будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 14, 2007
Архив проектов

Виктор Зубков: "Тем, кто в ладах с законом, опасаться нечего" («КП», 21.03.05)

- Виктор Алексеевич, говорят, вы снова составили «черные списки» банков, которые занимаются отмыванием денег?

- Нет у нас никаких «черных списков» и никогда не было! В прошлом году, когда меня спросили про Содбизнесбанк, есть ли подобные банки, я ответил, что да, у нас есть претензии еще примерно к 10 банкам. Мы знаем их, видим, чем они занимаются. Но меры к ним может принять только Центральный банк.

Мои слова перевернули с ног на голову. Газеты писали, будто я хочу отобрать у этих банков лицензию, будто я обрушил банковскую систему и чуть ли не выполняю заказ Америки. Читал все это и думал: неужели я на самом деле такой монстр?! И что у нас за банковская система такая, если она посыпалась от слов человека, у которого по закону нет полномочий применить к банкам какие-то меры. Еще раз говорю: это может сделать только Центральный банк.

- Но вот про Содбизнесбанк, с которого, собственно, прошлогодний кризис и начался, еще задолго до этого и говорили, и в газетах в открытую писали, что он «отстирывает» криминальные деньги. Тем не менее банк работал, развернув агрессивную рекламу, заманивал вкладчиков...

- И под шумок уводил деньги за рубеж. Большие деньги. Если бы можно было прийти туда раньше, все обошлось бы с меньшими потерями и для государства, и для вкладчиков.

- А почему же не пришли?

- Недавно я предложил руководству Центробанка: чтобы не было таких историй, давайте, если мы видим банк, который занимается чем-то подозрительным, придем туда и проверим. Если он небольшой, а море денег на Запад пропускает, если через него уходят миллионы, сотни миллионов долларов. Давайте зайдем туда вместе: Центральный банк, Росфинмониторинг и правоохранительные органы. Они посмотрят со своей стороны, мы со своей. Если все чисто - никаких претензий. А если там криминал, так зачем же ждать конца года, зачем ждать, пока ЦБ включит этот банк в план проверки?

Мы не претендуем на то, чтобы ходить каждый день по банкам и мешать им работать. Ни в коем случае. Но если какой-то банк занимается обналичкой неизвестно каких денег, к нему нужно принимать меры безотлагательно.

- Что вам на это ответил Центробанк?

- Ничего. Молчание.

- И те банки, к которым у вас были претензии, до сих пор продолжают работать? Или исправились?

- Практически у всех тех банков к сегодняшнему дню отобраны лицензии. Так что в этом плане мы не ошибались.

- А теперь у вас претензий ни к одному банку нет?

- В рабочем порядке мы информируем Банк России о незначительных нарушениях закона в некоторых мелких банках.

- Есть хоть надежда, что они не войдут в систему страхования вкладов?

- Слава Богу, что она заработала. Наша информация есть в ЦБ, так что банки, которые занимаются отмыванием денег, в систему страхования вкладов просто не попадут.

- А вообще, на ваш взгляд, банковская система в России устойчивая или до цивилизации нам еще далеко?

- Банковская система у нас нормальная. Другое дело, что многие банки по сути таковыми не являются. Они внутри какой-то крупной компании работают как операторы, толкают деньги туда-сюда. А ведь настоящий банк должен иметь свои, реальные активы. Он должен плотно работать с населением, с бизнесом, кредитовать экономику, покупку жилья, другие проекты. В этом плане, конечно, наши банки слабоваты.

Олигархами финразведка не занимается

- Можете рассказать, с чего начинается рабочий день главного финансового разведчика?

- Каждое утро на мой стол кладутся две сводки. Первая - по отмыванию денег, вторая - финансирование терроризма. Вот за вчерашний день к нам пришло 9100 сообщений из банков и других организаций.

- Так много подозрительных операций в стране совершается только за один день?

- Ничего подобного. Просто информацию обо всех сделках и операциях на сумму свыше 20 тысяч долларов (600 тысяч рублей) закон обязывает направлять к нам. Больше того, если операция кажется подозрительной, банки сообщают нам и о меньших суммах.

- Например?

- К примеру, переводит один человек другому 500 тысяч рублей, но для чего-то дробит их на несколько мелких частей. Подобная информация тоже попадает к нам. И, кстати, в последнее время таких сообщений довольно много.

Вот из всех этих 9 тысяч сообщений вчера компьютер выбрал 102, а по терроризму - 20. Отобранную информацию я смотрю, расписываю в работу аналитикам.

- Компьютер ошибиться не может?

- Нет. Многих мы уже знаем, примелькались и названия фирм, и фамилии известны.

- А сделки по покупке футбольных клубов, замков и яхт за границей вы проверяете? Недавно «Форбс» список миллиардеров опубликовал. По их количеству Россия уже на втором месте в мире...

- Проверка публикаций в прессе в наши обязанности не входит. Мы работаем по закону. А согласно ему обязаны проверять информацию, которая поступает в Росфинмониторинг из трех источников: от кредитных и некредитных организаций, правоохранительных органов и зарубежных служб финансовой разведки.

Если с запросом о таких сделках к нам обратятся правоохранители или зарубежные коллеги - будем проверять.

- Экономисты говорят, что после долгого перерыва капиталы снова бегут из России. А что финразведка на этот счет скажет?

- Да, в прошлом году отток капитала был несколько больше, чем в 2003-м. Но это не сравнить с тем, что было в 1990-е годы. Тогда по 20 - 25 миллиардов долларов уходило, и ни у кого это не вызывало вопросов.

К тому же отток капитала может быть разным. Нужно отличать его от портфельных инвестиций. Когда какие-то крупные компании покупают заводы в других странах, ничего в этом страшного нет, так во всем мире поступают. Другое дело, что, наверное, правительство должно таким бизнесменам ставить какие-то условия. Купил завод за рубежом, платишь там налоги, тогда и здесь тоже что-то декларируй и делись.

Говорящая бухгалтерия

- Простые граждане вам часто звонят? Ведь доносить на соседа, который не по средствам живет, это у нас в крови.

- Граждане обращаются к нам очень редко. В основном в тех случаях, когда их обидели: то ли финансовая пирамида, то ли с приватизацией, то ли преднамеренное банкротство. А так, сказать, что у меня сосед строит дачу не на зарплату, таких обращений мало. И если даже есть, проверить невозможно, потому что, как правило, ни адреса, ни фамилии не сообщают.

- То есть ни на сообщения граждан, ни на агентурную сеть в своей работе вы не опираетесь?

- Мы, конечно, имеем информацию по всем вопросам, которые и на страницах газет, и на кухнях обсуждаются. Но не это наша главная цель, наши основные источники информации определены законом, я их уже называл.

- По сути, ваша работа, наверное, больше чем-то напоминает бухгалтерию?

- Бухгалтерские документы о многом говорят. К примеру, зарегистрировалась фирма, и сразу первая операция по счету 110 миллионов рублей. Вызывает подозрение? Конечно! Что это за деньги, откуда пришли, куда пошли дальше? Всем известно, что этим фирмы-однодневки грешат. Раньше налоговики не могли с ними справиться. Сейчас есть мы, сразу сообщаем правоохранителям. И, надо сказать, очень удачно вместе работаем. К примеру, были у них оперативные материалы на какую-то фирму, а как она деньги отмывает, найти не могут, все шито-крыто. А тут наша информация, и она подчас бывает такая важная, что помогает резко оживить расследование дела.

- Бизнесмены часто сетуют, что под видом борьбы с терроризмом и отмыванием денег их мучают проверками, не дают работать.

- Я бы так не сказал. За прошлый год к нам поступило 1,7 миллиона сообщений. И только 1700 из них мы направили в правоохранительные органы, а уголовные дела возбуждены по 62. Это, как видите, товар штучный. Заподозрить человека или организацию в причастности к терроризму - это очень серьезно, и мы, и правоохранители несем ответственность.

- А до суда ваши разработки доходят?

- Шесть человек осуждены в прошлом году.

- А почему эти процессы не были показательными?

- Финразведка - не судебный орган, мы аналитики. Дали информацию, а все остальное - оперативная работа, правоохранительная, следственная - это уже поле деятельности других органов. И за валом показателей мы не гонимся. Так что тем, кто в ладах с законом, опасаться нечего.

"КП" от 21 марта 2005 года

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).