должность остроумный М.Леонтьев в передаче «На самом деле» вспомнил шутку в коридорах Белого дома времен прошлого вице-премьерства Шохина, пытавшегося тогда подчинить себе министерство экономики: «Шохин тянет одеяло на себя, чтобы потом под ним спать».
Шохин заявил уходя, что не хочет быть «фиговым листком» или «витриной» нового правительства. На счет листка я как-то не знаю, но начет «витрины» - тут все как раз наоборот. - Шохин именно воспринял свою должность как положение статусного либерала - того, без кого набранный на принципах праотца нашего Ноя кабинет обойтись по определению не может. Главным своим козырем он считал то, что после дефолта, к которому причастны и Чубайс, и Б.Федоров, он остается едва ли не единственной приемлемой фигурой на переговорах с Западом. (Именно Шохин некогда подписал соглашение о реструктуризации советско-российского внешнего долга.) - Однако первые же раунды этих переговоров показали, во-первых, что Примаков не хочет отдавать под его полный контроль эту материю, а самое главное - что его внешность совершенно не произвела на иностранцев никакого впечатления. Действительно, одно дело было переговариваться с Шохиным, наделенным доверием премьера Черномырдина и президента Ельцина в 1993, и совсем другое - сегодня, когда он представляет в кабинете интересы «проигравшей» черномырдинской стороны.
Однако сугубый вопрос о текущих делах и описанная выше думско-санаторная позиция Шохина просто вынуждала Примакова оставить Задорнова. - Кто собственно составит смету доходов-расходов на ближайшие три месяца (ибо старый бюджет представляет интерес лишь как памятник письменности) и хоть как-то набросает бюджет 1999 г.? - Пушкин? - Шохин? - Но еще большую остроту эта коллизия приобрела после того, как стало ясно, что единственным центром принятия экономических решений на сегодня является Центральный банк.
Геращенко, за спиной которого, по мнению многих, на некотором отдалении просвечивает лысина московского мэра, действительно, опередил правительство и в вопросе формирования собственной команды, стремительно проведя своих людей в совет директоров, и в выработке собственной программы, и - что самое важное - в том, что уже практически начал ее реализовывать. Так, проведя серию взаимозачетов, Геращенко, фактически, провел кредитную эмиссию (кстати, с «взаимозачетов» начал он свою деятельность в качестве председателя ЦБ и в 1992, дав старт полномасштабной инфляции).
Следующим шагом в осуществлении его программы должно стать введение множественного курса рубля. Если прежний ЦБ видел свою задачу в управлении денежно-кредитной политикой, обеспечивающей стабильность рыночного курса рубля, то Центробанк по Геращенко будет управлять и денежно-кредитной политикой и курсом рубля. Иными словами цена доллара для экспортеров, продающих ввезенную валюту, и импортеров, покупающих ее, будет определяться не путем прямого торга, а через посредство Центробанка, который организует для них площадки в разных уголках биржи. Соответственно, и курс, по которому экспортеры свои доллары должны продать, и количество долларов, которое импортеры смогут приобрести, будет ЦБ регулироваться, а завершать всю конструкцию будет группа банков-партнеров (как они названы в программе Геращенко), которые по поручению ЦБ будут торговать за определенную маржу на этих площадках. Нет сомнения, что эта схема значительно смягчит и упорядочит нынешний кредитно-денежный коллапс, трансформировав его в некую форму кризисного управления. Однако на внешний вид - по сравнению с системой, которая в результате возникнет, канувшая эпоха «олигархов» покажется, несомненно, временем безбрежного либерализма. Действительно, конструкция, при которой один из агентов рынка выступает в качестве неформального представителя государства и осуществляет по совместительству некоторые его функции, напоминает более всего именно лужковский капитализм, где те или иные функции власти постоянно становятся предметом аренды со стороны приближенных коммерческих структур.
Вероятно, на фоне столь стремительного и напористого формирования Центробанком нового (впрочем, точнее - нового старого, ибо уполномоченные банки и спецэкспортеры - все это мы уже проходили) облика российской экономики правительство и вынуждено было закончить период своего формирования. Причем, самым простым и пожарным способом. - Закрепление поста министра финансов за Задорновым и уход Шохина сопровождался еще целой пачкой новых назначений, объединяет которые одна существенная деталь: практически все новые назначенцы (министр путей сообщения Н.Аксеенко, транспорта - С.Франк, топлива - С.Генералов, наконец, назначенный сегодня министром госимущество Ф.Газизуллин) работали на своих постах и в правительстве Кириенко. Картина дополняется назначением министром экономики А.Шаповальянца, работавшего давно то замом, то первым замом в своем министерстве, причем, это назначение обставлено особо: Шаповальянц сразу почти был назначен главой делегации на переговорах по реструктуризации ГКО, а сегодня докладывал Ельцину об антикризисных мерах кабинета, получив таким образом вице-премьерские шохинские функции.
Таким образом разделение труда (лоббисты и работники) должно пройти в кабинете не по вертикали (Шохин против Маслюкова), а по горизонтали: под политическими премьерами и вице-премьерами остается слой профессионалов-функционеров, не имеющих политических интересов, а потому способных (в идеале) принимать сколь-нибудь осмысленные экономические решения или - по крайней мере - амортизировать последствия решений, принимаемых наверху. Впрочем, экономический вице-премьер такому правительству все-таки понадобится, однако назначить его до октябрьских акций протеста коммунистов совершенно невозможно - никого правее Шохина коммунисты Примакову не простят. А следовательно, все мы вместе с правительством будем подождать, пока красные отстреляются. Октябрь на дворе.