21-23 ноября в Москве пройдет Международная конференция «Глобальное партнерство Группы восьми: оценка и перспективы дальнейшего сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности». В 2012 году международной Программе Глобального партнерства стран «Группы восьми» исполнилось 10 лет. Международная Программа Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения официально началась в 2002 году, когда главами правительств «Большой восьмерки» было сделано заявление о сотрудничестве в области предотвращения распространения оружия и материалов массового поражения на саммите в Кананаскисе, Канада. Основными направлениями Глобального партнерства являются утилизация атомных подводных лодок (АПЛ) и надводных кораблей с ядерными установками, утилизация судов обеспечения атомного технологического цикла, включая судно «Лепсе», обращение с ядерным топливом, обращение с радиоактивными отходами. Кроме этого сотрудничество проходило и по направлениям физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, трудоустройства ученых. В период сотрудничества в отдельное направление выделена работа по замене радиоизотопных термоэлектрических генераторов на альтернативные источники питания. «Группа восьми» вместе с еще 16 странами, присоединившимися к Глобальному партнерству с момента его учреждения в Канаде, за счет совместной работы добилась значимых результатов. На конференцию в Москве ожидаются представители из стран и организаций, участвующих в Глобальном партнерстве.
Юрий Раптанов, председатель высшего совета Общероссийской общественной экологической организации «Подорожник»:
Думаю, что главное за эти 10 лет, что Росатом стал работать гораздо более эффективно, энергично и наступательно. Без решения вопроса по правильной организации самого ведомства делать грамотно все остальное было бы гораздо сложнее. Серьезные изменения начались скорее с 2005 года. Нужна была серьезная политическая воля, чтобы в отрасли произошли такого рода продуктивные изменения. В рамках этого процесса решались и вопросы, связанные с изменением негативной ситуации по ядерному наследию к лучшему. Это касается и военного наследия, и проблемы захоронения отходов, и решения вопроса с Муслюмово. Последнее, я считаю, образец для подражания, который стоит повторять и в других областях – найти грамотное решение, не переставая при этом уважать людей и учитывая массу политических аспектов. Это знаковое событие за прошедшие 10 лет в вопросе решения проблем ядерного наследия. Возможно, оно даже более знаковое, чем обращение с нашим военным прошлым.
В любом случае надо крайне осторожно относиться к прошлому. Не стоит идти на поводу у всех требований псевдо-экологических течений, связанных с закрытием всего и вся. И считать себя умнее наших отцов, которые создавали ядерный щит и решали проблему генерации, тоже неблагодарное дело. А ведь каждая атомная станция в Советском Союзе была эксклюзивна и каждый реактор был не похож на другой. И заслуга Росатома в том, что он унифицировал и коммерциализировал эти уникальные технологии. В итоге мы имеем проект АЭС-2006, который мы продаем заграницу. Это наше преимущество. И не единственное. Ведь важно не только разобраться с тем наследием, что нам досталось, но и оставить после себя что-то достойное.
Второе, что повлияло на развитие атомной генерации, это реактор на быстрых нейтронах. По этому направлению нам надо идти энергичнее и в более сжатые сроки, чем запланировано. В этом направлении Росатом работает, но я считаю, нужен более качественный рывок. Хотя в этом вопросе мы лидеры, несмотря на попытки Индии и Китая нас догнать. Даже французы в этом плане менее конкурентны. И еще одно важное направление – развитие ториевой энергетики, которая, на мой взгляд, тоже имеет серьезное будущее. Вопрос водородной энергетики без атомного ведомства не решить. Все эти направления атомной энергетики в итоге помогут нам обеспечить энергетическую безопасность, как собственно и ядерную, и радиационную, ведь речь идет о развитии всех систем и технологий. Не говоря уже о феноменальном прорыве на внешний рынок наших атомных проектов. Попытки сделать это в прошлом веке были и раньше, на закрепиться удалось только в этом десятилетии. И в том числе благодаря разработкам плавучих атомных станций, демонстрирующих нашу атомную экологическую мощь, а не только реализацию эксклюзивного решения.
Росатомом сделан уже немалый вклад в системы безопасности. И на достигнутом он останавливаться, судя по всему, не собирается. Все имеющиеся разработки – это залог уже имеющейся и будущей безопасности.