В последние годы я только и делаю, что общаюсь с чиновниками, представителями отрасли, активистами, представителями общественных организаций о том, что открытые данные - это ключевая тема открытости государства.
На это уходило и уходит немало времени, это не приносит денег, это требует волевых усилий на убеждение людей, выступающих категорически против открытости и огромного числа компромиссов собственных желаний и готовности лиц, принимающих решения, принимать те из них, что приносят нам открытые данные.
И вот все, кто внимательно следит за тем, что наша пресса пишет о государственных инициативах и проектах, наверняка обратили внимание на обилие публикаций об открытых данных за последние дни.
Если ещё год назад об открытых данных активно писали немногие, например, был и есть спецпроект "Открытое государство" на «Полит.ру» (в том числе и с моими материалами), то сейчас пишут массово и многие издания.
Вот лишь немногие публикации:
И это далеко не все публикации. Поиск по словам "открытые данные" в Яндекс.Новостях дает большую выборку.
Как это произошло?
Всё просто - семена идей, что мы разбрасывали все эти годы, стали всходить. В государстве и многих связанных с ним структурах появились те, кто готов активно продвигать эту тему. Примерно два года назад я писал на эту тему как о "личностной конкуренции". Тема становится достаточно живой, когда на ней появляется множество активистов и драйверов, готовых ее толкать независимо.
Так московское правительство толкает открытые данные вполне автономно, и открытие ими портала открытых данных привело к массовому интересу журналистов к этой теме.
Дмитрий Медведев упомянул открытые данные в своем докладе о планах правительства:
...Десятое. Мы продолжим совершенствовать систему государственного управления, будем последовательно улучшать качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Без этого вообще невозможно решить поставленные задачи. Каковы конкретные шаги? Это расширение объема открытых данных о деятельности органов власти, разработка Национального плана действий по внедрению механизмов открытого государственного управления, поддержка социально ориентированных неправительственных организаций, «Российской общественной инициативы» и, конечно, постоянный гражданский контроль в наиболее чувствительных сферах, таких как государственные закупки, таких как инвестиции...
Вот тут - http://government.ru/docs/22596/
Это дает нам некоторую надежду, что федеральных данных будет больше. Что работать с ними будет удобнее. Что министерства и ведомства помогут создавать экосистему по их повторному использованию.
Но, я сделаю одну очень важную оговорку: мы не можем и не должны зависеть от инициатив государства. Да, это хорошо, что чиновники начинают нам официально предоставлять открытые данные, но это никак не означает, что мы должны сидеть, сложа руки.
Следующий шаг после открытости - это понятность. Необходимо создавать инструменты, сервисы и инициативы, которые обеспечили нужность, доступность и понятность данных для граждан. Чтобы вопрос «Зачем это нужно?» навсегда исчез с повестки дня и был заменен на «Где еще данные?!»
И это очень важный вопрос. Понятность невозможна без открытости. И, что важнее, понятность невозможна без нас. Доступность информации о бюджетах в виде файлов не означает ее доступность для нашего понимания. Доступность для понимания создают проекты, которые объясняют и визуализируют ее, доводя до кристальной ясности.
Именно целеустремление на «понятность» обеспечивает нужность «открытости». Понятность как удобство, понятность как нужность, понятность как простота понимания. Например, мы говорим о том, что бизнес будет создавать на открытых данных и развивать существующие информационные продукты. Но важнее то, что бизнес будет доводить их до качества, удобного гражданам – потребителям. Это тоже понятность. Как и просветительские проекты общественных организаций, как и усилия в направлении новых медиа и журналистики данных, как и то, что именно понятность и простота помогут нам прийти к удобному и уютному государству, которые пока звучат настолько фантастично, что о них просто рано говорить.