будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 5, 2025
Человек дня

Человек дня: Аркадий Хайт

Человек дня: Аркадий Хайт
hayt1
Аркадий Хайт

25 декабря 1938 года родился Аркадий Хайт, писатель-сатирик и сценарист. 

Личное дело

Аркадий Хайт (1938—2000) родился в Москве, был вторым сыном в семье инженера Иосифа Хайта. Семья была родом из Одессы, в Москве жила в большой коммунальной квартире. Отец Аркадия любил пошутить, делая это мягко, интеллигентно, но очень остро.

Хайт пошел по стопам отца и в 1961 году окончил Московский инженерно-строительный институт, получив специальность «инженер-строитель». Тогда же написал свои первые юмористические произведения. После вуза некоторое время работал по специальности в строительных организациях, в конце 1960-х годов окончательно связал свою жизнь с литературной деятельностью.

Еще в институте познакомился со своим будущим соавтором — Александром Курляндским, вместе с которым писал скетчи около десяти лет.

С начала 1970-х годов, когда Хайт начал сотрудничать с суперлиберальной по тем временам «Литературной газетой» (печатался в рубрике «Клуб 12 стульев»), а также с журналом «Юность», к нему пришла первая популярность. «Мы (Хайт с Курляндским) много печатались в журнале "Юность". По-человечески были очень близки, у нас был одинаковый взгляд на жизнь, одинаковые вкусы в юмористической литературе, хотя по характерам мы были совершенно разными», — вспоминал Курляндский. Их дуэт распался в 1973 году, друзья продолжали работать вместе только над сценарием к мультфильму «Ну, погоди!». В этот период Хайт писал сценарии для главных юмористических киножурналов страны — «Фитиль» и «Ералаш», а также был автором «Радионяни».

Тогда же из-под пера писателя вышли многочисленные эстрадные миниатюры, которые исполняли Аркадий Райкин, Геннадий Хазанов, Владимир Винокур, Андрей Миронов, Евгений Петросян и другие актеры. Хайт и сам выступал на сцене с сатирическими монологами.

Не меньшую популярность приобрели мультсериалы по его сценариям — «Кот Леопольд» и «Ну, погоди!». Имя коту Леопольду предложил сын Аркадия Алексей. Пока взрослые придумывали имя интеллигентному коту — Васька, Барсик, Снежок, Мурзик, — мальчик смотрел «Новые приключения неуловимых» и, придя к отцу, предложил: «Кто был главным врагом неуловимых? Полковник контрразведки Леопольд Кудасов. А почему бы вам не назвать кота Леопольдом?».

В конце 1970-х годов, когда появился Камерный еврейский музыкальный театр КЕМТ, Хайт написал для него пьесу «Тум-балалайка». Премьера спектакля состоялась в 1984 году в Биробиджане.

В 1986 году, когда был открыт еврейский театр «Шалом», Хайт стал его ведущим автором. Для театральной сцены Хайт писал серьезные пьесы — «Поезд за счастьем» (1988), «Еврейские песни периода перестройки» (1989), «Заколдованный театр» (1991) и «Национальность? Да!» (1993).

В начале 1996 года эмигрировал в Германию, где к тому времени жил его сын. Сатирик Лион Измайлов вспоминал впоследствии: «Он уехал, потому что не хотел здесь жить. Вернее, может быть, и хотел, но сын жил там, и сейчас там живет, и они уехали. Так получилось, была такая в стране ситуация. Он скопил какие-то деньги, он очень хорошо работал, обеспеченно жил, у него была хорошая квартира на Тишинке, и вдруг этот дефолт (1998 года)… И он остался без денег. Для него это был очень большой удар, потому что он помогал сыну, который учился в Академии художеств в Мюнхене».

Летом 1998 года у писателя была диагностирована лейкемия. Он боролся с болезнью на протяжении двух лет, 22 февраля 2000 года скончался в муниципальной больнице Мюнхена. Похоронен на старом еврейском кладбище в Мюнхене.

Хайт был женат на Людмиле Климовой, их сын Алексей после Академии художеств занялся мультипликацией. Под фамилией Климов он, в частности, писал сценарий и продюсировал популярный анимационный фильм «Первый отряд» (2009).

Чем знаменит

 
Аркадий Хайт

Аркадий Хайт — автор бесчисленных эстрадных миниатюр, оказавших огромное влияние на советский юмор 1970-1980-х годов. Его произведения исполнялись Аркадием Райкиным, Геннадием Хазановым, Владимиром Винокуром и другими известными эстрадниками. Часть из этих юмористов до сих пор успешно выступают, вместе с Евгением Петросяном олицетворяя собой старую школу юмора, построенную на легких одесских прибаутках и анекдотах, которые не стыдно рассказать и в семейном кругу. Можно сказать, весь советский юмор того времени был семейным, своеобразным Зощенко-light.

Хайт — автор легких юморесок для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш», сценарист главных советских мультсериалов — «Кот Леопольд» и «Ну, погоди!», автор серьезных вещей, посвященных судьбе еврейского народа — «Заколдованный театр» (1991) и «Национальность? Да!» (1993), «Моя кошерная леди» (1997).

О чем надо знать

В 1980-х годах в Москве какое-то время шли сразу три сольных программы Аркадия Хайта в исполнении Евгения Петросяна, Владимира Винокура и Геннадия Хазанова. Эти спектакли содержали примерно 50 миниатюр, придуманных Хайтом.

Хайт был единственным писателем-сатириком, который получил Государственную премию СССР. За сценарий фильма Георгия Данелия «Паспорт» он был отмечен кинопремией «Ника».

Искрометные фразы Хайта разлетались по всей стране, а кот Леопольд стал одним из главных детских героев со своей присказкой: «Ребята, давайте жить дружно!».

Прямая речь:

Александр Курляндский о работе с Хайтом над «Ну, погоди!»: «Это был веселый, но сложный период, так как приходилось постоянно придумывать всевозможные трюки и гэги. Мы, привыкшие все шутки выражать вербально, были вынуждены передавать юмор через жесты и ситуации. Иногда мы долго не могли ничего придумать».

Курляндский о характере писателя: «Есть два основных вида юмористов: мрачный, выплескивающий смех лишь на бумагу (к таким принадлежу я), другой — веселый, подвижный и остроумный в жизни. Таким был Хайт».

Хайт на творческом вечере о том, съест ли Волк в конце концов Зайца: «Пока хочет есть Волк и пока хотят есть авторы фильма, Волк Зайца не поймает».

Писатель-юморист Феликс Кандель об экспромтах Хайта: «Мы играли все время. Собирались на кухне, часто у меня: ели, пили, разговаривали, начинали фразу, чтобы вывести партнера на репризу или, наоборот, чтобы добить его своей репризой. Это было очень интересно! Хайт был невероятно талантливым остроумцем. Я знал всех юмористов того времени, но не было никого, кто мог так мгновенно ответить смешной фразой и сразить собеседника, — это всем было известно, и с ним опасались вступать в спор».

Кандель о дружбе с Хайтом: «Мы дружили почти сорок лет. Когда он последний раз приезжал в Израиль, сутки мы провели вместе: гуляли по Иерусалиму, разговаривали до полуночи, вспоминали многое. Потом он улетел и через день позвонил из Мюнхена. "Что случилось?" — спросил я. А он говорит: "Хочу только сказать, что я тебя люблю". И повесил трубку. Это был наш последний разговор. Вскоре Хайт заболел. Я ходил к Стене Плача, положил записку — просил Всевышнего ему помочь. Но Аркадий умер».

Монологи Хайта: «Я в искусстве разбираюсь не меньше каждого… У меня сестра до сих пор поет в хоре мальчиков». (из скетча «Искусство и мы»)

«Пушных зверей все проходили?.. А вот когда мимо магазина проходили, шапки из этих зверей видели?.. То-то и оно! Как говорится, чижик-пыжик, где ты был, я твой внешний вид забыл. Куда эти шапки деваются?.. Этого нам в школе не объясняли. Да и что наш зоолог в этом понимает, если он сам всю зиму ходит в тюбетейке из искусственной чебурашки?» (из монолога «Школа»)

«Помню, работа у меня не физическая. И не умственная. Может, я начальник?» (из монолога «Кирпич на голову»)

5 фактов об Аркадии Хайте

  • Хайт — автор сборников «Шестое чувство» (1971), «Под одной крышей» (1972), «Мелочи жизни» (1979), «Не надо оваций» (1982), «30 лет спустя» (1991).

  • Сочинил несколько песен: «Большой хоровод» (Екатерина Семенова), «Вечер» (ВИА «Лейся, песня»), «Золотой ключик» (ВИА «Веселые ребята»), «Мелочи жизни» (ВИА «Веселые ребята» и Вячеслав Добрынин), «Песенка Волка», (ВИА «Голубые гитары»).

  • Пьеса Хайта «Поезд за счастьем» стала первой работой, исполненной на сцене еврейского театра «Шалом» в 1986 году.

  • По воспоминаниям руководителя театра «Шалом» Александра Левенбука, тексты и монологи Хайта читали не только эстрадники, но и актеры Инна Чурикова и Валентин Гафт, а также спортсменка Ирина Роднина и модельер Вячеслав Зайцев. С монологом «Лед и пламя» о съемках пляжной сцены в декабре на сцену в разное время выходили Савелий Крамаров и Андрей Миронов.

  • «Все делал Хайт. Он был главным автором "Радионяни". Большая часть "Веселых концертов", особенно грамматика русского языка, это все его», — вспоминал Левенбук.

Материалы об Аркадии Хайте:

Статья об Аркадии Хайте в Википедии

Биографическая справка РИА Новости

Биография на сайте «Чтобы помнили»

Вики-цитатник писателя

Фильм о писателе на телеканале «Культура»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).