В России все громче звучат разговоры об отмене моратория на смертную казнь. 26 марта спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «не надо никаких референдумов, в этом вопросе достаточно решения Конституционного суда». Кирилл Сафронов предлагает вспомнить документальный фильм, после которого на смертную казнь в нашей стране мораторий и был наложен.
Значительную, а, может, и решающую роль в начале публичного обсуждения в СССР вопроса об отмене (или, по крайней мере, ограничении применения) смертной казни сыграл документальный фильм выдающегося документалиста Герца Франка (1926 – 2013) «Высший суд» (вышел на экраны в 1988-м). Это – история о приговоренном к смертной казни за убийство двух человек и бандитизм (и впоследствии казненном) Валерии Долгове. Основная часть фильма – беседы с Долговым, ожидающим в следственном изоляторе приведения приговора в исполнение (и все-таки надеющимся на смягчение наказания).
Герц Франк стал всемирно известен после короткометражки «На 10 минут старше» (1978). Фильм снят одним планом, без склеек. Режиссёр зафиксировал короткий, но важный отрезок душевных переживаний ребенка. Камера сосредоточена на лице мальчика, наблюдающего за невидимым зрителю представлением в кукольном театре. Герц Франк: «Мне хотелось снять фильм о душе человеческой, в которой отражается извечная борьба добра со злом. Лицо ребенка должно было стать тем зеркалом, в котором отражается мир души, мир сцены, огромный мир вокруг». В 2002-м Вим Вендерс предложил своим коллегам повторить идею Герца Франка, собрав из 10-минутных короткометражных фильмов киноальманах. В проекте поучаствовали Вернер Херцог, Джим Джармуш, Жан-Люк Годар и другие.
25 мая 1984 в Риге двадцатичетырехлетний бывший студент Валерий Долгов застрелил из «Парабеллума» заведующую отделом культуры профсоюза торговых работников Эмму Бурилину и ее друга. Банда, в которую входил Долгов, занималась рэкетом и вымогала у Бурилиной деньги (сама она занималась хищениями и спекуляцией). Долгов должен был ее только припугнуть, но та закричала и он начал стрелять. Герц Франк получил юридическое образование, поэтому его интересовала правовая тематика. Он снял об этом преступлении фильм «До опасной черты», но затем замыслил историю про убийцу, который ожидает казни. В камере смертников Долгов провел 20 месяцев и в конце концов был расстрелян. Оператор Андрис Селецкис, получивший за фильм Государственную премию Латвийской ССР рассказывает: «Я поседел тогда за одну ночь, когда узнал, что его все же расстреляли. Мы верили, верили, что не будет расстрела!».
Герц Франк говорил: «Хочешь показать жизнь полной и правдивой – ищи и добывай образы!» Только начиная знакомство с документальным кино, я прочитал его книгу «Оглянись у порога» (2009, “Эйзенштейн-центр”). В ней понятие образа он объяснял так: «Уже под вечер, дождик накрапывал, я, переходя улицу, заметил на асфальте гвоздику, – видимо, кто-то обронил. Уцелеть под колесами она могла только случайно, так мне казалось. Но, подойдя поближе, среди многих следов автомобильных покрышек я отчетливо увидел, что один след гвоздику резко огибал!
Нетрудно было представить себе, как машина мчалась правым колесом прямо на цветок и как в последнюю секунду, на последнем метре, водитель, заметив его, резко свернул. Я почти услышал “крик” тормозов и подумал: “Вот бездушная машина оставила на асфальте „след души“ человека…”».
Думаю, что новость о снятии моратория на смертную казнь станет для России печальным образом отмены не только фильма «Высший суд», но и Высшего суда как Божественной юрисдикции (да и идеи Бога как такового тоже). Конечно, лет через 10-20 появится новый Герц Франк и снимет новый пронзительный гуманистический фильм, после которого все уцелевшие встрепенутся. Ну а нам-то сейчас что делать? Разве что пересмотреть «Высший суд».