10 сентября 1964 года родился Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона»
Личное дело
Егор Летов (настоящее имя Игорь Федорович Летов, 1964-2008) родился в Омске в семье военного, участника Великой Отечественной войны Федора Дмитриевича Летова. Учился в омской школе № 45. Много читал, смотрел фильмы, слушал музыку, изучал философию, разные духовные практики.
После окончания десятилетки в 1982 году Егор перебрался к старшему брату Сергею в Подмосковье – в поселок Красково Люберецкого района. Он поступил в московское строительное ПТУ, однако уже весной 1983 года был отчислен за прогулы и неуспеваемость.
К 1984 году Летов вернулся обратно в Омск, где некоторое время проработал художником на Омском шинном и Омском моторостроительном заводах, рисуя портреты Ленина для стендов наглядной агитации. Потом работал дворником и штукатуром на стройке.
Музыкой Летов начал заниматься еще в начале 1980-х годов. В год окончания школы – в 1982 году – он вместе со своим постоянным соратником Константином «Кузя Уо» Рябиновым создал рок-группу «Посев», названную как и эмигрантский журнал «Посев», издаваемый НТС, белоэмигрантской организацией, ставившей своей целью борьбу с советской властью. «Это было самым эпатажным названием, которое можно было придумать в то время», - отмечал музыкант, который всегда был бунтарем и находился в оппозиции к власти. «То, что сейчас говорю о бунте, было во мне всегда, с самого раннего детства, — насколько я осознавал это», - признавался впоследствии Летов.
Первое выступление Летова (на бас-гитаре) состоялось в конце 1983 года в общежитии МИФИ, в составе импровизационного ансамбля Сергея Курёхина. После возвращения в Омск Летов и Кузя Уо в ноябре 1984 года создают рок-группу «Гражданская оборона». По словам самого Летова, это название «возникло и случайно, и не случайно».
«Мы перебирали кучу самых эпатажных названий, считая что, сейчас работает только то, что "через край", что носит самый радикальный характер, не вписывается ни в какие рамки. У меня по случайности висел на стене плакат с надписью "Гражданская Оборона". Вот я и предложил в неким момент это название. Все тут же заорали, захлопали», - вспоминал музыкант.
Когда группа только начинала играть, ее эпатаж носил характер «чисто футуристический». «В первых двух альбомах группа исповедовала чистый абсурд и футуризм. Абсурд, как принцип максимального бунта по отношению к логической реальности. У нас даже песня была "Кто Ищет Смысл"», - вспоминал Летов. Такими разработками музыканты занимались в течение нескольких лет. Тогда были записаны первые альбомы «Поганая Молодежь» и «Оптимизм».
«С середины 1985 года наша эпатажная деятельность стала так или иначе носить политический характер. Поскольку реальность была воплощена в определенные политические формы, для ее преодоления, для того, чтобы пробить стену, для этого пришлось действовать на политическом уровне. Хотя мы к этому тогда еще были не готовы. Ни сознательно, ни энергетически, никак. Тогда мы написали первые песни, которые можно считать антисоветскими», - рассказывал Летов.
Естественно, остаться безнаказанным это не могло. Уже в конце 1985 года группой заинтересовалось КГБ. Музыкантов «повязали». «Кузьму» Рябинова забрали в армию, Летова же, который пытался покончить с собой в СИЗО КГБ, отправили на принудительное лечение в психбольницу. Там он провел три месяца, его держали на нейролептиках. «Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого "мягким", "покладистым" и сломанным на всю жизнь. Как в романе "Полет над гнездом кукушки". В какой-то момент я понял, чтобы не сойти с ума я должен творить. Я целый день ходил и сочинял; писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил "Манагер" Олег Судаков, которому я передавал через решетку все, что написал», - рассказывал музыкант.
Выпустили Летова из психбольницы только с началом перестройки - в марте 1986 года. «По причине отсутствия соратников» он некоторое время работал один. В одиночку записал несколько альбомов, в том числе «Некрофилию» и «Тоталитаризм» - достал инструменты, магнитофон, сам играл на всех инструментах «и на дерьмовой аппаратуре накладками записывал все альбомы».
В апреле 1987 года на Первом новосибирском рок-фестивале, проходившем в ДК Чкалова, Летов познакомился с начинающей рок-певицей Янкой Дягилевой. Уже в начале лета они стали жить вместе. В июле Егор за несколько дней в одиночку записал 5 альбомов, в двух из которых приняла небольшое участие и Янка.
После скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале весной 1987 года в составе группы «Адольф Гитлер» Летова хотели снова отправить в психушку, из-за чего он вместе с Янкой Дягилевой ударился в бега и был объявлен в розыск.
Полгода они скитались, объездив автостопом почти всю страну – побывали в Ленинграде, Киеве, Москве, в Крыму и Сибири, жили среди хиппи, пели песни на дорогах, питались чем Бог послал, воровали на базарах продукты. Ночевали в подвалах, в заброшенных вагонах, на чердаках. При любых возможностях давали квартирники.
В этих поездках родился новый цикл из трёх альбомов - «Всё идёт по плану», «Так закалялась сталь» и «Боевой стимул». По признанию Летова, почти все песни данного цикла были написаны во время поездок по трассе в компании Янки.
В декабре 1987 года Егор узнал, что розыск, благодаря стараниям родителей, с него сняли, и «настороженно вернулся в родные края». В январе 1988 года Летов записал все три родившихся в скитаниях альбома на частично арендованной аппаратуре (к тому времени он обзавелся лишь собственными барабанами и гитарой). «В работе использовался самодельный воспроизводящий агрегат ("читалка"), слегка поднимающий низы, записывающий магнитофон "Олимп-003", советские узконаправленные микрофоны (длинные такие), басс "Орфей" и электрогитара "Этерна". Барабаны — те же, что использовались и ранее», - вспоминал музыкант.
К этому моменту Летов уже был достаточно широко известен, часто давал концерты. Весь 1989 год группа проездила с гастролями. Тогда же возник состав «Коммунизм» вместе с Олегом «Манагером» Судаковым и вернувшимся из армии «Кузьмой» Рябиновым. Период с 1988-го по 1990-й годы Летов назвал «самым плодотворным временем». Группой в это время было записано четырнадцать альбомов и сборник «Благодать», составленный из лучших песен и неиспользованных дублей.
В это же время нарастали противоречия между Янкой и Егором. «Чтобы с ним жить, надо быть ему равным. Если ему уступаешь, он тебя сминает», - говорила Янка. Через полтора года совместной жизни они расстались, хотя и после расставания продолжали выступать в совместных концертах.
В начале 1990-х годов Летов прекратил концертную деятельность «Гражданской обороны» и объявил о роспуске группы. «Я понял, что необходимо либо выскочить из этого потока, либо невиданным усилием воли обратить его течение в другую сторону, ибо в восприятии нашего творчества началась самая настоящая инерция, имеющая к тому же коммерческий характер. На концерты начали ходить определенные люди, знающие, что они увидят… Тогда мы решили сменить все: мы разошлись, распались», - объяснял это решение Летов.
В рамках психоделического проекта Летов записал альбомы «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1992), ставшие одними из наиболее популярных его альбомов.
В 1993 году он вновь собирает «Гражданскую оборону» для концертной и студийной деятельности. «События октября 1993 года поставили меня на место, заставили устыдиться собственного индивидуализма. Когда мы приехали в Москву и увидели то, что происходило около Белого дома, то поняли — наше место здесь, среди людей. Мы должны теми методами, которые нам даны, всеми нашими знаниями, всей нашей энергией работать на благо этого общества. Поэтому я окунулся в политику», - объяснял свое решение Летов.
Тогда же он знакомится с Александром Дугиным и вместе с ним и Эдуардом Лимоновым в 1994 году создает Национал-большевистскую партию (НБП, запрещена в РФ) и получает партбилет с № 4. Первые три года партия существовала по большому счету не как политическая организация, а просто как сообщество людей с андерграундными взглядами на политику, экономику и искусство. Среди других известных деятелей искусства, состоявших в НБП, были Сергей Курёхин, Сергей Шнуров, группа Запрещённые барабанщики и другие исполнители
В 1995—1996 годах Егор Летов записывает ещё два альбома: «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», вновь в составе группы «Гражданская оборона». Оба альбома были выпущены в 1997 году.
В 1999 году Летов отправился в гастрольный тур в поддержку Виктора Анпилова на выборах в Госдуму.
В 2002 году вышел альбом «Гражданской обороны» «Звездопад», целиком составленный из известных советских песен в авторском прочтении Егора Летова, а также альбом «Психоделия Tomorrow»
В 2004—2005 годах вышли еще два альбома группы — «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» (заглавная песня была написана во время нахождения Егора Летова в реанимации), появление которых вызвало новый всплеск интереса к «Гражданской обороне».
В мае 2007 года вышел альбом «Зачем снятся сны?», ставший последним альбомом группы. Впоследствии он был назван Егором Летовым лучшим.
Последний концерт «Гражданской обороны» состоялся 9 февраля 2008 года в Екатеринбурге.
19 февраля 2008 года Егор Летов скоропостижно скончался в своей омской квартире на 44-м году жизни. Экспертиза установила, что причиной смерти стала острая дыхательная недостаточность, развившаяся от отравления алкоголем. Похоронен на Старо-Восточном кладбище в Омске.
Чем знаменит
Егор Летов был одной из ключевых фигур в так называемом «сибирском андеграунде» — музыкально-поэтическом движении, возникшем в Западной Сибири в конце 80-х годов ХХ века. Его называют «крёстным отцом» и «патриархом» русского панк-рока и одним из самых значимых представителей панк-движения в России. Количество поклонников созданной им группы «Гражданская оборона» исчислялось сотнями тысяч человек в пределах бывшего СССР.
О чем надо знать
В феврале 2004 года Егор Летов официально открестился от националистических политических сил. Это произошло после трагедии перед концертом «Гражданской обороны» в свердловском ДК «Урал» 8 февраля 2004 года.
Между местными скинхедами и фанатами «ГО» началась серьёзная драка, в которой участвовали около 30 человек. В ход шли кулаки, тяжёлые ботинки, палки и бутылки. В результате от полученной в драке черепно-мозговой травмы скончался 23-летний житель Нижнего Тагила Алексей Овчинников.
В связи с этим событием и появилось соответствующее заявление «Гражданской обороны» и Егора Летова:
«В связи с трагическим инцидентом, имевшим место 8.02.2004г. в Свердловске во время нашего концерта в ДК "Урал", мы делаем следующее заявление.
Ко всем ура-нациионалистическим движениям мы не имели и не имеем отношения самым решительным и активнейшим образом. Мы патриоты, но не нацисты.
Приходится констатировать, что в сегодня повсеместно наблюдается даже не рождение, а тотальное, агрессивное наступление ФАШИЗМА — не цветасто-отвлеченно-героического, но самого натурального, крысиного, насекомого, который мы уже в свое время испытали на собственной жопе. Каждый нелюбитель маршировать в ногу с кем бы то ни было, каждый, кто САМ, каждый, кто ЖИВ — борись с ним как можешь на любом участке пространства, пока еще не окончательно поздно, не стой в тупом наблюдении и раззявой печали. Все же тоталитаристы — правые, левые, всех цветов и мастей — ИДИТЕ НА … .
Убедительная просьба больше не ассоциировать с нашей деятельностью вашу вонь».
Егор Летов и «Гражданская Оборона». 9.02.2004
Прямая речь
О русском роке: «Русский рок — это религиозная музыка. Это магия, чего не понять »московским комсомольцам«. Это утверждение высших сияющих ценностей через преодоление страха насилия. Он изначально победоносен, триумфален. Это победа над смертью».
О борьбе с системой: «Хозяева хитры. Они пытаются тебя сожрать, сделать своей составной частью, опрофанировать. Через попс, через признание. Поэтому нужно каждый раз изобретать новую дерзость, не лезущую ни в какие терпимые на данный момент рамки. Новый эпатаж. Тогда, 84–88 гг., снарядами были: совдеповская тоталитарная символика, панк–рок, мат и нарочитое зловонное исполнение (особенно на «Live» — выступлениях, если таковые были). Теперь на смену им пришли: новая стратегия, новая тактика, новое оружие, новая форма войны. Но суть противодействия, суть хищного активного сопротивления — все та же, ибо все равно всегда и везде МЫ — ЛЕД ПОД НОГАМИ МАЙОРА, в каком бы козырном обличии они не являлся и через кого бы он ни действовал».
Об отношении к людям: «Все мои ссоры и прочее западло оттого, что я подхожу к людям с наивысшими требованиями — мол, отчего они не святые? Но, честно говоря, это страшно обидно — почему же все они не святые?»
Брат музыканта Сергей Летов о нем: «Когда в начале 80-х Игорь приехал в Москву и поступил в строительное ПТУ, я познакомил его с современными художниками, с концептуалистами, с Софьей Губайдуллиной, творчеством Кейджа и минималистов, пытался заинтересовать его импровизационной музыкой, но он предпочел вернуться в Чкаловский поселок, находящийся на окраине Омска, в город, где он ни разу не выступил на сцене. К простым людям, мало знакомым с современным искусством и о свободно импровизационной музыке слыхом не слыхавшим. И вот прошли годы, и я стал подумывать: а может быть, он был прав? Прав глобально, стратегически, и надо ориентироваться не на то, что считается престижным и модным в креативных кругах Москвы и Ленинграда (эти круги себя достаточно дискредитировали в моих глазах), а на жителей хрущевок на окраинах родного города?».
6 фактов о Егоре Летове:
Материалы о Егоре Летове:
Егор Летов. Именно так все и было. Творческо-политическая автобиография
Официальный сайт «Гражданской Обороны»
Алексей Коблов. Вселенская Революция Егора Летова
Сергей Носов. ГрОб с Музыкой
Правила жизни Егора Летова. Esquire, 28.01.2015.