Бюджет на 1999 год имеет жизненно важное значение для будущего страны. Его цель - удержать Россию от катастрофы, к которой нас могут подтолкнуть, с одной стороны - неподъемное бремя внешних долгов, а с другой стороны - бездумные попытки решить все проблемы за счет печатного станка.
Бюджет нацелен, прежде всего, на макроэкономическую стабилизацию. Есть надежда на то, что он позволит реструктурировать внешние долги и получить новые займы, избежать чрезмерной денежной эмиссии и гиперинфляции и при этом - гарантировать выплату зарплаты, пенсий и пособий, обеспечить минимально необходимое финансирование социальной сферы, обороны и других насущных потребностей государства.
Принципиальное отличие этого бюджета от предыдущих состоит в том, что, несмотря на тяжелейшие экономические условия, он впервые переходит от слов к делу в вопросах поддержки отечественного производителя, прежде всего - за счет существенного снижения налогового бремени и выборочной инвестиционной поддержки конкурентоспособных производств. Это безусловный отход от политики фискального идиотизма, которая вела к удушению отечественной промышленности и прогрессирующему сокращению базы налогообложения вследствие чрезмерности налогового пресса в производственном секторе при отсутствии эффективного налогообложения торгово-финансовой сферы и личных доходов и собственности.
Бюджет составлен в условиях крайней степени неопределенности ситуации в экономике и поэтому неизбежно носит прогнозно-целевой характер. С чисто профессиональной, технической точки зрения он весьма уязвим, и имеет множество изъянов. Наиболее слабое место - доходная часть бюджета (реальные налоговые поступления, возможности получения новых кредитов, доходы от экспорта и валютные резервы). Неопределенность сохраняется и в расходной части бюджета - особенно в плане перспектив реструктуризации и рефинансирования внешнего долга. Соответственно, все оценки дефицита и первичного профицита, необходимых масштабов эмиссии, курса рубля, уровня инфляции, экономической активности и доходов и т.д. неизбежно носят условно-расчетный характер.
Бюджет - 99 следует рассматривать не как технико-экономический, а как политико-экономический документ. Документ рождался в сложных и многосторонних политических консультациях, изначально ориентировался на достижение разумных компромиссов с главными политическими силами и организованными группами экономических интересов. Вместе с тем, он ясно выражает экономическую философию правительства Примакова, его цели и приоритеты, его понимание пределов допустимого в экономической политике, а также ту линию практических действий, которой правительство намерено следовать в будущем году.
И в этом плане проект бюджета на 1999 г., представленный правительством, безусловно, заслуживает поддержки. Он позволяет избежать крайностей и достичь оптимального компромисса между целями макроэкономической стабилизации, сохранения социального мира, поддержки отечественного производства, обеспечения жизненно важных функций государства в крайне стесненных сегодняшних условиях.
Вместе с тем, очевидно, что предложенный правительством проект бюджета имеет серьезные внутренние резервы, в первую очередь - в плане упорядочивания и рационализации расходной части и повышения реальной собираемости налогов. Жесткий бюджет требует жестких приоритетов и жесткой бюджетной и налоговой дисциплины, введения жесткого режима экономии и контроля, выявления и закрытия неоправданных в нынешней ситуации расходных статей, создания резервов прочности для безусловного финансирования наиболее необходимых социальных, экономических и общегосударственных расходов.
В этой связи правительство должно будет осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе:
По сути дела проект бюджета, представленный правительством, не имеет реальных альтернатив. Любые попытки сделать его "более реальным", пересчитав все основные параметры, либо "улучшить" отдельные показатели бюджета в угоду той или иной группе интересов могут привести только к одному - к затяжным и бесплодным политическим баталиям, к потере критически важного времени, к развалу самого бюджета и лишению смысла самого документа с точки зрения реальной экономической политики.
Сегодня проект бюджета находится в Государственной Думе и от депутатов зависит, будет ли страна в 1999 году жить по основному экономическому закону, каковым является государственный бюджет, и, соответственно, будет ли она иметь осмысленную и согласованную экономическую политику, дающую надежду на стабильность, или мы все вновь станем заложниками обстоятельств, хаоса и политических интриг.
При отсутствии утвержденного бюджета на 1999 год, финансирование экономики, социальной сферы и государственного аппарата должно согласно закону осуществляться на уровне прошлого года, что крайне затруднит погашение задолженности государства по зарплате, пенсиям и пособиям и с учетом нового уровня цен будет означать катастрофу для бюджетного сектора в целом.
Без утвержденного Думой бюджета будет невозможно достигнуть соглашений с иностранными кредиторами о пересмотре непосильных для России обязательств по внешнему долгу. Соответственно, вполне реальной может стать угроза банкротства и международной изоляции российского государства.
Отсутствие бюджета будет означать усиление экономической неопределенности и углубление социально-экономического кризиса в стране. Неизбежным следствием станет дальнейшее падение производства, занятости и доходов, перебои в снабжении топливом и продовольствием, дальнейшее обнищание значительной части населения.
Ответственность, лежащая на депутатах, не позволяет действовать в данном случае привычным образом и с соблюдением всех формальных процедур и неписаных "правил игры". На это нет ни времени, ни реальных возможностей. Сегодня цена ошибки, глупости или безответственности в вопросе о бюджете резко возросла. Если депутаты не смогут этого понять, Россию ждут новые потрясения и новые беды уже к весне следующего года.
Бюджет на 1999 год должен быть принят уже в этом году в результате принципиальных политических решений. Правительство должно обратиться к Думе с предложением об ускоренной процедуре обсуждения и принятия бюджета. Дума должна с учетом чрезвычайности ситуации и пониманием собственной ответственности пойти на отказ от ряда формальных процедур и традиционных лоббистских приемов, обычно затягивающих обсуждение и принятие бюджета на многие месяцы.
В этом случае бюджет 1999 года может не только отвести от страны угрозу экономической катастрофы, но и стать реальным шагом на пути к социально-экономической стабилизации, политической консолидации и возрождению России.
Российская Межотраслевая Ассоциация
сотрудничества и защиты
экономических интересов производителей (РМА)
17.12.1998 г.