Продолжая разговор о том, как может быть устроена национальная память, правдивая по отношению к самым тяжелым страницам и сторонам отечественной истории и при этом помогающая формировать будущее, принимающая ответственность за преступления и с тем большей энергией преодолевающая их в своей созидательной деятельности, мы публикуем еще один принципиально важный документ – письмо ведущей российской историко-просветительской общественной организации - Международного Общества «Мемориал» - в Правление Российского Союза Промышленников и Предпринимателей, организации объединяющей крупнейшие российские бизнес-структуры. Письмо посвящено проблеме увековечения памяти о вкладе миллионов жертв политических репрессий в становление отечественной экономики. Нынешнее благосостояние многих российских предприятий зиждется не только на эффективной работе нынешних менеджеров или стратегических талантах инвесторов, но и на том, что было сделано при помощи рабского труда в совсем другой политической и экономической системе. Память об этом важна для нашего общества – и в качестве прививки от ностальгии по лагерю и уравниловке, и в качестве цемента, скрепляющего связь с предшествующими поколениями, и в качестве исторической справедливости.
Многие очень ценимые нами эксперты, такие как Виталий Найшуль, Александр Аузан говорят о том, как важно для нашего бизнеса «прописаться» в обществе, объясниться с ним, выработать какие-то формы взаимопонимания. Подход, продемонстрированный в письме «Мемориала» подсказывает одну из форм такого диалога.
Уважаемые члены Правления!
Перед нашей страной стоит комплекс задач, связанных с осознанием себя в истории и современном мире. В решении одной из них отечественному бизнесу, авторитетно представляемому вашей организацией, на наш взгляд, естественно было бы принять самое активное участие.
Речь идет о восстановлении и сохранении памяти о том вкладе, который внесли в нашу экономику, в том числе в становление процветающих ныне предприятий, миллионы жертв политических репрессий — заключенные ГУЛАГа, спецпоселенцы и «трудармейцы».
Масштабы использования принудительного труда в советском народном хозяйстве были огромны и в новейшей истории мало с чем сравнимы (кроме, вероятно, масштабов использования труда рабов на хлопковых плантациях США до 1863, а также военнопленных и «восточных рабочих» в Германии в 1942-1945). Становление и развитие ряда ключевых отраслей советской промышленности неразрывно связано с «истребительно-трудовой» системой лагерей.
Это — создание транспортной инфраструктуры России: поглотившее огромное количество труда и человеческих жизней строительство железных и автомобильных дорог, грандиозных каналов, многих морских портов – от северных до Совгавани.
Это — топливно-энергетический комплекс: нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие комбинаты Ухты и Поволжья, угольные шахты Воркуты, Кузбасса, Дальнего Востока, освоение и эксплуатация десятков других месторождений угля и нефти; это многочисленные ТЭЦ и предприятия гидроэнергетики по всей стране.
Это — горнорудная промышленность: освоение никелевых и полиметаллических месторождений Кольского полуострова, Норильска, Юго-Восточной Сибири, Таймыра, фосфоритов и апатитов Хибин, олова Якутии и золота Колымы, флюоритов Забайкалья и т.д.
Это — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, основанная и в течение многих десятилетий практически целиком державшаяся на подневольном труде зэков «лесных» лагерей и «раскулаченных» крестьян.
Это – множество предприятий атомной промышленности, от радиевых разработок в Коми и урановых рудников в Амурской области и на Чукотке до комбинатов на Урале, в Восточной и Западной Сибири, заводов в Электростали, Новосибирске и Ангарске; это строительство силами заключенных «закрытых городов» Минсредмаша.
Это — «особые конструкторские бюро» («шарашки»), внесшие значительный вклад в развитие науки и оборонной техники. Многие из этих ОКБ существуют и ныне, уже как «гражданские» учреждения.
Список можно продолжить. Очевидно, что история становления в ХХ веке российской индустрии не может быть написана и по-настоящему осознана обществом без восстановления памяти об этих трагических страницах нашего прошлого.
Для увековечения памяти жертв политических репрессий в России делается немало: силами региональных и местных администраций, энергией общественности устанавливаются памятники и памятные знаки, издаются Книги Памяти, создано несколько мемориальных кладбищ. Нередко эти усилия поддерживаются местным бизнесом.
Но, говоря о жертвах террора, обычно забывают о том, что эти люди – не только жертвы, но и создатели значительной части отечественной экономики. Память о Гулаге крайне редко рассматривается бизнесом как часть собственной «корпоративной памяти». Поэтому особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает недавняя инициатива РАО «ЕЭС России»: эта корпорация не только подготовила и издала книгу «Заключенные на стройках коммунизма. ГУЛАГ и объекты энергетики СССР», но и приняла решение провести Дни памяти на предприятиях корпорации и установить мемориальные доски на почти двухстах объектах энергетики, созданных с использованием труда заключенных.
Общество "Мемориал" обращается к владельцам и управляющим ведущих предприятий России с предложением поддержать и продолжить эту инициативу, - вспомнить о людях, чья жизнь и свобода лежит в основе их нынешнего процветания. Трагические страницы истории наших предприятий нисколько не умаляют их ценность для страны – наоборот, они увеличивают их значение, придавая им дополнительный смысл памятников национальной истории.
Российский бизнес до сих пор сталкивается с рудиментами идеологии, призывавшей «все отнять и поделить». Формирование цивилизованного отношения к сегодняшней деловой активности невозможно без осмысления обществом трагической истории российской индустриализации, без осмысления общественной и политической системы, породившей ГУЛАГ и заставлявшей миллионы людей жить и работать в нечеловеческих условиях. Системы, при которой ни одно предприятие России не могло существовать в его нынешней форме, поскольку само предпринимательство было преступлением.
Без памяти о рабском труде заключенных трудно по-настоящему почувствовать и понять ценность произошедших в стране изменений. Без памяти о тех, кто когда-то закладывал основы российской индустрии, трудно рассчитывать на то, что потомками будет оценен по достоинству вклад в модернизацию страны сотрудников, руководителей и владельцев нынешних предприятий.
Поэтому мы призываем лидеров делового мира России к созданию и осуществлению комплексных общенациональных программ увековечения памяти политзаключенных и спецпоселенцев, чей принудительный труд использовался на предприятиях отечественного народного хозяйства. Общество «Мемориал» будет радо поддержать эту деятельность накопленными информационными ресурсами, своими усилиями и общественным авторитетом.
Важнейшими среди таких программ нам представляются:
— сбор материалов об использовании принудительного труда — в первую очередь, труда политических заключенных, ссыльных и депортированных — в различных отраслях народного хозяйства, выпуск книг и документальных сборников, основанных на этих материалах;
— установление мемориальных досок и памятных знаков на действующих объектах народного хозяйства, созданных руками заключенных;
— создание специализированных музейных комплексов и постоянных экспозиций в существующих ведомственных музеях или подшефных предприятиям государственных и муниципальных учреждениях культуры и образования;
— приведение в порядок заброшенных кладбищ заключенных и спецпоселенцев — первостроителей ныне действующих предприятий.
К названным задачам вплотную примыкает еще одна: предоставление систематической материальной помощи той горстке оставшихся в живых бывших заключенных, которые некогда вложили свой труд в создание ресурсной базы сегодняшних предприятий. У отечественного бизнеса остаются считанные годы для того, чтобы, — хотя бы на символическом уровне, — попытаться погасить этот моральный долг.
* * *
Мы призываем Правление РСПП поддержать наше обращение и распространить его среди членов Союза, помочь довести его до компаний, – частных и государственных, ‑ не входящих в вашу организацию.
Мы полагаем, что социальная ответственность бизнеса не может ограничиваться только сегодняшним днем. Она распространяется и на прошлое - и только в этом случае способна охватить собой будущее.
Правление Международного Общества «Мемориал»