«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…», - писал Редъярд Киплинг, имея в виду, что самой географией эти цивилизации обречены быть оппонентами. На алкогольном фронте противоположные стороны света пока сохраняют баланс. Только держаться ему, видимо, недолго - набирает обороты конкуренция водки и виски. Последние цифры сулят неожиданный реванш производителям алкоголя с восточной родословной.
Борьба разных марок одного напитка за место на столе конечного потребителя – это обыкновенные будни алкогольного рынка. Однако случается, что ежедневное состязание брендов иногда приводит к прямо-таки стратегическому противостоянию, когда покупатель должен выбирать между продуктами, которые выполняют единую функцию, различаясь в конкретных свойствах.
Подобную ситуацию превосходно иллюстрирует классический пример водки и виски. Оба напитка выступают в «тяжелой» категории «40 градусов крепости», но разнятся как традициями употребления, так и технологиями производства.
Напиток, считающийся исконно русским (во всяком случае, своим появлением он обязан изобретательности восточно-славянских народов), гениален тем, что прост. Беспримесное сочетание воды и спирта даёт возможность изготовителям проявить богатую фантазию при составлении рецептур различных сортов водки. Еще более творческий, почти художественный подход проявляют бармены, используя водку в качестве универсальной основы для коктейлей. Того же нельзя сказать о виски – самодостаточном «эликсире», который весьма прихотлив к совокупности условий и этапов его производства. По крайней мере, в части универсальности виски явно уступает водке, в огромном многообразии коктейлей он встречается намного реже.
Кстати, на родном для виски Западе беспрекословных любителей «нектара лордов» становится меньше, и вовсе не по причине тотального обращения в «трезвую паству». Культурное пространство своего оппонента все больше занимает водка. Специалист по алкогольному рынку, обозреватель итальянской газеты «La Repubblica» Леонардо Коэн приводит в своей статье красноречивые показатели неминуемого лидерства водки на мировом рынке спиртного.
По итогам прошлого года прибыль от сбыта водки почти догнала доходность виски: 53,7 миллионов долларов против 54,9 миллионов той же валюты. Ежегодный рост продаж «беленькой» с 2000 по 2005 год составлял 6,8 процентов, аналогичный показатель у виски – всего лишь 2 процента. Налицо устойчивый тренд, проверить который можно будет уже в этом году.
Если занять первое место за границей водке только предстоит, то в России она чемпион уже на протяжении пятисот лет. В этом году признательность соотечественников в отношении национального напитка получила, можно сказать, официальное оформление: звание «Народной Марки» по результатам общероссийского голосования потребителей получил международный бренд Nemiroff, под которым выпускаются исключительно качественные напитки. Учитывая, что в конкурсе «Народная Марка» водочная номинация появилась впервые, можно только порадоваться – выбор международного бренда Nemiroff народным продуктом свидетельствует, что наши сограждане больше не экономят на подлинности и хорошем вкусе. А последние тенденции на мировом рынке спиртного говорят за то, что возможность диктовать алкогольную моду всей планете – отныне привилегия любителей водки.