будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Колонки
Короленко Псой

Нomo Ludens и Homo Neludens

Человеку свойственно играть. Иногда он играет с самим собой. Это неприлично. Иногда он садится за стол и играет за деньги – как, например, я сейчас. При этом он на что-нибудь обязательно ставит. Делая ставки, рискуешь. В моем случае риск состоит в том, что когда я пишу что-нибудь о культуре или о политике, это может случайно оказаться аллюзией, намёком или пародией на каких-нибудь конкретных людей, в том числе очень близких. Но поскольку я давно уже знаю их как “хомо люденсов – человеков играющих”, то рассчитываю на понимание.

Поистине, культурные или политические феномены могут служить символами для описания нашего внутреннего мира или межличностных отношений. Или наоборот. Но это не простые аллегории. Мы исходим из философского понятия “мирового канала”, в соответствии с которым события, происходящие в больших группах, в обществе, в мире, в природе синхронно с теми или иными процессами нашей частной жизни, связаны с ними непосредственным образом, образуют с ними как бы “единое поле”. Представляется, что эта концепция помогает понять учение Максима Исповедника о человеке как микрокосме. Микрокосмы и макрокосмы зеркально отражают друг друга и могут служить друг другу метафорой, объяснять друг друга.

Все любят, чтобы им посвятили стихи, но многие обижаются или расстраиваются, когда их вставляют в роман – даже в виде качестве положительного героя. Или если им кажется, что это про них написано на “Полит.Ру”. Тогда они, наверное, чувствуют как в фильме про козленка: “Меня сосчитали”. Они отказываются признавать правила такой игры. Но, вероятно, когда они давали согласие на то, чтобы родиться в этом мире, им дали прочитать эти правила, и игра им понравилась. По крайней мере, если верить Оригену, - в качестве игры предположим, что эта часть его учения не была осуждена на Пятом Вселенском Соборе.

Что делать, когда слышишь в ответ на какое-нибудь свое слово, молчание, действие или бездействие: “Ты говоришь, молчишь, действуешь или бездействуешь так, потому что тебе наплевать на людей, они для тебя функции, просто тебя ничего не интересует, кроме твоего драйва”? Да, это отчасти правда. В отношении меня – да. У меня действительно есть свойство иногда забывать за драйвом, вдохновением и каким-нибудь сильным волюнтаристическим импульсом, что рядом со мной находятся другие люди, за которых я в том или ином смысле “отвечаю”. Значит, я действительно плохой.

Равнодушие к людям не просто бесчеловечно – оно метафизически, онтологически квалифицируется как “зло”, поскольку противоречит законам природы, мира, космоса. Сочувствие чужой боли есть и у животных, это эмпатия. Она подтверждает наличие тех самых общих полей между разными существами. Когда больно одному, от этого тогда больно другому. Поэтому я заинтересован не “забивать на других” не только по нравственным причинам, но и чисто-конкретно по законам природы. Можно сказать, что склонность забивать на людей в душевном складе человека – сродни раковой опухоли.

Но что такое рак? Можно ли сказать, что он совсем “не нужен”? Вдруг появление рака в организме – это защита от какой-то другой физической, психической или духовной болезни, которая ещё ужасней, чем рак? Или, может быть, рак вообще нужен чисто “для красоты”? Если посмотреть на изображение рака на снимке, говорят, что он живописен. Можно тогда сказать, что объективно “зло” зачем-то нужно и входит в “мировой замысел”. Что если в этом случае творящий зло должен субъективно принимать это в себе и осознавать в этом зле свою “миссию”? Ну типа “волки – санитары леса”.

Рак живописно выглядит на фотографии. Красив извергающийся вулкан, и землетрясение, и два самолёта, врезающиеся на полном ходу в небоскрёбы. Недаром Штокгаузен или кто-то там ещё назвал “одиннадцатое сентября” самой лучшей музыкой, которую он слышал на свете. Что если сотворяя какое-то зло, я одновременно вершу какое-нибудь добро, и без одного не было бы другого? Что, если я объективно призван принести в мир вот столько-то зла и столько-то добра, и теперь моя задача лишь в том, чтобы творить свою волю, а дальше уже мировые законы будут действовать помимо меня? И если я честно осознаю свою волю, тогда никто уже не имеет права мне мешать?

Так учил один очень странный и неоднозначный мужик, который, в частности, сказал:  “Every man and every woman is a star”. Импульсы и вибрации “энтропии”, “деструкции”, “зла” – тоже такие “звезды”. Если их “зажигают”, значит это “кому-нибудь нужно”. Тогда и рак, и вулкан, и два самолёта, и Сталин, и Гитлер, и другие “хомо нелюденс” – суть часть мировой гармонии, некой большой Игры. Но все же – так ли это? А вдруг деструкция – не часть большой Игры, а результат незнания или нарушения правил. Что, если смысл моего существования всё-таки в том, чтобы не быть “хомо нелюденс” и учиться как можно лучше, совершеннее, вдохновеннее и оригинальнее играть по правилам? Когда маленький ребёнок, осваивая новую игру, вдруг видит, что проигрывает, он сразу начинает выдумывать свои правила, думая, что это ему поможет. Но ведь он тогда все равно проигрывает.

Или всё-таки просто “Сталин” тупой и ему тогда нельзя, а я крутой и мне тогда можно? Я ведь не хочу никого убивать. Я даю людям радость. Делаю им праздник. Умею с ними просто побыть. Мой драйв – это в конце концов мои те самые “таланты”, о которых говорится в притче. И, например, если я занят собой и мне недосуг прийти на помощь к какому-нибудь утопающему, когда он тонет, то я ведь тоже занят не каким-нибудь бесполезным онанизмом. Что если я как раз в это время вкладываю свои таланты в дело, и надо мне “не мешать”? И что, если тот, кто звал меня на помощь, вовсе не тонет, а только думает так? Что, если я лучше знаю, тонет он или нет, и когда мне идти к нему, когда нет?

Не то, чтобы я хотел защитить свое “прайваси” или, с другой стороны, представить себя этаким “сверхчеловеком”. Я думаю, что в моем положении не раз оказывался каждый. Разве что может быть не каждый об этом задумывался, пытаясь себя не то осудить, не то оправдать. Но даже и задумывались очень многие. У всех же есть совесть, и в то же время у всех есть желание примириться с собой. С одной стороны, нельзя забивать на людей. Но, с другой стороны, иногда требование “обрати на меня внимание” объективно является призывом: “забей на всё и закопай в землю”. Как найти же баланс?

Призыв близкого человека дать ему внимание – это призыв к осознанию той части меня, которая хочет давать внимание. Что это за часть меня? Где она находится? Каким местом мы заботимся о людях? Часто мы заботимся мозгом. Иногда, наоборот, так сказать, “нижней чакрой”. А правда, видимо, как всегда, находится где-то посередине. Прежде чем “озаботиться”, мы должны остановиться и ощутить какую-то абсолютную любовь в сердце. Если мы её в данный момент не чувствуем, то нужно попросить даровать нам её. А уж когда мы её худо-бедно ощутим, так она и подскажет нам, в чем состоит её “вектор”. И, возможно, он будет направлен не в сторону того, кто постоянно агрессивно требует нашего внимания, а к тому, например, кто смиренно и терпеливо ждёт своей очереди.

Так можно ли играть? Со всем ли можно играть? Иногда да. Игра – это своего рода таинство. Познание мира. Многие вещи, которые долго паришься, пытаясь сделать серьёзно, легко сотворяются в игровой манере.

Как, например, этот текст.

Короленко Псой
читайте также
Колонки
Закат Европы вручную и Замочная скважина
Май 15, 2024
Колонки
Гибель и воскрешение частного человека
Май 6, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).