Громкому и публичному украинскому триумфу Патриарха Кирилла предшествовало не менее значимое для Русской Православной Церкви завоевание, которое было зафиксировано в куда более камерной обстановке президентской резиденции в подмосковной Барвихе. Здесь Д.А.Медведев встретился с лидерами традиционных для России конфессий и ответил на два их обращения - о преподавании истории и культуры основных религий в качестве базовой школьной дисциплины и о введении в Вооруженных силах Российской Федерации института военных священников.
Под обоими документами первой стояла подпись Святейшего Кирилла. Мусульманская и иудейская религиозные общины ныне также поддержали своими голосами позицию православных, несмотря на ранее имевшие место возражения некоторых муфтиев и раввинов.
Что же будут представлять собой на практике решения в сфере школьного образования и воспитания, принятые Президентом России?
Уже с весны будущего года в четвертом и пятом классах школьники дважды в неделю будут изучать - по собственному выбору и по решению своих родителей - одну из трех новых дисциплин: либо религиозную культуру одной из конфессий (православия, ислама, иудаизма или буддизма), либо историю и основы культуры ведущих мировых религий, либо основы светской этики. Выбор одного из трех образовательных модулей станет обязательным для ученика.
Но сначала будет проведен масштабный эксперимент в 18 регионах, входящих в шесть из семи Федеральных округов России.
Трехлетний экспериментальный период в цифрах Минобрнауки выглядит так: это 12 тысяч российских школ, а в них - 20 тысяч классов, 256 тысяч детей и 44 тысячи преподавателей. С 2012 года новая система распространится на все российские школы.
Преподавать «Основы религиозной культуры», «Основы истории и культуры мировых религий» и «Основы светской этики» будут прошедшие курс специальной подготовки школьные учителя, скорее всего гуманитарии. И хотя ректор МГУ В.А.Садовничий уже выразил желание помогать процессу переобучения таких специалистов силами главного вуза страны, сегодня вполне очевидно, что на первых порах ключевой проблемой преподавания всех новых «Основ» станет именно острая нехватка квалифицированных учительских кадров.
Другой проблемой, способной спровоцировать общественные дебаты, может стать содержание учебных пособий по соответствующим разделам. Учитывая это, Церковь уже изъявила готовность сотрудничать с Министерством образования и науки, с Российской академией образования и рядом иных структур при проведении педагогической экспертизы новых учебников и пособий. Об этом уже объявил глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий.
Новый учебник «Основы православной культуры» Патриархия поручила готовить известному миссионеру протодиакону Андрею Кураеву, профессору МГУ и Московской Духовной академии. «Аналогичные пособия по основам культуры различных религий должны быть составлены так, чтобы дети, принадлежащие к разным конфессиям, в случае, если бы им захотелось на перемене «выяснить отношения», могли бы в крайнем случае потузить друг друга такими книжками, но не цитатами из них», - заявил отец протодиакон. «На этих уроках не может быть места религиозной пропаганде, призывов к исполнению тех или иных церковных обрядов или к приятию тех или иных религиозных догматов. В учебниках не должно быть критики других религий, не должно быть ни единой строки, которую можно было бы использовать как аргумент в споре о превосходстве одной религии над другой. Предмет предполагается видеть светским, финансируемым нерелигиозными организациями, «вербовка» в то или иное вероисповедание также должна быть запрещена», - подчеркнул автор будущего православного учебника.
Итак, без малого два десятилетия потребовалось для того, чтобы преподавание Основ религиозной культуры получило государственную санкцию и поддержку. Правда, во многих уголках России благодаря настойчивости детей и их родителей, а также доброй воле местных властей и школьного руководства Основы православной или мусульманской культур все же включались в школьную программу, - но только как факультатив либо в рамках регионального образовательного компонента программы обучения. Благодаря этому, например, в Смоленской епархии, которую до избрания на Патриарший престол возглавлял как правящий архиерей Святейший Кирилл, была создана образцовая трехзвенная система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, включавшая в себя православные детские сады, православные гимназии и соответствующие факультеты и отделения высшей школы. В ряде других епархий были заключены соглашения о сотрудничестве с местными органами образования, совместно велась подготовка преподавателей Основ православной культуры. Всего же по стране в той или иной форме эту дисциплину уже изучало более полумиллиона школьников. Однако региональный образовательный компонент в позапрошлом году был упразднен как таковой, что, по-видимому, и подтолкнуло к более активным действиям религиозных деятелей.
Свидетельством их общей обеспокоенности стало открытое письмо, адресованное Патриархом Кириллом министру образования и науки А.А.Фурсенко за месяц с небольшим до совещания в Барвихе. В нем Предстоятель Церкви с недоумением констатировал, что, несмотря на ранее достигнутые соглашения, «в основную (инвариантную) часть учебного плана нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, предложенного для публикации на официальном сайте Министерства образования и науки РФ, не вошла образовательная область «Духовно-нравственная культура», предусматривающая изучение по выбору школьников или их родителей группы предметов, ориентированных на единую систему нравственных ценностей».
В связи с этим Святейший настоятельно просил министерство вернуть в школы предмет «Духовно-нравственная культура», а также ввести официальных представителей Церкви «в рабочую группу по разработке федеральных государственных образовательных стандартов и во все структуры, связанные с их принятием и утверждением, а также с разработкой учебной программы по духовно-нравственной культуре».
Сдержанно-раздраженную тональность этого документа легко объяснить: Минобрнауки бесцеремонно нарушило все предшествующие договоренности, в том числе и те, которые были достигнуты на совещаниях высокого уровня в присутствии руководителя Администрации Президента России С.Е.Нарышкина и его первого заместителя В.Ю.Суркова.
А кроме того, все эти годы Русская Православная Церковь устами прежде всего ее митрополита, а впоследствии Патриарха Кирилла неустанно пыталась внушить своим оппонентам: преподавание Основ религиозной культуры мыслится ею исключительно как связанное со свободой выбора школьника и ведущееся на альтернативной основе, к тому же с учетом фактора преобладания в том или ином регионе представителей определенной конфессии.
Патриарх также неоднократно подчеркивал, что речь здесь идет прежде всего об историко-культурологическом характере новой дисциплины, ибо без знания основ государствообразующей религии невозможно ни постижение исторических корней страны, ни адекватное понимание богатства ее национальной культуры.
Постоянно говорилось и о том, что хотя по Конституции Церковь отделена от государства, однако в русской истории она нерасторжимо связана с судьбами народа, а ныне к тому же является заметной и влиятельной частью гражданского общества.
Наконец, Церковь сдержанно, но твердо напоминала: свобода совести, понимаемая исключительно как бескрайний простор для насаждения атеистического мировоззрения, есть пережиток худших времен государственного богоборчества…
Отвечая своим критикам, упрекавшим Церковь в стремлении клерикализировать светское общество, Патриарх говорил: «Мы обеспокоены нравственным климатом в школах, формирующих личность человека, его представления о добре и зле. Именно это является предметом нашей заботы, а не лоббирование какого-то отдельного предмета школьной программы, как это часто пытаются представить».
Между тем диспропорции, складывающиеся в системе народного образования, все это время не могли не вызывать вопросов. Например, в российской столице сегодня в изобилии представлены этнокультурные школы, получающие муниципальную, а иногда и государственную поддержку. Это несколько десятков азербайджанских, армянских, грузинских, еврейских, корейских, литовских, молдавских, украинских, татарских и многих иных школ, гимназий и образовательных центров. Но среди них, как это ни парадоксально, до сих пор не было ни одного учебного заведения с русским этнокультурным компонентом (о частных инициативах типа гимназии «Радонеж» речь не идет). При этом в общеобразовательных школах Москвы Основы православной культуры также были под запретом. Нужно ли объяснять, что подобные перекосы в процессе школьного образования и воспитания молодых людей способны обернуться в будущем острыми межэтническими проблемами для жителей многонационального мегаполиса, являющегося столицей государства.
В Кремле люди, принимающие решения, услышали голос Патриарха. Услышали его и критики Московского Патриархата, глумливо толкующие о «барвихинской симфонии» Церкви и государства, об «ОПКизации всей страны» и о «миссионерском реванше церковников». Ведь они усматривают опасность для своих идей в том, что новый курс Патриарха Кирилла обретает все большую поддержку в обществе.
Этот курс состоит в том, чтобы превратить номинальных христиан, то есть православных только по наименованию и отеческой традиции, в активных и деятельных членов Церкви. Другая задача видится Патриарху в том, чтобы ввести в церковную ограду и заботливо принять в ней подрастающее поколение россиян, чье духовно-нравственное и физическое здоровье ныне проходит жестокое испытание внушаемыми молодежи ложными идеалами грубого потребительства, социального эгоизма, достижения личного успеха любой ценой. Ибо, по старой русской поговорке, «не знающий закона не знает и греха».
Рассказывают, что ученики воскресной приходской школы, где преподает известный московский батюшка Максим Козлов, после занятий хором весело скандируют такую православную кричалку: «Отец Максим всему научит нас Козлов!»
Не без игры слов, с самоиронией и внушает исторический оптимизм.