7 декабря Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи провёл парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение создания и ведения единых государственных информационных ресурсов». Председатель Комитета Валерий Комиссаров, открывая слушания, обратил внимание на необходимость создания единого информационного пространства для эффективного государственного управления.
Эта задача была сформулирована в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. В документе, утверждённом президентом 7 февраля 2008 года, заявлены весьма амбициозные целевые показатели: доля государственных услуг населению с использованием информационных и телекоммуникационных технологий в общем объёме госуслуг должна составить к 2015 году 100%, а доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объёме документооборота – 70%.
Для достижения таких показателей внедрения электронного государства, по мнению члена Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председателя подкомитета по технологическому развитию Ильи Пономарёва, необходимо скоординировать работу различных ведомств. Ведь до сих пор между ними не согласованы технологические подходы, отсутствует единый набор методик и стандартов. Созданный же в этих целях Совет главных конструкторов, по словам депутата, недостаточно репрезентативен.
Илья Пономарёв отметил и «большое отставание нормативной поддержки внедрения системы электронного государства со стороны правительства». До сих пор не принят ни закон об электронном документе, без чего невозможен юридически обоснованный документооборот, ни закон об электронной торговле. Для оказания значительного набора госуслуг, по словам парламентария, необходимо принять закон о едином государственном регистре населения (ЕГРН), позволяющий идентифицировать каждого гражданина страны. Назрел вопрос и о принятии поправок в 94-й федеральный закон о государственных закупках, закрепляющих «понятие долгосрочного контракта, который обеспечивал бы преемственность производимых работ».
В настоящее время в различных органах государственной власти существуют свои информационные системы, и некоторые из них были продемонстрированы на слушаниях – представителями Минздравсоцразвития и Минпромторга. Однако содержащиеся в ведомственных информационных системах сведения, как правило, недоступны другим госструктурам для оперативного использования. Это, как отмечали участники парламентских слушаний, приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации, которая к тому же далеко не всегда оперативно обновляется.
Президент компании «Cognitive Technologies» Ольга Ускова предложила разработать общероссийскую систему классификации продукции. По её мнению, необходимо создать национальный фонд нормативно-справочной информации, который занимался бы ведением общероссийских классификаторов продукции и выработкой единых стандартов номенклатурных позиций. Это позволило бы ежегодно экономить не менее 500 млрд. рублей. Ольга Ускова привела пример США, где ещё в 60-е годы прошлого века была внедрена единая система каталогизации продукции. Обошлась она в 400 млн долларов, но принесла многократный экономический эффект – в 12 млрд долларов.
По итогам дискуссии приняты за основу рекомендации, которые – после включения высказанных в ходе парламентских слушаний предложений – будут направлены в федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти.
В проекте рекомендаций предлагается реализовать программу работ по унификации терминологии, кодов, правил и процессов в области информационных технологий, особенно в области Интернет и электронной торговли. Признано необходимым обеспечить синхронизацию общероссийских, ведомственных и корпоративных классификаторов, справочников, словарей, разработать типовые правила описания товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральной системой каталогизации продукции, международными стандартами и лучшими решениями из отечественного опыта, а также синхронизировать коды и описания продукции между разработчиками, производителями, поставщиками и покупателями продукции.
Правительству Российской Федерации участники слушаний рекомендуют определить уполномоченный орган, ответственный за создание и ведение единого фонда нормативно-справочной информации для применения в государственных закупках.
Государственной Думе предложено ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов об электронном документе, электронном документообороте и электронной торговле. После принятия вышеназванных федеральных законов потребуется внести изменения и дополнения в законодательство субъектов Федерации.
3аконодательным и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется разработать комплекс мер, способствующих созданию, эффективному функционированию и развитию региональных центров ведения нормативно-справочной информации в соответствующих регионах России.
По мнению председателя подкомитета по технологическому развитию Ильи Пономарёва, участники парламентских слушаний выразили заинтересованность в наведении порядка в сфере государственных информационных ресурсов. «Слушания прошли энергично. Это был содержательный разговор, в ходе которого не только обозначены назревшие проблемы, но и предложены конкретные законодательные меры, – отметил депутат. – «Надеюсь, правительство воспримет наши рекомендации, и мы совместными усилиями запустим необходимые законы, в частности, давно зависший в Думе законопроект об электронном документе».