25 января 2011 года, в МГТУ им. Н.Э.Баумана открылись XXXV академические чтения по космонавтике, посвященные памяти выпускника МВТУ академика Сергея Павловича Королева.
Заседание открыл соратник великого конструктора академик РАН Борис Евсеевич Черток. Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, он, в частности, сказал:
«Я должен сообщить, кого мы потеряли после ХХХIV Чтений.
14 апреля 2010 года скончался Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Виталий Севастьянов, а 14 июня - Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Леонид Кизим. 13 сентября умер выдающийся ученый, один из пионеров освоения космического пространства, заместитель директора Института прикладной математики имени Келдыша, лауреат Ленинской и Государственной премий, член-корреспондент Академии наук Эфраим Аким. 22 октября ушел из жизни ветеран космодрома Байконур, генерал-майор Михаил Бандурин. Почтим их память минутой молчания.
ХХХV Королевские чтения. Фото Алексея Широнина
В своем вступительном слове я бы хотел отметить следующее. Со времени предыдущих Чтений общая обстановка в космонавтике в целом изменилась не очень существенно. На расстоянии нескольких миллионов световых лет нет ничего похожего на нашу единственную и уникальную планету Земля. Во всех странах те, кто занимается космонавтикой, как бы уплотняли свои материалы, приводили их в порядок, как это обычно делают хозяйки в своих квартирах.
Но существенно меняются отношения между бортом и Землей, что можно отметить как определенный прогресс в космонавтике. Мы получаем из космоса с помощью космических аппаратов огромное количество информации, с которой, как правило, Земля не справляется, то есть не успевает ее обрабатывать.
ХХХV Королевские чтения. Фото Алексея Широнина
И во многом то, что способна нам дать космонавтика, особенно того, что мы называем ДЗЗ – дистанционным зондированием нашей уникальной планеты, остается неиспользованным, потому что средств для обработки этой информации просто не хватает.
Лучше всего, как и ранее, дела обстоят в США, где на это отпускают в 10 раз больше средств, чем в России. Европа осваивает их несколько более скупо. В начале освоения космоса образовались два полюса – это США и Россия, но сейчас все настолько разрослось, что говорить о двухполюсном космическом мире уже нельзя. И почему он должен быть двухполюсным?
Мне представляется, и с моей концепцией можно не соглашаться, что вся наша космическая деятельность должна стать, если можно так выразиться, трехполюсной. На одном полюсе США, на другом Китай, на третьем - Россия вместе с Индией (я считаю, что Россия должна обязательно объединиться с Индией – у нас слишком мало средств, чтобы работать в одиночку, как говорится, просто своего пороху не хватит) и с Казахстаном.
Почему мы должны замыкать свою космическую деятельность только на то, что диктуют внутри той или иной страны? Сейчас (особенно это сказывается, когда мы рассматриваем космические программы в США) активно включаются в космическую деятельность чисто коммерческие и частные компании и фирмы, промышленность, ведающая космосом и всеми проблемами космонавтики, в первую очередь ДЗЗ и систем обороны.
Говорить о том, что космос только мирный нельзя. Сегодня есть сведения о создании специальных боевых и сильно засекреченных образцов космических средств.
Таким образом, на нашей планете образуется трехполярный космический мир. Каждый из полюсов сначала будет идти по своему пути, а далее, если удастся найти общие задачи, они объединятся по всем направлениям и подтвердят, что обитатели нашей планеты наделены таким удивительным явлением природы, как разум.
И задача наших Королевский чтений, в том числе, состоит в том, чтобы использовать этот разум в интересах развития всех направлений космонавтики. Мы должны помнить, что во главе стояли настоящие вожди, обладающие не только разумом, но и волей - это такие лидеры, как С.П.Королев, в память о котором проводятся эти Чтения, и М.В.Келдыш - о нем сегодня будет сделан соответствующий доклад.
Я желаю всем участникам ХХХV Чтений хорошего королевско-келдышевского заряда энергии и успешной работы. Спасибо!»