«Полит.ру» публикует выступление известного социолога, президента фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, произнесенное на Всероссийской конференции «Другая Россия» 11 июля 2006 года.
То, что сегодня творится с нашей правовой системой, имеет два переплетающихся корня. Первый – идеологическое убожество, второй – животный страх. Их идеология такова: «Жизнь – простая штука. Счастье – в казарме. Всех туда» Их практика – воровство и коррупция, а потому страх ответственности. А потому – стремление всеми средствами защитить себя, любимых.
Начну с первого.
Я сейчас задам вам крамольный вопрос, от которого мы все время отворачиваемся, отталкиваем от себя как мысль о смерти. Вот этот вопрос:
«Кто из вас помнит за всю историю человечества хотя бы один большой проект облагодетельствования людей, осуществленный государством?»
Не старайтесь, не вспомните. Вспомнить можно только одно: сначала желание облагодетельствовать, для чего нашу жизнь упрощают и обкарнывают, а потом катастрофы разного рода: голод, геноцид, экономический крах, война и так далее.
Государство оказывалось безвредным или даже полезным, если оно смирялось со сложностью жизни людей и ограничивалось контролем над соблюдением правил человеческого общежития – законами, а также защитой права людей свободно созидать свое будущее. Там, где это удается, там достойная жизнь. Там, где не удается, там либо общественный хаос; либо государственная глупость, заканчивающаяся преступлениями; либо безысходный тупик загнивания.
Попробуем представить себе нанятого нами приказчика, которому мы доверили торговать в нашем магазине. И вот он говорит: «Что-то мне сложновато со всем управляться. Теперь будет так. Всякой вашей всячины мне не надо. Я теперь буду торговать только перочинными ножами, в магазин буду пускать только мужчин, а цены будут 10 и 100 рублей». Долго ли мы терпели бы такого приказчика? Смешной вопрос! Либо надо гнать такого приказчика, либо мы разоримся и пойдем по миру.
А вот приказчика под названием «Российская власть» мы терпим, несмотря на то, что эта власть всеми силами упрощает нас и нашу жизнь, желая облегчить свою.
Вместо гражданского общества – Общественная палата, вместо разделения властей и федерализма – вертикаль, вместо развитой экономики – нефтегазовая империя, вместо права – приказы из администрации президента, вместо выборов – срежиссированный карнавал петрушек.
Они хотят иметь прозрачное для власти общество и голеньких граждан, но категорически отказываются быть прозрачными для нас. Они думают, что занимаются социальной инженерией, но получается, как и у их предшественников – социальная таксидермия. Вместо общества им нужно его чучело, вместо граждан – радостные зомби, вместо России – Курочка Ряба, несущую для них золотые яички.
Теперь о страхе. Понятно, золотых яичек, которые складированы в закромах нынешних представителей власти, столько, что охрана этих складов превращается в сверхзадачу режима.
Когда они говорят об угрозе «оранжевой революции», у них перед глазами их закрома. Когда они вспоминают об угрозе терорризма, в их глазах все те же золотые всполохи. Когда кричат об угрозе с Запада, то наверняка вспоминают ночной кошмар, в котором им сообщают об аресте зарубежных счетов. Это как в том анекдоте, в котором психиатр показывает пациенту разные картинки, а он видит только одно – женскую грудь.
В результате все, что происходило с российской правовой системой последние три-четыре года, можно квалифицировать просто. Российские законы, заготовленные в Кремле и проштампованные депутатами, попрали Конституцию и изнасиловали Право.
Страх иррационален. И те оборонительные сооружения, которые выстроены нынешней властью посредством законов, напоминают бред взбесившегося архитектора. Это мешанина бастионов, высоченных зубчатых стен, минных полей, колючей проволоки и рвов, заполненных нечистотами.
В ход идет все – выборное законодательство, борьба с терроризмом и экстремизмом, регулирование деятельности общественных организаций, инструкции, позволяющие расстреливать демонстрации.
А еще есть удивительная правоприменительная практика. Когда они устраивают вылазки из своей крепости и вторгаются на нашу территорию, то забывают даже о своих удивительных законах. Тут пытки, провокации, фабрикация дел, массовые избиения граждан, стрельба по площадям, и вранье, вранье, вранье.
С самого начала путинского правления нам хвастливо заявили, что теперь вместо ельцинского хаоса будет «ручное управление». Теперь мы знаем, что это такое. Это когда властная рука в Кремле берет трубку телефона и дает ценные указания судам, парламентам, губернаторам, милиции, прокуратуре.
Но когда институты, предназначенные для работы в соответствие с правом, начинают работать в режиме «ручного управления», они становятся инструментами произвола и личной наживы бюрократии.
Но что-то я увлекся. Нет особой интеллектуальной доблести в критике нынешней власти. Скажу о той пользе, которую можно увидеть во всей этой мерзости. Она очевидна.
Мы получили урок, и благодаря действиям режима поняли, какая это ценность: право, демократические процедуры, свобода слова, честная политическая конкуренция. Мы поняли также, что нет в природе целей, ради которых можно отказаться от этого. Хоть чуть-чуть, хоть не надолго. Только даешь слабину, и все. Теряешь все. Достоинство, будущее, справедливость.
Вдумайтесь в это слово: справедливость. В нем два корня. Первый право. Второе – ведать, знать. Если мы хотим справедливости, мы должны ведать право. Ведать и восстанавливать, ведать и защищать.
Это должно стать главной задачей, объединяющей нас, собравшихся здесь. И эта встреча должна стать первой, но не последней.
Иначе грош нам цена.
Спасибо, и до встречи.