будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2009
Архив проектов

За кем пойдёт читатель? О выборе читателя рассуждают издатели и их авторы

'"Полит.ру" продолжает ряд публикаций, посвященных теме "Книжный рынок и финансовый кризис".

Главнойинтригой книжной индустрии сегодня стал вопрос, за кем пойдёт читатель:за производителями литературы развлекательного или скореепублицистического и научного характера, серьезной интеллектуальнойпрозы. С этим вопросом мы обратились к  издателям и их авторам.   

Кризис заставит людей думать

Когдаситуация в той или иной степени стабильна, человеку свойственнорасслабляться, смотреть на мир сквозь гламурные розовые очки, неутруждая себя изучением ситуации вокруг. Но кризис потребует от людейиного подхода: те, кто захотят выжить, должны будут сбросить с себясонное состояние, думать и работать с удвоенной энергией. А для этогоим понадобятся и соответствующие книги. На наш взгляд, будутвостребованы книги по антикризисному управлению, по выживанию вусловиях кризиса, прикладная юридическая и финансовая литература. То жесамое и в сфере средств массовой информации: востребованными будут тегазеты и журналы, которые предложат читателю наиболее точные сведения опроисходящем, а не пропаганду.

Дмитрий Лобанов, генеральный директор издательства «Книжный мир»


Человек, выросший на комиксах, не возьмется за Фейхтвангера

Привычкак чтению вообще и чтению литературы того или иного рода, формируется вдетстве – семейным укладом, кому как повезет в школе с учителемсловесности. С течением времени возможны и даже, наверное, неизбежныизменения в настроении и мировоззрении и, соответственно, вчитательских пристрастиях, но ограниченные, не выходящие за некиерамки. То есть, человек, выросший на комиксах, не возьмется вдруг заФейхтвангера и не переключится на книги по философии, истории или напоэзию – для этого у него не хватит интеллектуального бэкграунда, да ипросто не возникнет такой потребности. Во всяком случае, такиеметаморфозы не могут быть массовыми, статистически значимыми,заслуживающими того, чтобы издатели учитывали их при выработкестратегии. Нынешний кризис - конечно, сильный внешний факторвоздействия на сознание, но и он, мне кажется, не сможет радикальноизменить уже сложившуюся ситуацию. Да, если говорить о периодике, мывидим сегодня рост тиражей бизнес-изданий, и это, наверно, можетуказывать на неизбежный, но быстротечный всплеск интереса к сегментукниг о бизнесе, но не более того. В целом, распределение «книжных»интересов консервативно и, думаю, останется без особых изменений: и присмене вех люди будут читать, в основном, то, к чему привыкли, что даетим душевный комфорт или интеллектуальное удовлетворение. Другимисловами, рынок сегментировался и устоялся, так что читатель пойдет затем, за кем и шел.

Юлия Жеглова, редактор отдела журнала «Компания»


Издатель должен обслуживать массу и элиту

Сегодняшняяситуация в сфере книгоиздания поразительно похожа на то, что было вXVIII веке. Налицо резкое расслоение читательской массы. На одном,нижнем, полюсе оказываются широчайшие слои полуобразованных и вовсенеобразованных людей, которые тоннами потребляют достаточнонизкопробную литературу. На другом, верхнем, полюсе вызревает крайненемногочисленный читатель raffiné, требующий литературы лабораторного,экспериментального характера, интеллектуальной и эзотерической,сочетающей мастерство слова и напряженный поиск новых смыслов (иконкурирующей на этом поле с наукой). Ручеек подобной литературы оченьтонок, но и крайне востребован в данной среде, наиболее чуткой ивлиятельной. Его роль, между прочим, еще и в том, что именно в подобныхэкспериментах вывариваются рецепты литературы завтрашнего дня. В товремя как массовый невзыскательный читатель требует приключений,фантастики, дешевых чудес, примитивной эротики, сдобренных примитивнымиже (псевдо)научными концепциями. Каков читатель, такова и литература.По мере имущественного расслоения бывшей советской более-менееоднородной аудитории, а также по мере накопления различий в качествеобразования верхних и нижних слоев населения, указанное разделениекнижного потока на лавину массового чтива и тонкий ручеек элитарнойлитературы будет углубляться и усиливаться. Издатель должен учитыватьданную закономерность и взять четкий ориентир на обслуживание, с однойстороны, масс (это принесет деньги), а с другой стороны - узкого слоядуховно-интеллектуальной элиты (это принесет славу).  

АлександрСевастьянов, политолог, кандидат филологических наук, автор книги«Диктатура интеллигенции против утопии среднего класса"


Нам не нужно обманываться

Издателибизнес-литературы надеются, что в кризисное время люди начнут большедумать и читать. Уверен, что это будут делать не более всё тех же 7-8%активных людей, которые интересовались серьезной литературой и раньше.Сложность  заключается в том, что основанная масса людей думатьпо-прежнему не хочет. Почему? Потому, что мышление – это тоже труд иизменить отношение к нему от «не хочу» до «могу и буду», как бы намэтого ни хотелось, быстро невозможно. Для этого нужны длительныепериоды времени и кропотливая работа многих институтов общества.Занимаясь ежедневно практическим бизнесом, я часто сталкиваюсь спозицией людей, не готовых к труду и принятию ответственности за егорезультаты: «это не моё дело», «для этого есть начальники», «пустьдумает мой босс, а я буду выполнять», «мне всё равно» и т.д. И развекризис сможет заставить изменить такую позицию? Люди, которые еще вчеране умели и не хотели думать, сегодня вдруг начнут это делать? Ониначнут интересоваться деловой литературой?  Я в это не верю. И нам ненужно обманываться по этому поводу. Это инертная масса. Она всегда былаи будет в любом социуме. Для нашего – проблема в том, что такой массы унас слишком много. Для неё бизнес-литература так и останется чем-тонепонятным, ненужным и далеким. Такие люди предпочитают, как писалЖ.Сартр: «…. приятно впадать в безнадежное отчаяние. Это даёт поводдуться на весь мир».

Сергей Шпитонков, бизнес-консультант, автор книги «Коммерческий директор: философия выживания в офисных джунглях»


Умная книга уходит в Интернет

Впоследние 3-5 лет наблюдалась тенденция роста продаж и появлениябестселлеров на рынке интеллектуальной литературы. Читатель испытывалпотребность в литературе, которая позволяла получить определенный объеминформации, способствовала развитию личности. Бестселлерами становилисьтакие книги, как «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт,«Смарагдовое ожерелье» Джанет Глисон, книги Бернара Вербера. Людиинтеллектуальных профессий, которые с начала перестройки и все 90-егоды испытывали финансовые трудности, в последние годы начализарабатывать и, соответственно, тратить на книги гораздо больше.

Впоследние полгода ситуация стала резко меняться – во время кризиса уинтеллигенции первой возникли финансовые проблемы. Рынокинтеллектуальной литературы начал проседать.

Другая опаснаятенденция – книжные магазины в период кризиса сокращают ассортименткнижной продукции, в первую очередь, ассортимент интеллектуальнойлитературы. Приоритет отдается наиболее рейтинговым позициям и новинкам– книгам, которые позволяют обеспечить максимальную рентабельность сквадратного метра площади. Умная книга уходит в Интернет.

Чегобольше захочется читателю в тяжёлые  времена – засыпать илипросыпаться? Данные книжных продаж, к сожалению, дают неутешительныйответ: самой большой популярностью среди читающих пользуютсяприключенческая литература, «женские» детективы и фэнтези. Современныйчитатель все больше начинает впадать в спячку, и финансовый кризистолько усугубляет это желание.

Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия»


Сильные сорвут куш

Серьёзнаяпресса, деловая и общественно-публицистическая литература всегда быливластителями дум. Кажется, сейчас для дум больше причин, чем дляразвлечений. Таким образом, можно предположить, что в период кризисамногие издательства и СМИ при правильном подходе смогут вернутьчитателя, восстановить свой статус экономического и общественногонавигатора.

Рынок печатной продукции, как и любая отрасль,испытавшая дыхание кризиса, будет структурирован по принципу«качества». Сильные усилятся, слабые сойдут со сцены. Вероятно,кризисный отбор приведет к тому, что выжившие и усилившиеся лидерыбудут собирать урожай без помех со стороны аутсайдеров, которыеперестанут портить рынок и сбивать с толку рекламодателя. Субъектоврынка станет меньше, сами они – больше. Подешевеют авторы и журналисты,покладистее станут полиграфисты и распространители, сконцентрируются наменьшем количестве адресов рекламные и тиражные поступления. И уж темболее в фазе выхода из кризиса через полтора года сильные, устоявшиепроизводители сорвут куш.

Андрей Мирошниченко, главный редактор журнала «Банковское обозрение»


См. также

  • Книгоиздание и кризис. Беседа Андрея Левкина ("Полит.ру") и Максима Амелина (ОГИ)
  • 'Букбери' - это головная боль 'больших людей' 
  • Георгий Лямин ("Топ-книга"): кризис перепроизводства выражается в тиражах)
  • Олег Савич (ИГ АСТ): многие издатели больше не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников
  • Дмитрий Иванов ('ОЛМА Медиа Групп'): к лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств
  • Лариса Веденьева (ТД 'Библио-глобус'): прежде всего, кризис 'ударил' по оптовым поставщикам, поставляющим книги в регионы
  • Михаил Морозовский ("Книжное дело"): точной экономической статистики в нашей отрасли не существует
  • Ольга Чумичева ('Азбука-Аттикус'): с теми, кто в нише, может ничего и не случится
  • Cпециалист по книжной рекламе и PR Виталий Леонтьев: необходим пересмотр всей бизнес-модели "Топ-книги"
  • Борис Пастернак ("Время"): динозавры всегда вымирают первыми
  • Анна Голосовская ('Аванта-плюс'): затруднения испытывают небольшие издательства
  • Книжный клуб "Терра": в первую очередь, трудности сказываются на полиграфистах
  • Сергей Макаренков (ГК 'Рипол Классик'): авторы вынуждены будут активнее "продавать" свою книгу
  • Мария Ишкова ("Эксмо"): мы не готовы экономить на авторах
  • Глеб Успенский ('Вагриус'): тиражи дальше уменьшать некуда
  • Ольга Тублина ('Издательство Константина Тублина'): пострадают нераскрученные авторы
  • Михаил Каминский (ИД 'Русь'-'Олимп'): книжный рынок сузится через месяц - полтора
  • Евгений Кульков ('Популярная литература'): российским типографиям клиенты с многотысячными тиражами не нужны
  • Людмила Шибанова ("Книжное обозрение"): люди могут перестать покупать книги
  • Ольгерт Либкин ('Текст'): я пока не вижу явных признаков кризиса на книжном рынке
  • Борис Куприянов ('Фаланстер'): уменьшается количество импортных книг
  • Александр Иванов (Ad Marginem): мы сейчас пытаемся понять, сколько мы стоим
  • Светлана Стоялова ('Европа'): выживут крупные издательства
  • Cавва Митурич ("Три квадрата"): надо понимать, что твой лучший читатель умен и небогат
  • Вадим Назаров ("Амфора"): падение спроса на книги намечается только в двух секторах
  • Марина Каменева (книжный магазин 'Москва'): труднее всего придется региональным книжным магазинам
  • Игорь Савкин ('Алетейя'): наблюдается медленное умирание торговых сетей
  • Андрей Сорокин (РОССПЭН): диспропорция между объемами производства книг и торговыми площадями может похоронить весь рынок
  • Кирилл Вах ('Индрик'): в научном книгоиздании никаких панических настроений не существует
  • Михаил Иванцов ("Новый Книжный"): стихийная часть книжного рынка под действием кризиса будет сокращаться
  • Михаил Гринберг («Гешарим/Мосты культуры»): кризис охладит людей, которые привыкли к высоким гонорарам
  • "Книги России" - ярмарка в неурочный час
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).