Вице-спикер Государственной Думы единоросс Сергей Неверов в своей статье, которую публикуют во вторник «Известия», дал оценку поправкам в закон о выборах губернаторов, рассмотрение которых Государственной думой запланировано на 24 апреля, а также рассмотрел события вокруг Астрахани.
О губернаторских выборах
Комментируя рассмотрение поправки о необходимости собрать для выдвижения на должность губернатора подписи 5-10% депутатов муниципального уровня, Неверов пишет, что «такая процедура уже на этапе выдвижения позволит учитывать мнение депутатов местных советов. И в конечном итоге, мнение большинства населения. Ведь муниципальные депутаты (а ими становятся лидеры общественного мнения) в свою очередь, будут советоваться с людьми, стоит ли ставить подпись в поддержку того или иного кандидата».
Говоря о преимуществах такой системы, Неверов ссылается на международный опыт. Например, Франции, где аналогичная процедура действует на президентских выборах: «Кандидату на должность президента необходимо собрать подписи 500 народных избранников разных уровней. А их имена публикуются в официальной правительственной прессе, для того, чтобы каждый мог знать, кто за кого из кандидатов в президенты поручился и несет за него ответственность перед избирателями»
По мнению Неверова, если в России будет действовать новая система на губернаторских выборах, то, «уже в момент выдвижения кандидат должен проехать практически по всей территории региона. И в дальнейшем он будет больше ориентироваться на жителей». Кроме того, по словам Неверова у будущего губернатора появится «стимул выстраивать отношения с местной властью. А выиграют от этого люди – региональная власть будет эффективнее решать их проблемы. Ведь очень многие вопросы просто невозможно решить, если нет нормального взаимодействия у региональной и местной властей».
Говоря о еще одной поправке, наделяющей президента правом по своему усмотрению проводить консультации с партиями, которые предлагают кандидатов в губернаторы, Неверов подчеркнул: «Выстраивание отношений с федеральным центром – это тоже часть работы губернатора. Губернатор – должность, встроенная в вертикаль власти. И Президент также должен получить возможность влиять на ситуацию, в случае, если она выходит за рамки».
Отвечая на критику оппонентов закона о том, что данные поправки выгодны «Единой России», поскольку у этой партии большинство в муниципальной власти, С.Неверов предлагает посмотреть статистику последних выборов 4 марта: «В этот день выбирали около 26 тыс. муниципальных депутатов. «Справедливая Россия» выдвинула своих представителей всего на 14% мест, КПРФ - на 17%, ЛДПР – на 12%. «Единая Россия» - на 84,5%.
Мы считаем для себя приоритетом работу на местах. Если ты выдвинулся кандидатом на пост губернатора и не работаешь на местном уровне, в любом случае, возникнет конфликт. Любая партия, которая хочет побеждать, должна, на мой взгляд, иметь поддержку на муниципальном уровне. Ведь федеральный и частично региональный – это уже политика. На муниципальном - самое острие проблем, там нужно каждый день общаться с людьми, реально работать. Мало кто из представителей оппозиции хочет этим заниматься.».
О ситуации в Астрахани
«Что произошло в Астрахани на самом деле?, - задается вопросом С.Неверов. - На выборах мэра за Шеина проголосовало 60 тыс. человек. Его соперника - Столярова - поддержали 130 тыс. Разрыв - больше, чем в два раза. Если бы все избиркомы города занимались весь день фальсификациями, если бы все открепительные пошли на махинации, и то невозможно сфальсифицировать такой разрыв. При этом ЦИК выявил нарушения лишь на 5-и участках из 202-х. И Шеин это прекрасно знает. Поэтому все, что происходило дальше, это не более чем поза. А когда человек, идущий в политику, не можете переступить через личные обиды – это конец. Потому что пользы от таких политиков для людей не будет».
«В политике нельзя любить себя больше, чем людей», - заключает вице-спикер Госдумы. Он прогнозирует, что если бы Миронов пообещал Шеину мандат депутата Госдумы, тот сразу бы закончил голодовку: «А так, выборы в Госдуму он проиграл, о нем все забыли, вот он и пытается о себе напомнить». В подтверждение этого предположения С. Неверов напоминает ситуацию с несдачей Шеиным служебного жилья: «Посмотрите, как он цепляется за депутатскую квартиру в Москве. До 19 апреля не освобождал ее, хотя выборы проиграл еще в декабре. Видимо, было большое желание опять оказаться на Охотном ряду».
О т.н.муниципальном и федеральном фильтрах.
"Можно сказать, что предварительное обсуждение кандидатов на пост главы региона - своего рода праймериз кандидатов. В местные советы чаще всего избираются люди активные, уважаемые, лидеры общественного мнения. И уже на этапе выдвижения в губернаторы будет учитываться их мнение, а в конечном итоге, и мнение большинства населения. Ведь муниципальные депутаты, уверен, в свою очередь, будут советоваться с людьми, стоит ли ставить подпись в поддержку того или иного кандидата. Это будет нечто вроде предварительного голосования".
"Во Франции... на выборах президента кандидату необходимо собрать подписи 500 народных избранников разных уровней – мэров, членов региональных и департаментских советов, парламентариев... Для того, чтобы каждый мог знать, кто из народных избранников за кого из кандидатов в президенты поручился и несет за него ответственность перед избирателями".
"Уже в момент выдвижения кандидат должен проехать практически по всей территории региона, встретиться с местными депутатами, пообщаться с людьми, лучше узнать, чем они живут. И в дальнейшем он будет больше ориентироваться на жителей".
"Многие вопросы можно решить только в тесном взаимодействии региональной и местной властей. А если глава региона понятия не имеет, что творится в том или ином поселке, при этом местные руководители могут часами просиживать в очереди на прием, проблемы решаться не будут. То, что предлагается сегодня, - это хороший старт для формирования в регионе единой команды представителей разных уровней власти, выстраивания нормальных коммуникаций между ними.
"Выстраивание отношений с федеральным центром – это тоже часть работы губернатора. Губернатор – должность, встроенная в вертикаль власти. И президент также должен получить возможность влиять на ситуацию, в случае, если она выходит за рамки".