Во вторник, 19 ноября, территорию Израиля обстреляли из Сирии, вероятно, это был ответ на неудачную попытку ликвидации в Дамаске одного из лидеров боевиков «Исламского джихада» Акрама аль-Аджури 12 ноября, В тот же день израильские военные нанесли удары по сектору Газа и отрапортовали о ликвидации командира «Исламского джихада» Бахи Абу аль-Ата. В следующие несколько дней по территории Израиля из Газы было выпущено около 200 ракет. Политологи Михаэль Бородкин и Евгений Сатановский рассказали корреспондентке «Полит.ру» Ане Гольдман о том, как очередная контртеррористическая операция может повлиять на внутриполитические расклады в Израиле, где премьер-министр Биньямин Нетаньяху уже более полугода не может сформировать правительство национального единства, и на горизонте маячат очередные выборы — третьи за год.
Михаэль Бородкин, историк-востоковед, политолог, главный редактор журнала Oriental Express:
Была ли ликвидация террористов «Исламского джихада» попыткой Биньямина Нетаньяху устроить «маленькую победоносную войну», чтобы упрочить свои политические позиции в преддверии очередных выборов? Безусловно, нет. Будут ли различные политические силы пытаться использовать эту ситуацию в своих целях? Разумеется, да.
Любой израильский политик и, разумеется, самый опытный политик Израиля Биньямин Нетаньяху прекрасно понимает, что на ликвидацию террористов палестинцы обязательно ответят массированными обстрелами израильской территории из Газы. Что это значит? Это значит, что будут воздушные тревоги, люди будут сидеть в бомбоубежищах и не будут ходить на работу, дети не будут ходить в школу и т. д. Такое положение дел никого не будет радовать, будет расти народное недовольство, которое совершенно нереально конвертировать в поддержку правительства, которое это все затеяло, а операции по ликвидации террористов такого уровня всегда утверждаются на уровне премьера и министра обороны.
При этом широкомасштабная операция — с введением войск в Газу — скорее всего обернется для правительства политической катастрофой, потому что чем масштабнее операция, тем сложнее избежать жертв. Каждый убитый солдат ЦАХАЛа резко повышает уровень пацифизма в израильском обществе, люди начинают всё активнее требовать от правительства прекращения военных действий.
В то же время каждый погибший палестинец вызывает усиление давления на Израиль со стороны мирового сообщества. В случае начала очередной широкомасштабной операции в Газе израильским политикам оставалось бы только молиться на Дональда Трампа, чтобы он как-то сдерживал мировое сообщество и не давал до конца додавить Израиль.
Так что в том, что касается последних ликвидаций, наиболее логично выглядит самая простая версия: ЦАХАЛ давно выслеживал этих террористов, и решение о ликвидации было принято просто потому, что потом было бы уже поздно.
ЦАХАЛ уже достаточно давно отказался от рутинной практики точечных ликвидаций главарей террористических группировок и прибегает к такому методу только в крайних ситуациях. Возможно, в данном случае речь шла о подготовке крупного теракта. Также стоит отметить, что «Исламский джихад», в отличие от ХАМАС, поддерживает теплые отношения с Башаром Асадом и с Ираном. Не исключаю, что именно Иран поручил террористам «Исламского джихада» подготовить операцию против Израиля.
Предыдущие операции Армии обороны Израиля в Газе не оказывали ощутимого влияния на рейтинги Нетаньяху. Израильское общество относится к таким вещам довольно шизофренично — половина начинает кричать, что им надоело сидеть по бомбоубежищам, другая половина говорит, что готова сидеть в бомбоубежище до победного конца, лишь бы война закончилась раз и навсегда. Но раз и навсегда война никогда не заканчивалась. ЦАХАЛу удавалось добиться определенных успехов, у террористов заканчивались ракеты, но через несколько лет все начиналось снова.
Последняя крупномасштабная операция израильской армии в Газе была в 2014 году, она не оказала особенного влияния на выборы 2015 года, на которых с разгромным счетом победил Биньямин Нетаньяху. К относительно успешной операции израильтяне относятся как к рутине, но если бы в ходе операции «Нерушимая скала» ЦАХАЛ понес более значительные потери, выборы состоялись бы раньше, и Нетаньяху их проиграл бы.
В силу всего вышесказанного мне кажется совершенно невероятным, чтобы Биньямин Нетаньяху дал добро на ликвидацию террористов с целью набрать очков перед грядущими выборами, про которые, кстати, еще наверняка не известно, будут они или нет. Хотя судя по тому, что главе оппозиционного блока Кахоль-Лаван Бени Ганцу не удается сформировать правительство национального единства, всё идет к очередным выборам — уже третьим на протяжении года.
И еще один немаловажный момент — если в Израиле все-таки будут назначены еще одни парламентские выборы, перед этим Нетаньяху придется пройти через внутренние выборы в своей партии — Ликуде, и никто не гарантирует, что он на них победит. На этом фоне специально затевать «маленькую войну» было бы тем более странно — результаты совершенно не очевидны, а риски слишком высокие.
Евгений Сатановский, кандидат экономических наук, президент научного центра «Институт Ближнего Востока»:
Операция по ликвидации террористов никак не связана со внутриполитическим кризисом в Израиле — теория заговора не работает. Террористы обстреливают территорию Израиля из Газы, их давно нужно было всех прикончить, но, к сожалению, этого не было сделано. В свое время еще Ариэль Шарон рассказывал, как запросил ликвидацию Ясира Арафата в 1982 году в Ливане, и очень сожалел, что ему не разрешили этого сделать.
План одностороннего размежевания, осуществленный в 2005 году, был ошибкой Израиля. Не нужно было уходить из Газы и выводить поселения. Если бы в Газе жили еврейские поселенцы и стояла дивизия ЦАХАЛа, они контролировали бы ситуацию, и никаких террористов там не было бы.