Литературный критик, обозревательница портала «Горький» Лиза Биргер рассказала корреспондентке «Полит.ру» Ане Гольдман о сериале «Личность» про серийного убийцу из Стамбула. Рейтинг этого турецкого сериала на IMDB (9,2) пока удалось побить только «Игре престолов», «Прослушке» и «Чернобылю».
Вчера, наконец, досмотрела «Личность» (Şahsiyet) — это турецкий сериал, нарушающий все пункты кодекса Хейса. Я уже, пожалуй, лет десять, с тех пор как посмотрела «Life on Mars» и «State of play», смотрю сериалы на быстрой перемотке, потому что в них всегда от 5 до 90 процентов воды. Так вот, в «Личности» нет ни единого проходного кадра.
Это история человека высоких правил, бывшего помощника окружного судьи, который узнает, что у него болезнь Альцгеймера, и отправляется убивать, пока кое-что еще не забыл.
Это история про то, как турки видят себя: как страну продажных полицейских, жестоких властных мужчин, благородных стариков и бесправных женщин, где вся надежда только на стариков и женщин.
Наконец, это дико смешная и великолепно сыгранная история, главный герой которой мне очень напоминает моего родного дедушку — благородного человека высоких правил, замдиректора Института теоретической физики, — с такими же усами и таким же Альцгеймером.
В этом фильме великолепно показан город — получился совершенно непритворный Стамбул, по темным улицам которого ходят странные личности, и это никого не удивляет.
Главного героя зовут Ага Бейоглу, имя буквально значит «сын господина», но вообще-то это название стамбульского района, который традиционно ассоциируется с Европой. Здесь находились все посольства, все кинотеатры, все мейхане — места для выпивки. В османские времена здесь сидел венецианский наместник — байло. Собственно «Бейоглу» — так турки услышали «байло».
В начале сериала есть отличный эпизод, когда приятель тащит героя в Цветочный пассаж, где раньше дым стоял коромыслом, а теперь грустно сидят одни старики, а за стенами туристический хей-хоп-ла-ла-лей с бесконечной торговлей брелочками. Легендарный Галатасарайский рынок, еще десять лет назад снабжавший свежими продуктами все рестораны Истикляля, умирал на моих глазах. И вот в середине трапезы герой ударяет кулаком по столу и кричит: «Да что же это такое!» Приятель пытается его успокоить: «Пойдем отсюда, здесь нам уже не место» — «Да никуда я не пойду! Моя фамилия Бейоглу! Это они пусть уходят». Вот это ощущение, что набежала тьма и надо ее разогнать, — оно вообще очень турецкое и очень стамбульское, потому что Стамбул его переживает болезненнее всего.
В «Личности» еще довольно смело показано, что мрак приходит откуда не ждали — из чувства единства или местечковой гордости. Сплоченность — «Один за всех и все за одного» — тоже рождает чудовищ.
И еще это фильм о том, как безумно, отчаянно хочется жить, всем чудовищам вопреки. У главного героя есть гениальный монолог: «Пусть все умрут, а я останусь — вот на такое одиночество я готов, лишь бы жить».
Актер Халук Бильгинер (Haluk Bilginer) за главную роль в сериале получил международную премию «Эмми», а рейтинг сериала на IMDB сейчас 9,2 (выше только у «Игры престолов», «Прослушки» и «Чернобыля»). Сериал делали для Интернета, и он выложен на puhutv.com на турецком с английскими субтитрами, но если не открывается за пределами Турции, то можно попробовать с русскими субтитрами на 1plus1tv.ru.