'"Полит.ру" продолжает ряд публикаций, посвященных теме "Книжный рынок и финансовый кризис".
Главнойинтригой книжной индустрии сегодня стал вопрос, за кем пойдёт читатель:за производителями литературы развлекательного или скореепублицистического и научного характера, серьезной интеллектуальнойпрозы. С этим вопросом мы обратились к издателям и их авторам.
Кризис заставит людей думать
Когдаситуация в той или иной степени стабильна, человеку свойственнорасслабляться, смотреть на мир сквозь гламурные розовые очки, неутруждая себя изучением ситуации вокруг. Но кризис потребует от людейиного подхода: те, кто захотят выжить, должны будут сбросить с себясонное состояние, думать и работать с удвоенной энергией. А для этогоим понадобятся и соответствующие книги. На наш взгляд, будутвостребованы книги по антикризисному управлению, по выживанию вусловиях кризиса, прикладная юридическая и финансовая литература. То жесамое и в сфере средств массовой информации: востребованными будут тегазеты и журналы, которые предложат читателю наиболее точные сведения опроисходящем, а не пропаганду.
Дмитрий Лобанов, генеральный директор издательства «Книжный мир»
Человек, выросший на комиксах, не возьмется за Фейхтвангера
Привычкак чтению вообще и чтению литературы того или иного рода, формируется вдетстве – семейным укладом, кому как повезет в школе с учителемсловесности. С течением времени возможны и даже, наверное, неизбежныизменения в настроении и мировоззрении и, соответственно, вчитательских пристрастиях, но ограниченные, не выходящие за некиерамки. То есть, человек, выросший на комиксах, не возьмется вдруг заФейхтвангера и не переключится на книги по философии, истории или напоэзию – для этого у него не хватит интеллектуального бэкграунда, да ипросто не возникнет такой потребности. Во всяком случае, такиеметаморфозы не могут быть массовыми, статистически значимыми,заслуживающими того, чтобы издатели учитывали их при выработкестратегии. Нынешний кризис - конечно, сильный внешний факторвоздействия на сознание, но и он, мне кажется, не сможет радикальноизменить уже сложившуюся ситуацию. Да, если говорить о периодике, мывидим сегодня рост тиражей бизнес-изданий, и это, наверно, можетуказывать на неизбежный, но быстротечный всплеск интереса к сегментукниг о бизнесе, но не более того. В целом, распределение «книжных»интересов консервативно и, думаю, останется без особых изменений: и присмене вех люди будут читать, в основном, то, к чему привыкли, что даетим душевный комфорт или интеллектуальное удовлетворение. Другимисловами, рынок сегментировался и устоялся, так что читатель пойдет затем, за кем и шел.
Юлия Жеглова, редактор отдела журнала «Компания»
Издатель должен обслуживать массу и элиту
Сегодняшняяситуация в сфере книгоиздания поразительно похожа на то, что было вXVIII веке. Налицо резкое расслоение читательской массы. На одном,нижнем, полюсе оказываются широчайшие слои полуобразованных и вовсенеобразованных людей, которые тоннами потребляют достаточнонизкопробную литературу. На другом, верхнем, полюсе вызревает крайненемногочисленный читатель raffiné, требующий литературы лабораторного,экспериментального характера, интеллектуальной и эзотерической,сочетающей мастерство слова и напряженный поиск новых смыслов (иконкурирующей на этом поле с наукой). Ручеек подобной литературы оченьтонок, но и крайне востребован в данной среде, наиболее чуткой ивлиятельной. Его роль, между прочим, еще и в том, что именно в подобныхэкспериментах вывариваются рецепты литературы завтрашнего дня. В товремя как массовый невзыскательный читатель требует приключений,фантастики, дешевых чудес, примитивной эротики, сдобренных примитивнымиже (псевдо)научными концепциями. Каков читатель, такова и литература.По мере имущественного расслоения бывшей советской более-менееоднородной аудитории, а также по мере накопления различий в качествеобразования верхних и нижних слоев населения, указанное разделениекнижного потока на лавину массового чтива и тонкий ручеек элитарнойлитературы будет углубляться и усиливаться. Издатель должен учитыватьданную закономерность и взять четкий ориентир на обслуживание, с однойстороны, масс (это принесет деньги), а с другой стороны - узкого слоядуховно-интеллектуальной элиты (это принесет славу).
АлександрСевастьянов, политолог, кандидат филологических наук, автор книги«Диктатура интеллигенции против утопии среднего класса"
Нам не нужно обманываться
Издателибизнес-литературы надеются, что в кризисное время люди начнут большедумать и читать. Уверен, что это будут делать не более всё тех же 7-8%активных людей, которые интересовались серьезной литературой и раньше.Сложность заключается в том, что основанная масса людей думатьпо-прежнему не хочет. Почему? Потому, что мышление – это тоже труд иизменить отношение к нему от «не хочу» до «могу и буду», как бы намэтого ни хотелось, быстро невозможно. Для этого нужны длительныепериоды времени и кропотливая работа многих институтов общества.Занимаясь ежедневно практическим бизнесом, я часто сталкиваюсь спозицией людей, не готовых к труду и принятию ответственности за егорезультаты: «это не моё дело», «для этого есть начальники», «пустьдумает мой босс, а я буду выполнять», «мне всё равно» и т.д. И развекризис сможет заставить изменить такую позицию? Люди, которые еще вчеране умели и не хотели думать, сегодня вдруг начнут это делать? Ониначнут интересоваться деловой литературой? Я в это не верю. И нам ненужно обманываться по этому поводу. Это инертная масса. Она всегда былаи будет в любом социуме. Для нашего – проблема в том, что такой массы унас слишком много. Для неё бизнес-литература так и останется чем-тонепонятным, ненужным и далеким. Такие люди предпочитают, как писалЖ.Сартр: «…. приятно впадать в безнадежное отчаяние. Это даёт поводдуться на весь мир».
Сергей Шпитонков, бизнес-консультант, автор книги «Коммерческий директор: философия выживания в офисных джунглях»
Умная книга уходит в Интернет
Впоследние 3-5 лет наблюдалась тенденция роста продаж и появлениябестселлеров на рынке интеллектуальной литературы. Читатель испытывалпотребность в литературе, которая позволяла получить определенный объеминформации, способствовала развитию личности. Бестселлерами становилисьтакие книги, как «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт,«Смарагдовое ожерелье» Джанет Глисон, книги Бернара Вербера. Людиинтеллектуальных профессий, которые с начала перестройки и все 90-егоды испытывали финансовые трудности, в последние годы начализарабатывать и, соответственно, тратить на книги гораздо больше.
Впоследние полгода ситуация стала резко меняться – во время кризиса уинтеллигенции первой возникли финансовые проблемы. Рынокинтеллектуальной литературы начал проседать.
Другая опаснаятенденция – книжные магазины в период кризиса сокращают ассортименткнижной продукции, в первую очередь, ассортимент интеллектуальнойлитературы. Приоритет отдается наиболее рейтинговым позициям и новинкам– книгам, которые позволяют обеспечить максимальную рентабельность сквадратного метра площади. Умная книга уходит в Интернет.
Чегобольше захочется читателю в тяжёлые времена – засыпать илипросыпаться? Данные книжных продаж, к сожалению, дают неутешительныйответ: самой большой популярностью среди читающих пользуютсяприключенческая литература, «женские» детективы и фэнтези. Современныйчитатель все больше начинает впадать в спячку, и финансовый кризистолько усугубляет это желание.
Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия»
Сильные сорвут куш
Серьёзнаяпресса, деловая и общественно-публицистическая литература всегда быливластителями дум. Кажется, сейчас для дум больше причин, чем дляразвлечений. Таким образом, можно предположить, что в период кризисамногие издательства и СМИ при правильном подходе смогут вернутьчитателя, восстановить свой статус экономического и общественногонавигатора.
Рынок печатной продукции, как и любая отрасль,испытавшая дыхание кризиса, будет структурирован по принципу«качества». Сильные усилятся, слабые сойдут со сцены. Вероятно,кризисный отбор приведет к тому, что выжившие и усилившиеся лидерыбудут собирать урожай без помех со стороны аутсайдеров, которыеперестанут портить рынок и сбивать с толку рекламодателя. Субъектоврынка станет меньше, сами они – больше. Подешевеют авторы и журналисты,покладистее станут полиграфисты и распространители, сконцентрируются наменьшем количестве адресов рекламные и тиражные поступления. И уж темболее в фазе выхода из кризиса через полтора года сильные, устоявшиепроизводители сорвут куш.
Андрей Мирошниченко, главный редактор журнала «Банковское обозрение»