Мы сейчас находимся в Санкт-Петербурге, а Питер это, как известно, мекка русского рока. Рок-музыка для молодежи, и была первым мостиком, одним из главных мостов между российской и западной молодежью. И я с вами полностью согласен, надо больше делать обменов среди молодых, [организовывать] культурные обмены, [проводить] больше рок-фестивалей в Германии, больше концертов здесь в России. Молодежь должна общаться.
Мы сейчас с группой «ДДТ» и с двумя украинскими группами проехали по Западной Украине под патронажем, кстати, Православной церкви. Мы дали 18 концертов в 18 городах. Этот тур еще будет продолжаться, я только приехал. И вы знаете, в городе Львове, который наши реакционно настроенные политологи рисуют как образ врага, что, мол, Украина не желает жить с Россией и т.д. Ничего подобного. В городе Львове мы собрали 15-20 тыс. народу, который пел на русском языке, пел на украинском и когда я говорил: «Россия и Украина – братья и сестры», все кричали «Ура!». И мы пели и в Тернополе, пели и в других западно-украинских городах. Это, слава Богу, на самом деле, я рад тому, что наши ближние соседи, к счастью, не настроены агрессивно к России. И особенно молодежь. Рок-музыка [играет] здесь важную роль, также как и классическая музыка. И любая другая.
Великая русская культура, на мой взгляд (если говорить о России, что такое Россия), разбилась как огромный корабль, и мы получили массу разных маленьких субкультур. Одна из этих субкультур – мещанская. Мещанская субкультура промышленников уничтожает город Петербург. Я не могу об этом не сказать. О том, что с 2003 по 2008 гг. уничтожено 100 исторических зданий в центре города Санкт-Петербурга (Аплодисменты). И хочу я вам сказать… Почему [я вам об этом говорю]? Потому что это тоже Россия. Я хочу передать по залу господам журналистам список подписантов. Это интеллигенция России, которая протестует против варварского уничтожения города. Также передаю и фотографии. Я хочу сказать, что это варварское такое… Ну я не знаю, Москву уничтожили, да? Москву уничтожили, а теперь взялись за Петербург, но это тоже Россия, это наша родина.
Я считаю, что главное – это гуманизация страны, демократизация страны. Потому что без этого… Если мы будем строить оскал Европе, никто к нам не развернется. Никто не начнет учить русский язык, если нас будут не любить и ненавидеть. Мы должны с улыбкой, как-то с добром, адекватно реагировать на какие-то колкости, мелкие подлянки, которые, естественно, будут, но адекватно реагировать.
И что такое патриотизм и любовь к России? Главное, ведь патриотизм нельзя воспитывать, товарищ Шевченко, на антагонизме. Я, кстати, смотрю ваши передачи (телеведущий Максим Шевченко – прим.), то мы идем на войну с Украиной, то с Грузией, то с Прибалтикой. Это не патриотизм, это – шовинизм, батенька (Бурные аплодисменты).
Я хочу сказать, что патриотизм – это тогда, когда мы… Это не когда нефть и газ. Нефть и газ – это не богатство России. Нефть и газ – это испытание. Это, может быть, даже трагедия наша, потому что нефть и газ – это масса халявы. Это жирные яхты и дачи. Вы знаете, что в Питере знают о форуме? Это то, что яхта Абрамовича, все там фотографируют, больше ничего народ о форуме не знает.
Важен человек! У нас 1,5 млн. больных детей. Мы в 2008 г. прекратили, если я не ошибаюсь, строить раковый онкологический центр. А сейчас мы решили строить…
А… прорыв русской культуры. Я вас всех поздравляю! Дима Билан выиграл «Евровидение» (Смех, аплодисменты). На ломаном английском языке спел, наконец-то. Ура! Прорыв русской культуры (аплодисменты). Был у нас Куршавель, бочки и икрой, официанты в медвежьих папахах. Теперь Дима Билан. Это что всё, что мы можем?
На самом деле, мы можем очень многое. Я обожаю нашу страну и Россию. Мы все её любим, нам нужно поменять, отказаться от некоторых махровых, времен холодной войны, стереотипов. Отказаться от войны в башке, выкинуть её оттуда, строить новые нормальные гуманные отношения друг с другом и реагировать на это нормально, по-человечески. Если Россия улыбнется, я думаю, миру станет легче дышать и жить. Это очень важно, ребята. Вот о чем я хотел сказать. Я много могу говорить, конечно.
О стабильности правильно батюшка сказал (Чаплин – прим.) Стабильность и стагнация – это рядом. Стабильность – это наша Конституция, остальное всё должно дышать, спорить, рубиться. Ну, посмотрите, сейчас у нас одна партия, одна власть, «Единая Россия» – всё. Где борьба мнений то? В прессе, по телевидению. Ничего этого нет просто. Ничего этого нет.
В культуре я сегодня видел Гергиева, Кировский театр, Большой театр. А с другой стороны, для всего народа, какая у нас культура? Попса и дешевый юмор – всё, вся наша культура. Кого мы воспитаем на этом? Какую молодежь? На этом тотально разрекламированном материальном золотом тельце. Ничего у нас нет сейчас. Масса проблем.
Я предлагаю нам всем не врать, говорить честно, открыто. Гуманизировать наше общество. Без демократии мы никуда не денемся. Нельзя опять отступаться и ползти назад, ни в коем случае. Борьба мнений – это очень важно для России. И Запад конечно... Ну, начнут налаживаться у нас отношения с Западом, если нас перестанут бояться. Если мы по любому минимальному поводу перестанем трясти кулаками. И так далее, и так далее. Спасибо большое, я всё сказал (Бурные аплодисменты).
Вот знаете, есть такое старое слово «обрядоверие». Вот этого в России сейчас очень много. Мы показываем Россию только с лучшей стороны, а надо быть поискреннее, почестнее, показывать со всех сторон и люди перестанут бояться. Спасибо.
Аудиозапись выступления Ю. Шевчука на сайте радиостанции «Эхо Москвы»