9 июля 1962 родился медиахудожник и идеолог радикального акционизма Алексей Плуцер-Сарно.
Личное дело
Алексей Юрьевич Плуцер-Сарно (59 лет) родился в Москве в семье конструктора солнечных батарей Юрия Никодимовича Плуцер-Сарно. По отцу он приходится внуком Никодиму Акимовичу Плуцер-Сарна (1883—1944) (при рождении — Nussen Płucer-Sarna), экономисту и другу Марины Цветаевой, который был одним из адресатов ее лирики.
Учился в Московской экспериментальной школе-гимназии № 1567, в литературном спецклассе у Л. И. Соболева. В школьные годы занимался фотографией, снимал на «Зенит-Е». Также посещал частную студию рисунка.
После школы будущий идеолог радикального искусства был призван в Вооруженные силы. После армии работал во Всесоюзном производственном научно-реставрационном комбинате (ВПНРК в Андрониковом монастыре), принимал участие в реставрационных работах в Рязанском кремле, в Церкви Покрова в Филях. Полгода Алексей проучился в Московском архитектурном институте.
В 1983 году поступил на филологический факультет МГПИ. Через полгода учебы его вызвали для «проработки» на комсомольское собрание, поскольку Плуцер-Сарно отлынивал от участия в «общественной работе». После этого он бросил учебу и уехал в Эстонию, где в 1984 году поступил в Тартуский университет. Во время учебы там принимал участие в семинарах культурологов Пеэтера Торопа и Юрия Лотмана.
В 1992 году Плуцер-Сарно окончил историко-литературное отделение философского факультета Тартуского университета, защитив дипломную работу под руководством доцента И. А. Чернова.
В 1998 году возглавлял оппозиционную газету «Московский дворик», которая поддерживала только что созданный «Союз правых сил» и его лидеров Бориса Немцова и Ирину Хакамаду. Издание критиковало коррумпированность московских властей.
В 2000 году стал главным редактором оппозиционной петербургской газеты «Моя столица», которая поддерживала партию «Яблоко» и критиковала подозревавшегося в коррупции губернатора Северной столицы Владимира Яковлева.
Еще в 1979 году Плуцер-Сарно начал подготовку базы данных по русской обсценной лексике и фразеологии, а в 2000 году начал её публикацию в виде многотомных (планируется 12 томов) «Материалов к словарю русского мата». База данных содержит более 1500 выражений со словом «**й», более 1300 — со словом «***да» и свыше 1000 — со словом «***ть». Эти материалы стали источником для первых трех томов словаря. Первый том «Словаря русского мата» был опубликован в 2001 году, второй - в 2005 году. Третий том пока не издан.
«За рубежом это никому не надо, а в России издатели боятся подпасть под барский гнев, публикуя такое», - объяснял автор причину задержки. Научные материалы «Словаря русского мата» выкладывались им на сайте «Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно».
В 2001 году в Киеве работал главным редактором газеты «Социал-демократ», пропагандировавшей на Украине идеалы европейского социализма. После этого по идеологическим соображениям отказался от участия в политической журналистике на Украине и в России и более не примыкал ни к каким политическим проектам.
«В 1990-е я работал главным редактором ряда оппозиционных массмедиа. В 1998-м была газета СПС, в 2000-м делал газету «Яблоку». Была еще в 2001 году газета «Социал-демократ». Да, тогда были иллюзии. Но после 2001-го я полностью разочаровался во всем этом и ушел из политической журналистики. В 2004-м я поработал недолго на Радио Свобода, после чего окончательно завязал и с забугорной журналистикой, это тоже мерзкая клоака. Кого я бы поддержал? Сейчас меня тошнит от нынешней оппозиции. Сегодня мой журналистский опыт я бы отдал только какому-нибудь анархическому ресурсу», - объяснял он позднее.
В 2003—2004 годах Плуцер-Сарно выступал ведущим интеллектуального ток-шоу «Чёрный квадрат», которое выходило на телеканале «Культура». Как он рассказывал в интервью «Огоньку», программа планировалась как «52 минуты шумного философского диспута с криками, дебошем и мордобоем».
В 2004 году сотрудничал с Радио «Свобода», где вел рубрику «Фраза недели». Однако вскоре она была закрыта.
В 2006 году работал главным редактором кино-еженедельника «СинеФантом» на канале СТС.
В 2006—2007 годах был главным редактором экономического журнала «Корпоративное управление», издаваемого независимой общественной организацией НСКУ.
24 июня 2006 года в Зверевском арт-центре на выставке «Достоинство», где Плуцер-Сарно участвовал с проектом «***ые художники», он познакомился с художниками-акционистами Олегом Воротниковым и Натальей Сокол, ещё в 2005 году создавшими арт-группу «Война». После этого Плуцер-Сарно вместе с Воротниковым и Сокол стал идеологом и разработчиком медиа-арта группы «Война», автором всех ее текстов и концепций. В 2006-2007 годах по общему решению группы участие Плуцер-Сарно не афишировалось публично. Сам себя он идейным вдохновителем «Войны» не считает.
«Через год после создания группы я был заочно принят в нее в качестве почетного активиста группы – за заслуги в плане публикаций об акциях группы. Я арт-журналист, художник и литератор, пишущий о группе «Война» и делающий медиа-арт, а не руководитель банды. Но ведь и Олег Воротников, и Леонид Николаев не являются идеологами и организаторами группы. Группу «Война» организовал, был ее идеологом, руководителем и куратором художник и литератор Дмитрий Александрович Пригов (памяти которого группа устраивала пир-поминки в метро), но он не хотел, чтобы мы об этом говорили», - вспоминал впоследствии Плуцер-Сарно.
С 2007 года Плуцер-Сарно занимался арт-журналистикой, вел в Живом Журнале блог, который стал главным медиа-ресурсом группы «Война». В блоге эксклюзивно публиковалась информация обо всех акциях группы. Журнал имел оппозиционную и правозащитную направленность, в нем Плуцер-Сарно выступал с протестами против преследований властью левых художников, общественных активистов и правозащитников.
В 2007 году в Лондоне под названием «Notes from Russia» был опубликован итог арт-проекта Алексея Плуцера-Сарно «Музей объявлений» — коллекция уличных объявлений, которую автор собирал на протяжении двух десятилетий. Проект неоднократно участвовал в различных выставках.
16 февраля 2008 года в московской галерее Spider&Mouse открылась выставка «Музей объявлений», приуроченная к публикации в Великобритании одноименного альбома. Вместе с Воротниковым и Сокол Алексей на открытии экспозиции устроил перформанс «Обеденный перерыв», главным событием которого стал мастер-класс по распитию водки из буханки чёрного хлеба вместо ковшика.
29 февраля в Биологическом музее имени Тимирязева в Москве, незадолго до президентских выборов в России, на которых главой государства был избран Дмитрий Медведев, группа «Война» провела перформанса «***сь за наследника Медвежонка», в ходе которого активисты «Войны» - выпускники и студенты философского факультета МГУ Олег Воротников, Наталья Сокол, Петр Верзилов, Надежда Толоконникова, Владимир Шилов и Елена Костылёва – публично занимались сексом.
Плуцер-Сарно также участвовал в акции, вместе с еще одним студентом МГУ Алексеем Зубом он держал транспарант с ее названием, а после подробно описал перформанс в своем ЖЖ. Из-за этого, поскольку пост был проиллюстрирован откровенными фотографиями, против него было заведено уголовное дело о распространение порнографии. Но милиция не сумела найти и допросить подозреваемого, более года скрывавшегося от следствия, поэтому дело было закрыто за отсутствием улик и свидетельских показаний. Однако Алексей лично больше в акциях «Войны» не участвовал, лишь рассказывая о них в своем ЖЖ.
7 мая того же года, в день инаугурации президента Дмитрия Медведева, группа провела в подмосковном Королеве акцию «Унижение мента в его доме». Активисты ворвались в отделение милиции, повесили на камере временного содержания портрет нового главы государства и метнули торт в начальника отделения. 3 июля Воротников провел акцию «Мент в поповской рясе». В рясе православного священника, под которой была надета форма сотрудника МВД, он пришел в супермаркет, наполнил пять пакетов продуктами и пронес их прямо через кассы. не оплатив.
В ночь на 7 ноября в честь годовщины Октябрьской революции участники «Войны» провели акцию «Штурм Белого Дома». Часть активистов ворвалась на территорию Дома правительства России, в то время как другая с помощью лазера нарисовала на фасаде здания череп и кости высотой в 12 этажей (около 40 м). Участникам «штурма» удалось скрыться от сотрудников Федеральной службы охраны, которые не сумели задержать радикальных художников.
29 мая 2009 года, во время процесса над организаторами выставок «Запретное искусство» и «Осторожно, религия!» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, «Война» устроила в Таганском суде акцию «*** в очко». В зал суда были незаметно пронесены гитары, барабан и усилители. Во время заседания суда они исполнили песню «Все менты ублюдки — помните об этом!».
22 мая 2010 года на Кремлёвской набережной состоялся перформанс «Леня ***утый — наш президент!». Активист «Войны» Леонид Николаев с синим ведром на голове запрыгнул на машину Федеральной службы охраны и пробежался по ее крыше.
А в ночь на 14 июня 2010 года, в день рождения Че Гевары, «Война» провела одну из самых ярких своих акций - «**й в плену у ФСБ». Арт-хулиганы за 23 секунды нарисовали на Литейном мосту в Санкт-Петербурге гигантский фаллос. При разведении мостов 65-метровый половой орган оказался прямо напротив окон местного управления ФСБ. В акции участвовали Воротников, Сокол и Николаев. Последнего успели задержать правоохранительные органы, однако после двух дней ареста он был выпущен на свободу.
В 2010 году против Плуцер-Сарно было заведено уголовное дело в Бельгии. Причиной стала акция «Революция в супермаркете!», проведенная в июне в гипермаркете сети Carrefour в Лёвене. Активисты «Войны» в знак протеста против недоступности продуктов питания для малоимущих устроили пирушку в зале гипермаркета из неоплаченных продуктов. Алексею грозило восемь месяцев тюрьмы и восемь тысяч евро штрафа. Однако позднее художник был оправдан бельгийским судом, поскольку следствию не удалось доказать умысел на совершение преступления.
В сентябре того же года в Петербурге радикальные акционисты провели мероприятие под названием «Дворцовый переворот». Они перевернули несколько принадлежавших милиции автомобилей, причем в двух из них находились сотрудники правопорядка.
«Группа «Война» ведет себя неприлично по отношению к оборотням в погонах, коррумпированным чиновникам. Цель – борьба за свободу современного искусства. Группа ведет войну с социально-политическим мракобесием и праворадикальной реакцией. Ниспровержение и уничтожение устаревших репрессивно-патриархальных общественно-политических символов и идеологий не может вестись рдеющими от смущения барышнями, главная цель которых – соблюдать приличия. Не до приличий, когда идет война со всем глобальным миром за полное торжество справедливости на Арт-Земле», - объяснял Алексей смысл акций арт-группировки.
Тогда же российские следователи, ведущие дело арт-группы «Война», сообщили, что в случае задержания Плуцер-Сарно, против него как идеолога группы будет заведено уголовное дело по статье «организация преступной группы», предусматривающей до 20 лет лишения свободы.
15 ноября 2010 года сотрудники ФСБ и Центра противодействия экстремизму в московской квартире Плуцер-Сарно на Новой Башиловке арестовали Леонида Николаева и Олега Воротникова. Сам Алексей ночевал в квартире своей матери на улице Красных Зорь, куда сотрудники ЦПЭ прибыли спустя несколько часов после обыска и ареста на Башиловке. К этому времени Плуцер-Сарно, которого предупредил один из активистов группы, уже сел на поезд в Севастополь, где затем скрывался на даче у друзей на мысе Фиолент. В декабре он нелегально перешел границу с Эстонией и покинул Россию.
Воротников и Николаев провели под арестом несколько месяцев, после чего их освободили под залог, деньги на который предоставил знаменитый британский граффитист Бэнкси.
7 апреля 2011 года группе «Война» была присуждена премия «Инновация» в сфере современного искусства за лучшее произведение визуального искусства, которым была признана акция «**й в плену у ФСБ».
В 2011 в Санкт-Петербурге была издана «Энциклопедия русского пьянства», работу над которой Плуцер-Сарно начал ещё в 1996 году.
После эмиграции из России в 2010—2012 годах Плуцер-Сарно выступил инициатором и автором всемирной уличной арт-акции «Voina — Wanted!», которая была организована им в Лондоне, Барселоне, Бухаресте, Токио, Фукусиме, Праге, Цюрихе, Копенгагене, Роскильде, Кракове, Риме, Любляне, Мариборе и других городах мира в поддержку преследуемых художников группы «Война» Олега Воротникова, Натальи Сокол, Леонида Николаева, а также в знак протеста против уничтожения прав и свобод граждан России и Белоруссии.
В 2017 году в Лондоне под названием «Alcohol: Soviet Anti-Alcohol Posters» (London: FUEL Publishing, 2017. Edited by Damon Murray, Stephen Sorrell) был опубликован очередной итог исследования феномена русского пьянства, которое автор проводил с 1996 года.
Чем знаменит
Алексей Плуцер-Сарно прежде всего известен как один из идеологов и художественных руководителей радикальной арт-группы «Война», автор ее текстов и концепций. Также его авторству принадлежат многотомный «Словарь русского мата» и «Энциклопедия русского пьянства». Кроме того он проявил себя как арт-журналист и оппозиционный политтехнолог.
Прямая речь
О себе и о «Войне» (интервью изданию «Совершенно секретно» от 28 января 2014 года): «По натуре я – хулиган и вандал, деконструктор лжи и мракобесия. А "идеолог", "основатель", "главный художник" – это красивые слова, ярлыки, нужные для массмедиа, чтобы людям было понятно, кого они в данный момент слушают. Но это все из области воображаемого. В реальности я просто придумываю акции, снимаю и монтирую видео, делаю фото, формирую медиа-арт, общаюсь с желающими поучаствовать. Работам группы "Война" я придаю символическую форму, позволяющую нашему хулиганству называться искусством».
Об отъезде из России (интервью украинскому изданию «Фокус» от 3 декабря 2010 года): «Разумеется, меня не в чемодане провозили. Российскую границу я преодолел почти легально, у меня есть загранпаспорт, просто нет визы. Погранцам хватило весьма скромной суммы, чтобы не задавать вопросов о визе. А на эстонской границе меня встречали друзья, у которых были полномочия на решения этой проблемы. Тем не менее пересечение границы без визы с помощью частных договоренностей можно совершенно справедливо назвать "нелегальным"».
О правозащитных организациях в России (интервью изданию «Совершенно секретно» от 28 января 2014 года): «Со всякими псевдоправозащитными советами тоже все понятно, трудно тут не согласиться с Григорием Чхартишвили (Борисом Акуниным). Если кто хочет сотрудничать с ними, то семь футов ему под килем. Это предатели, которые камуфлируют жажду денег и грязные мысли высокими словами о необходимости "взаимодействовать" с Системой. На деле же все они просто жаждут подобраться поближе к теплой параше, там сытно и тепло».
5 фактов об Алексее Плуцер-Сарно:
Материалы об Алексее Плуцер-Сарно:
Живой журнал Алексея Плуцер-Сарно
Сайт «Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно»
Интервью изданию «Совершенно секретно»