Мы продолжаем публиковать материалы в развитие специального проекта «Полит.ру», посвященного проблемам гражданской самоорганизации, препятствиям, возникающим на пути коллективного действия и способам преодоления этих препятствий. Проект начался публикацией новой книги известного социального мыслителя, профессора и заведующего кафедрой Прагматики культуры НИУ ВШЭ, основателя и управляющего рекомендательным сервисом Имхонет, автора переведенных на различные языки книг «Экономика символического обмена» и «Манифест новой экономики» Александра Долгина - "Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям".
Об эволюции интернет-сообществ и коммуникативных платформ «Полит.ру» рассказал Николай Левский, главный редактор журнала «ComputerBild».
Вы прошли через CHIP, Digital Magazine, сейчас возглавляете один из крупнейших популярных компьютерных журналов, - значит наверняка в курсе всех “IT-трендов”. Что в ближайшие годы произойдет в российском интернете с коммуникативными сервисами, с платформами для создания онлайн-сообществ?
Прежде всего - увеличение числа ресурсов, которые будут предлагать посетителям разнообразные возможности высказываться. Сейчас на ваш выбор, как правило, есть право оставить комментарий к статье либо поделиться прочитанным в социальных сетях. Но следующий шаг – это более плотное вовлечение в дискуссию, предоставление вам широких полномочий. Размер публикуемых текстов будет сокращаться, но при этом увеличится количество точек зрения. В такой модели посетители слышат не только голос владельца ресурса, а нечто гораздо большее. Главная задача интернета, не только российского, - в том, чтобы таких площадок было как можно больше, чтобы у людей росло доверие к ним. Сдвиг, который случится в ближайшее время – это изменение всей модели социализации интернета, переход от общих социальных сетей к конкретным профессиональным сообществам с возможностью более живого обсуждения и легкого доступа к конкретной информации, которую нужно проговорить. Недавно мы перезапустили сайт журнала, и сделали его именно по такой модели
Например?
Вот хочу я обсудить яму у себя во дворе. Я зайду на специальный ресурс и посмотрю, что пишут про эту яму, с одной стороны, те, кто живет в моем же доме, а с другой -, представители власти, отвечающие за асфальтирование дороги в этом месте. Если у меня будет возможность увидеть этот диалог вживую, если я смогу быть уверенным в том, что человек, который написал у себя в профиле, что он представитель администрации, действительно им является, а другой человек, который указал у себя в профиле, что живет в этом доме, действительно там живет, - уровень доверия к самому ресурсу у меня увеличится. Безусловно, если эту пресловутую яму вдобавок и заделают, то увеличится степень доверия и к тем, кто за это отвечает. Мне очень хочется верить, что интернет в корне изменит отношение людей к возможности быть причастным к решению той или иной задачи.
Нечто вроде влияющих на социально-экономическую ситуацию веб-проектов Навального? Что скажете о его последней новости - РосЖКХ?
Создатели ресурса понимали, что у них есть все легальные инструменты воздействия на представителей власти, - и инструменты для разбирательства по каждому конкретному случаю. Вообще в нашей ситуации гораздо быстрее и проще создаются онлайн-клубы, которые посвящены более общим темам, например, сообщество любителей автомобилей той или иной марки, потому что далеко не каждый из жителей современной России захочет в открытую выступать с критикой по вопросам ЖКХ. Те, кто интересуются проектами Навального, - их много, конечно, но реальное количество интернет-пользователей несоизмеримо больше, и пока широкая аудитория не очень готова к таким действиям... Тут даже не столько в интернете дело. Если вы приезжали, скажем, в США, - наверняка видели, что многие из тех, кто встречается вам на улице, в магазине, готовы заговорить и обсудить любую проблему, они готовы узнать, и как у вас дела, и все ли хорошо. В России сложно найти человека, который просто улыбнулся бы в ответ. Пока у нас не произойдет сдвиг в сознании, пока люди не захотят общаться и делиться, в онлайн-сообществах будет минимум людей. У нас многие чего-то боятся, часто не готовы открыто проявлять свою позицию, свои желания, обсуждать свои проблемы. Отчасти поэтому же в Европе и США очень развита модель поддержки разработчиков программного обеспечения через так называемые пожертвования, когда человек, скачавший бесплатную программу, которая ему понравилась, может отправить разработчику некую сумму просто в качестве жеста благодарности.
Каковы наиболее эффективные модели социальных сообществ?
С самостоятельной регуляцией и возможностью воздействия со стороны руководства. Яркий пример – Dirty.ru. Сообщество, в рамках которого люди, заслужившие большой авторитет, способны влиять на общую политику ресурса. Динамично развиваются сайты, предоставляющие возможность каждому посетителю влиять на структуру контента. Это общество, которое регулирует само себя, однако вмешательство руководства все же необходимо, когда происходят какие-то события, для которых требуется принимать решения. Был известный скандал Leprosorium.ru с Мэйл.ру, когда люди с “Лепры” пошли на Мэйл.ру голосовать на конкурсе “Мисс Интернет”.
Раз уж вы заговорили об опыте Leprosorium.ru - к чему способна привести закрытость онлайн-клуба?
Узкоспециализированные тематические сообщества так или иначе всегда будут закрытыми. Это и искусственный механизм регуляции, некая попытка показать свою элитарность, и способ заставить посетителей сайта более ответственно подходить к тому, что они там публикуют. На той же “Лепре” достаточно легко добиться того, чтобы тебя оттуда выгнали, и раздобыть приглашение назад будет большой проблемой.