Открытое письмо президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Художественная общественность столицы шокирована тем, что уничтожен общественный культурный центр «Московский Дом скульптора». В результате произвола и возмутительной несправедливости 4 февраля 2009 г. московские скульпторы были цинично выброшены из Московского Дома скульптора. Грубо попраны наши права — право на труд, отдых, общение, пользование достижениями культуры и воспитание будущих поколений. Оскорблены, оболганы и унижены старейшие и достойнейшие мастера российской культуры, академики, народные художники — гордость Москвы и России.
Особняк в Спасоналивковском переулке, д. 4 относится к Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры только благодаря тому, что он стал Домом скульптора. Если бы не инициатива московских художников, не их личные деньги и труд на субботниках, ветхий дом был бы безжалостно снесён, разделив судьбу многих зданий исторической застройки этого района Москвы. Московские скульпторы – народный художник СССР академик Ю.Ю. Орехов, народный художник РФ член-корреспондент Академии художеств В.Х. Думанян, народный художник СССР, академик Ю.Л.Чернов, народный художник СССР академик В.Е.Цигаль, народный художник России И.А.Попов в 1974 году добились отмены решения Мосгорисполкома о сносе этого дома. Им удалось доказать, что это здание представляет культурную ценность для Москвы и России, что и было закреплено решением Совета Министров СССР. Московский Дом скульптора 34 года служил людям как общественный центр, бесплатный для зрителей и для художников. Мы обращаемся к Вам, Дмитрий Анатольевич, потому что решение проблемы лежит не в юридической плоскости, а в области строгого выполнения чиновниками среднего уровня Указов Президента России № 1904 и №1010.
Проблема Московского Дома скульптора – проблема общественной морали, нравственной позиции власти, проблема политической воли руководства страны во взаимоотношениях с творческими людьми, художниками в самом широком смысле этого слова. Повсеместно падает социальная защищённость и принижается значение труда художника. Пример отношения власти к Московскому Дому скульптора стал символом того, что власть не умеет строить отношения с творческой интеллигенцией.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вдумайтесь в абсурдность ситуации – и в случае с Центральным Домом Актёра, и с Московским Домом скульптора употребляются одни и те же выражения – «спасение», «защита»... Спасение от кого? От врага, от неведомого Мамая, от стихийного бедствия? Нет, от власти столоначальников, то есть от той самой бюрократии, с которой Вы тоже боретесь.
Казалось бы, не так много нужно, чтобы полностью восстановить авторитет власти. Первый шаг был сделан Виктором Алексеевичем Зубковым. Он потребовал от своих подчинённых собрать совещание с участием скульпторов. Сделано это было именно потому, что открылась недобросовестность со стороны заинтересованных лиц, готовивших то ужасающее распоряжение, в котором скульпторы отсутствовали полностью. Совещание собрано не было.
За прошедший год мы посетили много кабинетов, мы неоднократно получали действенную и очень ценную помощь от депутатов Московской городской Думы, от депутатов Государственной думы, от партии «Единая Россия», в Аппарате Правительства и Администрации Президента, нашли понимание в Министерстве экономического развития.
Существенным аргументом в защите интересов культурного центра является, кроме прочих, Указ Президента РФ № 1904 от 12.11.1993 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации", а также Указ Президента РФ от 01.07.1996 года № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации», прямо предписывающие федеральным и иным органам власти оказывать всяческое содействие творческим организациям, в частности, и в вопросах закрепления права пользования зданиями и сооружениями, в которых они находятся по тем или иным основаниям более 10 лет.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Просим Вас помочь остановить этот беспримерный цинизм и сохранить Московский дом скульптора, в который сотни людей вложили свой труд, свой талант, свои средства и с которым связывают свою профессиональную жизнь.
Съезд Московского Союза художников