Подписание соглашения о сотрудничестве между ОАО «НОВАТЭК» и госкорпорацией «Росатом» является важным шагом в выполнении стратегической задачи общегосударственного уровня – освоении Арктики. Такое мнение высказал первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Президент Российского газового общества Валерий Язев, комментируя подписанное в Москве Председателем Правления ОАО «НОВАТЭК» Леонидом Михельсоном и генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергеем Кириенко Генеральное соглашение о сотрудничестве.
Данный документ, отметил депутат, закрепил договоренности сторон развивать взаимовыгодное партнерство путем координации инвестиционной и инновационной деятельности. Речь идет об осуществлении безопасного и эффективного движения в Арктических водах, Белом и Балтийском морях; координации взаимосвязанных инвестиционных проектов; создании новых технологий и разработке конкурентоспособной, в том числе, импортозамещающей, продукции для повышения эффективности разведки, добычи, транспортировки, хранения и переработки природного газа (газового конденсата).
Подписанное соглашение также предусматривает заключение долгосрочного договора на ледокольную проводку судов с газоконденсатом по Северному морскому пути сроком действия не менее 15 лет. По словам Валерия Язева, это означает гарантированную загрузку российского атомного ледокольного флота на полтора десятка лет вперед.
«Еще два года назад по Севморпути был проведен первый крупный транзитный танкер НОВАТЭКа, и загрузка СМП тогда составляла 120 тысяч тонн. Сегодня речь идет об увеличении объемов транзита грузов уже до 2 млн. тонн. Это очень заметный рост, который свидетельствует о повышении интенсивности использования этой трассы и о росте эффективности управления атомным ледокольным флотом. Отмечу, что с момента перехода атомного ледокольного флота в ведение Росатома три года назад мы увидели исключительно позитивную динамику. Это позволяет надеяться, что к 2020 году Атомфлот сможет обеспечивать транзит 17,5 млн. тонн грузов ежегодно, что превысит объемы перевозок по СМП трехлетней давности более чем в десять раз», - убежден парламентарий.
Освоение Арктики без развития атомного ледокольного флота невозможно, и одним из стратегических шагов Росатома на этом пути стало подписание в августе этого года соглашения с ООО «Балтийский завод-Судостроение» о строительстве первого ледокола нового поколения. Атомная госкорпорация уже открыла финансирование по этому масштабному проекту. Также запланировано строительство еще двух атомных ледоколов, напомнил Валерий Язев.