Еслибы Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров отняли бы чужой бизнес, отмывали бы деньги,строили бы дороги по цене золота за 1 метр, брали бы взятки в особо крупныхразмерах, калечили бы солдат в армии, насиловали бы малолетних мальчиков –тогда они были бы совершенно «нашими», унтер-советскими, людьми. А если были бычленами, или лучше – номенклатурой, «Единой России» – тут «запретное искусство»автоматически оказалось бы незапретным. Но – они всего лишь частные лица,простые граждане, и хоть Андрей Ерофеев – уважаемый в арт-мире куратор, что РФдо мира?! Она оплакивает советскую цензуру и то, как хорошо было, когдагосударство устанавливало ГОСТы на искусство, литературу и вообще на всё,поэтому всего незапретного было так мало.
То,что мы покупаем испорченные продукты, то, что отправляя детей в лагерь или вармию, получаем назад цинковые гробы, это не беда, с кем не случается, но естьи святое – церковь. Нет, речь отнюдь не о христианстве как таковом: возлюбиближнего, в ком нет греха, пусть первым бросит камень. Я разговаривала снемалым количеством истовых православных, обвесившихся иконками с головы доног, они не читали ни Ветхого, ни Нового Завета, они знают о том, что грех, ачто – нет, не оттуда, а потому что батюшка сказал или пресловутый ОБС (однабаба сказала), или в газете, или по телевизору. Особенно это забавно вглубинке, где сочетается культ Ленина (памятников везде осталось немеренно) скультом церкви. Теперь, благодаря усиленной госпропаганде, добавился культ Путинаи «Единой России».
Христианстводля них – это не жизненная философия, не цивилизационная доктрина, на которойбыла построена Европа и Америка, это – иконка-оберег (от автомобильных аварий,разные от разных болезней), это за определенную плату отпущение грехов убийце инасильнику, и благословение, если нужно. Вот против этого, а заодно и противисламского фундаментализма и направлена была выставка «Запретное искусство».Против лицемерия, идолопоклонства, продажности церкви, и против невинноговавилонского столпотворения в голове, когда Микки-Маус, Иисус Христос, газета «Известия»и прочие бренды и символы варятся в бульоне, где забыты десять заповедей, гдезаповедь и вовсе одна: «Не попадись!». «Против» – даже не то слово, выставкакарикатурная (в пандан к датским карикатурам на Мухаммеда), а не назидательная.
Иногдая слышу то, что доносится из телевизора (добровольно не смотрю) – имею в видуроссийские программы, сериалы, фильмы – и не могу этого слышать. Я понимаю, чтозначит, «оскорблять чувства»: из телевизора, как из помойной ямы звучатругательства, озлобленные крики, хорошие парни мочат плохих парней, а плохиехороших, кровь рекой, Сталин – наш рулевой, перемежающиеся хихиканьем –бесконечные юморины ниже пояса. Ну, телевиденье как считает нужным, так иделает. Не нравится – не смотри. При понимании, что большинство смотреть будет,что дают. Потому что большинству этому смотреть больше нечего, не все в Москвеживут. Так отчего ж выставка, локальная экспозиция всего лишь в одном зале,оказалась самым грандиозным событием, повлекшим уголовное осуждение кураторов?Ее посмотрели, может быть, сто человек – интересующиеся контемпорари-артом.Остальные, не будь суда, ведать бы о ней не ведали.
Вероятно,в Греции такая выставка была бы невозможна: там православие являетсягосударственной доктриной, но во всех официально светских государствахискусство делает свое дело, церковь свое, госуправленцы свое, суды свое. У насвсё едино, всё – единороссийно, по «сигналам из Кремля» (советский термин). И«общественные организации» (наши, молодогвардейцы, народный собор – сколько ихтам?) правильно понимают сигнал. И самое главное, люди, уже лишившиесямифологии самого большого, закрытого, а потому лучшего в мире государствавоинствующего атеизма, уже согласились воспринимать все эти расправы какдолжное. Синявский – он же за границей напечатался, это же преступление! Сысоев(художник-карикатурист, сидевший за свои антисоветские карикатуры, объявленныепорнографией) – там же голые бабы присутствуют, это ж порнография, на нары его!Хранение валюты – это же страшно! Сегодня он играет джаз, а завтра родинупродаст! Вот это все возвращается, только в виде унтер (то есть «под», «ниже»,«недо-»), и чтоб это унтерство как-то компенсировать, долго искали национальнуюидею, а потом решили не париться и объявить таковой церковь.
ИльяКабаков (самый известный в мире российский – или советский? художник) сказал в интервью по поводу суда надЕрофеевым и Самодуровым: «заэтим стоят определенные процессы, страшные удары по цивилизованномусуществованию этой страны, которые сотрясают ее на протяжении уже огромноговремени. Как всегда, никто в силу глупости не просчитывает последствия этогопроцесса – это определенное неумение видеть исторические прецеденты. Всесегодня взаимосвязано, и эта мелкая гадость валит, полностью разрушает огромнуюпрограмму международных перспектив развития».
Нов эйфории самости практически невозможно понять, что утер-советская вдова самасебя вычеркивает из мирового контекста, как было невозможно это понять и вэпоху «я Пастернака не читал, но скажу», в эпоху суда над тунеядцем Бродским ивыставки, раздавленной бульдозером. А как же готовящийся безвизовый режим сЕвропой? Не с Ираном ведь, не с Северной Кореей почему-то хочется сблизиться. Итогда, в сверхдержавную пору, официальными друзьями СССР были самые неразвитыестраны, а граждане мечтали о «запретных» Европе и Америке, посмеиваясь намосковских кухнях над идеями чучхе и «сосисками сраными».