28 января «АЭС Козлодуй» ЕАО (Болгария) и консорциум АО «Русатом Сервис» – АО «Риск Инженеринг» (Болгария) подписали контракт на выполнение работ по разработке обоснования продления срока эксплуатации энергоблока №6 АЭС «Козлодуй» до 60 лет.
Работы включают в себя оценку технического состояния и обоснование остаточного ресурса оборудования и трубопроводов реакторной установки, тепломеханического оборудования 1-го и 2-го контуров, дизель-генераторных электростанций, транспортно-технологического оборудования, зданий и сооружений энергоблока №6 АЭС «Козлодуй». Срок выполнения работ – 30 месяцев.
Владимир Потапов, заместитель директора ВНИИАЭС – НТП, директор отделения управления ресурсом АЭС:
ВНИИАЭС выполняет большие работы по продлению сроков эксплуатации реакторов на отечественном рынке. С самого первого продлеваемого блока – 3 блока Нововоронежской АЭС, АЭС с ВВЭР-440 – мы нарабатывали необходимый опыт, в настоящий момент участвуем и в работах по продлению эксплуатации 5 блока АЭС «Козлодуй». Поэтому могу с уверенностью сказать, что тема продления сроков эксплуатации нам хорошо знакома, актуальна и у нас в стране, и за рубежом.
Если говорить о причинах, то это первоочередная необходимость – у нас в РФ идет программа по замещению мощностей, чтобы не было провалов в выработке электроэнергии на время, пока не введен в эксплуатацию новый блок, а срок эксплуатации старого на исходе. Для того, чтобы иметь временной резерв, и проводится продление сроков эксплуатации энергоблоков. Еще одна причина продления – экономическая. Затраты на сооружение энергоблока – это значимые цифры при строительстве, и чем дольше его срок эксплуатации, тем выше окупаемость проекта.
Ведь построить новый блок дороже, чем продлить срок эксплуатации старого. Но это вовсе не значит, что обновленный реактор будет уступать новому по безопасности. Работы по продлению сроков эксплуатации АЭС в России ведутся уже порядка 20 лет. За это время подходы к продлению сроков эксплуатации АЭС изменились. Точнее, значительно ужесточились требования к оценке безопасности блока при продлении, создаются дополнительные каналы защиты, обеспечивающие безопасность АЭС, модернизируются системы контроля, управления и защитой реактором, заменяется оборудование, выработавшее свой ресурс, проводятся работы по повышению сейсмостойкости основного оборудования, а также и другие мероприятия повышающие уровень безопасности и улучшающие рабочие характеристики энергоблоков. Разработана и апробирована методология по продлению срока службы энергоблоков АЭС с различными типами реакторной установки (РУ), наработаны соответствующие методики по оценке технического состояния и остаточного ресурса оборудования, трубопроводов, строительных конструкций зданий и сооружения. У нас в России есть опыт и по продлению АЭС с ВВЭР, в том числе и АЭС с ВВЭР-1000, то есть реактора ВВЭР-1000 с РУ-320, который эксплуатируется на 5, 6 энергоблоках АЭС «Козлодуй».
Вначале проводится комплексное обследование энергоблока, где оценочно определяется остаточный ресурс его элементов – выясняется, какие из них можно эксплуатировать на сверхпроектном сроке службы, а какие нельзя (их меняют в рамках программы модернизации энергоблока). Это первый этап продления. На втором этапе выполняются работы по оценке технического состояния и остаточного ресурса. Применительно к 6 энергоблоку АЭС «Козлодуй» работы по продлению будут выполняться для оборудования и трубопроводов реакторной установки, тепломеханического оборудования 1-го и 2-го контуров, дизель-генераторных электростанций, транспортно-технологического оборудования, зданий и сооружений. Будет реализована и программа модернизации, согласованная со всеми участниками работ по продлению энергоблока. В работе будут заняты соответственно все заинтересованные компании – и со стороны заказчика, и со стороны исполнителя, которые в настоящий момент в рамках контракта выполняют работы по обоснованию возможности продления сроков эксплуатации 5 блока АЭС «Козлодуй».
В связи с тем, что строительство новых блоков дороже, чем продление сроков эксплуатации, тема продления актуальна и у нас, и за рубежом. Напомню, что безопасность блоков после продления сроков эксплуатации всегда выше, чем тот уровень безопасности, который был при первом их вводе в эксплуатацию. И это нормально, так как требования к безопасности за 30 лет эксплуатации неизбежно ужесточаются. При этом учитываются не только требования эксплуатирующей организации, но и нормы по безопасности МАГАТЭ и подходы WANO (Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих атомные электростанции), которые проводят свои инспекции на станциях, включая продленные АЭС на сверхпроектный срок эксплуатации.
В России только что завершены работы по продлению срока эксплуатации 1-го блока Балаковской АЭС, получена лицензия на сверхпроектную эксплуатацию энергоблока еще на 30 лет. То есть все, что делается в Болгарии, мы научно обосновали и применили на российских АЭС. Опыт продления эксплуатации российских АЭС значим: из 35 эксплуатирующихся блоков АЭС срок эксплуатации продлен на 24 энергоблоках. Я считаю, что это разумно – выполнять работы по продлению АЭС, построенных по нашему дизайну, вместе с разработчиком проекта, главным конструктором РУ и другими российскими организациями, имеющими большой опыт аналогичных работ: мы можем выполнить все необходимые работы в полном объеме, в нужные сроки, по разумной стоимости и с гарантией качества, включающей дальнейшее сопровождение безопасной эксплуатации энергоблока.
Напомню, что, по современным требованиям, недостаточно просто продлить срок эксплуатации энергоблока – необходимо разработать программу управления ресурсными характеристиками (УРХ) элементов АЭС. Программа УРХ содержит различные мероприятия по периодической оценке технического состояния важных для безопасности АЭС систем в период дополнительного срока службы 20 – 30 лет (оценка старения материалов, обследование наиболее нагруженных зон оборудование и трубопроводов). Эти мероприятия проводятся для обеспечения безопасности сверхпроектной эксплуатации энергоблока. С технической точки зрения, у России хорошие перспективы на рынке продления эксплуатации АЭС в мире, но на практике важную роль играет и политика, против которой наши преимущества в работах по продлению энергоблоков отечественного дизайна иногда бессильны.