16 июня 2016 года «Балтийский завод-Судостроение» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) спустил на воду головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, строящийся по заказу Госкорпорации «Росатом».
В церемонии спуска на воду приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко; полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном округе Владимир Булавин; губернатор Мурманской области Марина Ковтун; член Совета Федерации Федерального собрания РФ, президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников», президент Государственной полярной академии Артур Чилингаров; генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко; генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша; президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов; генеральный директор «Балтийский завод – Судостроение» Алексей Кадилов и другие.
С вводом в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта 22220 главной задачей ФГУП «Атомфлот» станет обеспечение круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Головной атомный ледокол проекта 22220 строится на класс Российского морского регистра судоходства (РС) на «Балтийском заводе-Судостроение» по заказу Госкорпорации «Росатом» (закладка судна состоялась 5 ноября 2013 года) и станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире. Ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек (в частности, на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы). Ледокол также может использоваться для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом, составит 2,8 метра.
Атомоход назван в честь легендарного ледокола «Арктика», ставшего первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном положении.
Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Ледокол будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна. РИТМ-200 – инновационная, не имеющая зарубежных аналогов и полностью отечественная разработка одного из старейших конструкторских бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород, входит в состав АО «Атомэнергомаш»). Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый - больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах – 140-150 мегаватт). В то же время «РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее.
Первый из двух реакторов силовой установки машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» отгрузило на «Балтийский завод» 26 мая 2016 года. В настоящее время оборудование уже находится на площадке завода. В настоящее время на производственной площадке «ЗиО-Подольск» готовится к отгрузке второй реактор для силовой установку. До конца июня он будет доставлен в Санкт-Петербург после чего обе реакторные установки будут смонтированы и займут свое законное место на судне.