будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 21, 2025
Человек дня

Человек дня: Алексей Львов

Человек дня: Алексей Львов
Alexei_Fyodorovich_Lvov
А. В. Тыранов. А. Ф. Львов в военном мундире. Вторая четверть XIX в.. Источник: Самарский областной художественный музей

5 июня 1798 года родился Алексей Львов, автор гимна Российской Империи «Боже, царя храни!»

 

Личное дело

Алексей Федорович Львов (1798-1870) родился в Ревеле (ныне — Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Федора Петровича Львова.  Отец его много лет был директором придворной капеллы. Мальчик получил дома хорошее музыкальное образование и уже в семилетнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах. Позднее обучался у многих педагогов, в том числе у Ф. Бёма, брал уроки композиции у И. Г. Миллера. Однако в то время умению музицировать придавали мало значения, поэтому родители сосредоточились не столько на развитии музыкальных способностей сына, сколько на составлении ему успешной карьеры.

В 1816 году Львов окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения с производством в чин прапорщика. В 1818 году был произведен в офицеры и командирован для работы в военных поселениях, управляемых тогда графом Аракчеевым. Работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, при этом не оставляя игры на скрипке. В 1821 году был произведен в чин капитана и награжден за труды орденом Св. Владимира IV степени, а на следующий год назначен старшим адъютантом в штаб военных поселений, за время службы в котором дважды был пожалован бриллиантовыми перстнями.

В феврале 1826 года Львов был уволен в отставку с производством в чин майора, но уже в ноябре того же года вернулся на службу – поступил старшим адъютантом в штаб отдельного корпуса жандармов. Исполнял при Бенкендорфе обязанности личного секретаря и вместе с ним сопутствовал императору во всех поездках.

В 1828 году во время русско-турецкой войны Львов вместе с Бенкендорфом отправился за Дунай в качестве заведующего делами главной квартиры и находящегося в свите государя «для производства дел, до вояжей относящихся». Участвовал в сражениях под Шумлою, а также при осаде Варны и ее взятии, за что был награжден бантом к ордену Св. Владимира IV степени и орденом Св. Анны II степени. В  марте 1833 года, оставаясь все в той же должности, был зачислен в Кавалергардский полк с переименованием в чин ротмистра.

В том же году по возвращении из заграничного путешествия с государем Львов получил от него поручение написать отечественную музыку к гимну на слова В. А. Жуковского «Боже, Царя храни». В России до этого времени он исполнялся под музыку английского национального гимна.

Когда Бенкендорф доложил государю, что Львов его поручение исполнил, Николай I с императрицей и великим князем Михаилом Павловичем 23 ноября 1833 года приехали слушать гимн в певческий корпус, где хор придворной капеллы и два оркестра военной музыки впервые исполнили новое сочинение. Прослушав несколько раз гимн, государь сказал: «Спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня». С 25 декабря 1833 года гимн «Боже, Царя храни» с музыкой Львова был утвержден в качестве  государственного гимна Российской Империи. Всего шесть строк текста и 16 тактов мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор  трижды.

В следующем году Николай I назначил Львова своим флигель-адъютантом и в этом качестве он продолжал сопутствовать государю в его поездках по России и за границей.

В Петербурге Львов часто устраивал музыкальные вечера, в которых участвовали лучшие музыкальные силы столицы и приезжавшие из-за границы знаменитости. Иногда на них даже присутствовал государь.

Со временем Львов устроил постоянный квартет при участии Маурера, Вильде и графа Виельгорского, который получил широкую известность.  С 1835 года в его доме проходят еженедельные квартетные собрания. Славились и устраивавшиеся им симфонические концерты.

В январе 1836 года Львов был произведен в чин полковника.

В  декабре того же года  скончался отец Львова и директором придворной певческой капеллы 2 января 1837 года был назначен он сам, как лично известный государю большой знаток музыки и артист-скрипач. Львов занимал эту должность вплоть до 1861 года. За время его директорства сильно повысился художественный уровень исполнения хора капеллы.  Он довел его пение до высокого совершенства и именно к капелле его времени относятся восторженные похвалы Берлиоза, который, в частности, сказал: «Сравнить хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с этими дивными певцами, — то же, что сравнивать несчастную маленькую труппу пилил третьестепенного итальянского театра с оркестром Парижской консерватории». При Львове капелла начинает впервые выступать в духовных концертах, которые имели немалое воспитательное и художественное значения для русского хорового пения.

Львов заботился о судьбе малолетних певцов капеллы, устроив для них возможность при утрате голоса получить музыкальное образование – при капелле в 1839 году были учреждены инструментальные классы. Также был издан употребляемый православной церковью полный круг песнопений (знаменного распева) в четырехголосной гармонизации, выполненной впервые под руководством Львова. В связи с этой работой он написал трактат «О свободном или несимметричном ритме». До Львова никому не приходило в голову отказаться при обработке церковных мелодий от обычных тактовых делений. Все писали музыку на прозаический церковный текст, подчиняя его деление искусственной тактовой симметрии. Львов же первый увидел в православном  церковном пении зависимость чередования акцентов с ритмически сильными повышениями слогов текста, и первый из этого наблюдения сделал вывод  о необходимости  большего соответствия между характером содержания, движением мелодии, с одной стороны, — и ритмическими акцептами текста с другой.

С назначением директора капеллы музыкальные интересы заполняют всю жизнь Львова.

Он выступает за границей в качестве скрипача-виртуоза и пользуется там необыкновенным успехом. В 1840 году по инициативе Львова в Петербурге было основано Симфоническое Общество с целью пропагандирования произведений западноевропейских классиков.

В 1843 году Львов был произведен в чин генерал-майора.

К этому времени он уже серьезно занимался композиторской деятельностью. В 1844 году в Дрездене состоялась премьера написанной Львовым оперы Bianca е Gualtiero, в следующем году она была поставлена и в Петербурге; в 1849 году также в Петербурге была поставлена его опера «Ундина» на либретто  Жуковского.

В декабре 1853 года Львов был произведен в тайные советники и назначен гофмейстером. В апреле 1855 года назначен сенатором с оставлением в должности директора придворной капеллы. В 1859 году был награжден орденом Св. Владимира II степени.

Здоровье Львова к этому времени уже было серьезно подорвано, к тому же к общему нездоровью присоединилась еще и прогрессирующая глухота. 22 июня 1861 года он подал прошение об отставке, был уволен с должности директора придворной капеллы, а в следующем году назначен обер-гофмейстером.

Умер Алексей Львов 16 декабря 1870 года в имении Романь близ Ковны. Похоронен в Пожайском православном монастыре под Каунасом.

 

Чем знаменит

 
 

Алексей Львов известен как создатель музыки гимна Российской империи «Боже, Царя храни!». Он является крупным представителем русского скрипичного искусства 1-й половины XIX века. Не имея возможности из-за своего служебного положения выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный виртуоз. Перед широкой аудиторией Львов выступал лишь во время путешествий за границей. Основные начала скрипичной игры он изложил в брошюре, не утерявшей до сих пор художественно-педагогического значения.

Известен Львов и в качестве композитора. Ему принадлежат: 24 этюда для скрипки, драматический скрипичный концерт, «Le Duel для скрипки и виолончели», «Увертюра С-dur», «Фантазия для скрипки с мужским хором», а также несколько опер и оперетта «Варвара».

 

О чем надо знать

Занимая в течение 24 лет должность директора придворной певческой капеллы, Львов составил себе большое имя в области церковного пения.

Главным его делом на этом посту стало  издание придворной капеллой образцовых книг церковных напевов, получивших название «Придворного Обихода». То, что понимается теперь в смысле хорового обихода, совершенно не существовало до Львова.

В 1846 году Львов предпринял труд положения на ноты всех духовно-музыкальных сочинений, которые пелись в придворных церквах во весь круг года. В 1857 году «Обиход» был выпущен в свет в двух книгах и уже до конца 60-х годов имел более 12 переизданий. Для своего времени издание было целым событием, так как отсутствие подобного образцового изложения обычных напевов вносило беспорядочность в пение церковных хоров.

В «Обиходе» Львова пение впервые получило удобную для исполнения церковным хором и вполне правильную в музыкальном отношении редакцию, остающуюся во всеобщем употреблении до настоящего времени лишь с незначительными изменениями.

 

Прямая речь

О работе над гимном: «Задача показалась мне весьма трудною. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа от ученого до невежды».

Мемуарист и композитор Дмитрий Столыпин о гимне Львова: «Вся архитектура львовского гимна, помимо маршевого ритма, - плажиат из Adagio Franz-Jozeph квартета Гайдна».

Николай I Бенкендорфу о Львове: «Возьми его, он хороший офицер, сумел восемь лет прослужить у Аракчеева».

Роберт Шуман об игре Львова: «Если в России играют на скрипке так, как играет г-н Львов, то нам надлежит ехать туда не учить, а учиться».

 

5  фактов об Алексее Львове

  • У Львова было 16 братьев и сестер.
  • Алексей Львов управлял делами главной императорской квартиры и собственного Его Величества конвоя более 20 лет.
  • За создание гимна государь пожаловал Львову золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом.
  • По высочайшему соизволению, девиз «Боже, царя храни» был помещен в герб Львовых.
  • В 1903 году Умберто Джоржано включил музыку созданного Львовым гимна в свою оперу «Сибирь».

 

Материалы об Алексее Львове

Столыпин Д. Алексей Федорович Львов, (Биографический очерк)

Статья об Алексее Львове в Русском биографическом словаре А. А. Половцова

Статья об Алексее Львове в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).