будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 16, 2025
Человек дня

Человек дня: Григорий Чухрай

Человек дня: Григорий Чухрай
fmt_53_24_358767c1ac07267174c861994f0b194d
Григорий Наумович Чухрай. Источник: youtube.com

Личное дело

Григорий Наумович Чухрай (1921—2001) родился в украинском Мелитополе, в семье красноармейцев Наума Зиновьевича Рубанова и Клавдии Петровны Чухрай. Когда ему было три года, родители развелись, Гриша остался жить с матерью.

«Первые мои детские воспоминания связаны с коллективизацией. Я помню украинское село, куда мы с мамой приехали "ликвидировать кулака как класс". Я видел, как каких-то людей выводили из хаты, сажали на возы и увозили неизвестно куда. Кто-то рыдал, кто-то ругался, кто-то вполголоса проклинал советскую власть. Мне было жаль тех, кто плакал. Но мама говорила, что это необходимо, что эти люди кулаки, мироеды. Я не понимал, что такое мироеды, но верил маме, что они плохие», — рассказывал Чухрай.

Спасаясь от голода на Украине, они с матерью жили в Пятигорске, затем в Баку, где Клавдия Петровна устроилась работать в милицию. После начала репрессий в азербайджанских органах правопорядка они вернулись на Украину. Мать Чухрая вышла замуж за председателя колхоза Павла Литвиненко. В 1935 году обоих супругов направили в Москву на двухгодичные курсы при Тимирязевской академии. По окончании курсов в 1938 году они вернулись на Украину, а Григорий остался в столице, чтобы окончить школу. Тогда же Чухрай, по его словам, «стал серьезно подумывать о кинематографе», впечатлившись картинами «Мы из Кронштадта», «Щорс» и «Веселые ребята».

В 1939 году подал документы во ВГИК и был допущен к экзаменам, однако попал под призыв — тем, кому исполнилось 18 лет, было велено ехать на постоянное место жительства и дожидаться повестки. Чухрая призвали в январе 1940 года. Службу он начал в Мариуполе курсантом полковой школы.

Во время войны воевал в составе воздушно-десантных частей «на Украине, на Тамани, защищал Сталинград, выходил из окружений, прыгал в тыл врага, был четырежды ранен». В декабре 1945 года демобилизовался по ранению.

«На войне я не стал героем, каких было немного, — рассказывал режиссер. — Я был обыкновенным солдатом, а потом и офицером, каких были миллионы. <…> На войне мне везло: у меня были верные друзья, которые не предадут и не бросят в беде. Я мог тысячи раз погибнуть, но мои ранения не сделали меня калекой (во всяком случае, внешне)».

Поступил во ВГИК, в 1953 году окончил режиссерский факультет (мастерская Михаила Ромма и Сергея Юткевича).

С того же года работал ассистентом, а затем вторым режиссером на Киевской киностудии.

В 1955-м перешел на «Мосфильм», где снял свою первую самостоятельную картину «Сорок первый» с Изольдой Извицкой и Олегом Стриженовым в главных ролях. Фильм получил специальную премию на фестивале в Каннах в 1957 году.

Триумфальной для режиссера стала и его следующая лента «Баллада о солдате» (1959). Фильм получил 101 международную премию, что стало рекордом для отечественного кинематографа. Среди наград были две премии Каннского кинофестиваля 1960 года и номинация на «Оскар».

Фильм Чухрая «Чистое небо» (1961) об отношении к пленным в сталинском СССР получил главную премию на Московском кинофестивале.

Григорий Чухрай снял еще три художественных фильма — «Жили-были старик со старухой» (1965), «Трясина» (1977) и «Жизнь прекрасна» (1980). Последняя была совместной постановкой с итальянскими кинематографистами.

С 1964 по 1976 годы руководил Экспериментальным творческим объединением «Мосфильма». В 1966—1971 годах преподавал во ВГИКе, возглавлял режиссерскую мастерскую.

В 1984 году на киностудии им. Горького совместно с Юрием Швыревым поставил документальный фильм «Я научу вас мечтать», посвященный режиссеру Марку Донскому. После этого Чухрай отошел от режиссуры.

С 1965 года был секретарем Союза кинематографистов СССР.

Григорий Чухрай скончался 28 октября 2001 года в возрасте 80 лет.

 

 
Григорий Наумович Чухрай
kino-teatr.ru

Чем знаменит

Классик отечественного кинематографа, мировую славу которому принесли картины «Сорок первый» и «Баллада о солдате». Чухрай одним из первых в советском кино рассказал о чудовищном отношении к пленным в СССР («Чистое небо», 1961) и о дезертирстве во время войны («Трясина», 1977).

 

О чем надо знать

Режиссер много преподавал, также занимался общественной и административной работой. В 1964—1976 годах он был руководителем Экспериментального творческого объединения «Мосфильма». По словам Чухрая, это было «первое предприятие, построенное на экономических стимулах к труду».

«Мы снимали фильмы на свои заработанные трудом и талантом деньги и резко ограничили вмешательство чиновников в творчество. Студия подарила художникам свободу творчества, а кинематографу — такие фильмы как "Белое солнце пустыни", "Табор уходит в небо", "Раба любви", "Иван Васильевич меняет профессию", "Двенадцать стульев", "Не горюй" и другие, вошедшие в золотой фонд советской кинематографии», — рассказывал Чухрай.

 

Прямая речь

О профессии (Григорий Чухрай, книга «Моя война»): «Став режиссером, я считал, что фильм — поступок, и старался не совершать поступка, за который мне было бы стыдно. Мои фильмы любили зрители. А чиновники от искусства меня не любили. Неправда, что они были все дураками и невеждами. Многие из них были образованными и знающими людьми, но их положение в тоталитарном государстве требовало от них учитывать уровень культуры начальников. Поэтому они перестраховывались — старались угадать, что может не понравиться начальству, и критиковали на всякий случай все, что может им, чиновникам, повредить. Были и невежды-перестраховщики, эти хамили и зверствовали, грубо вмешивались в творческий процесс.

За первый мой самостоятельный фильм "Сорок первый" меня отдавали под суд. За "Балладу о солдате" исключали из партии, за "Чистое небо" пытались посадить за решетку, за "Трясину" чуть не разогнали руководство студии, а меня хотели лишить права на профессию. Я никому не жаловался, никого не просил о помощи. Я боролся. И так получалось, что многие люди приходили мне на помощь. Мои фильмы получили десятки престижных призов на международных фестивалях, а за "Балладу о солдате" я получил Ленинскую премию. Но сегодня радует меня не это. Меня радует, что снятые 30—40 лет назад они до сих пор не сходят с экранов. Сотни других фильмов уже давно умерли, а мои еще смотрятся и волнуют зрителя».

О препятствиях советских чиновников («Новая газета», 2000):

— Удивительно, как вам еще позволили сделать «Балладу о солдате», с таким главным героем — обыкновенным солдатом…

— Добиться этого было не так-то легко. Федоров, тогдашний начальник главка по производству картин, вызвал меня и сказал, мол, как же так? Вы же сами были в Сталинграде? — И вдруг какая-то мелочь: мальчик, девочка, ни одной батальной сцены… Но я сказал, что очень хочу снять этот фильм. Я так много ребят потерял на войне, и Алеша — собирательный образ, это свято для меня. И он пообещал мне не препятствовать. Смету, правда, в пять раз сократили, но все-таки дали. Как я работал на этой картине с актерами, Жанной и Володей, так больше ни с кем никогда не работал. Меньше всего я их учил, как нужно играть, — просто рассказывал, какие это были ребята. Думал, если они поймут это, то с ними легко будет работать. И они поняли. Но поскольку картина была сделана не по канонам ведомственной эстетики, многие ее просто не приняли.

— Да что вы?! Ведь это был успех тотальный, оглушительный, всемирный!

— Благодаря счастливому стечению обстоятельств: Хрущев случайно увидел и говорит: «Посылайте в Канны». А так все страшно тряслись, кроссворды разгадывали — понравится начальству или не понравится? Как нужно реагировать? Ничего непонятно.

— Молодец Хрущев. Картину буквально осыпали призами.

— О некоторых я даже не догадывался. Только недавно Павлик [Чухрай, сын режиссера] мне сказал, что «Балладу» и на «Оскар» хотели номинировать. Но тогда холодная война была в самом разгаре. Как-то прихожу к Баскакову, он тогда был замминистра кинематографии, а он сидит, развалясь, курит и пепел стряхивает в роскошную серебряную пепельницу в виде сомбреро. Я пригляделся — на пепельнице выгравировано «За "Балладу о солдате"». Я взял и вытряхнул пепельницу. И отдал Вале Ежову, с которым мы вместе «Балладу» писали».

О том, почему почти не снимал при Брежневе («Советский экран», 1990; цитата по «Кино-театр.ру»): «Была хрущевская оттепель, потом наступили брежневские заморозки. Если во время оттепели меня согревала надежда на возрождение страны, и в этой обстановке свободно "пелось", то потом надежда угасла, и я уже не знал, о чем мне петь. <…> Сценарий "Люди", который мы написали совместно с Ефимом Севелой, мне снимать просто запретили, зачислили его в разряд пацифистских (в то время фильмы против войны не жаловали). Не дали мне снимать и "Сталинград". Фильм "Память" не понравился начальнику Главного политического управления генералу Епишеву, был запрещен для показа в армии, и очень скоро его сняли с экрана. <...> Я говорю об этом для того, чтобы показать, что в брежневский период работать честно стало невозможно. Врать или говорить полуправду я не хотел».

 

6 фактов о Григории Чухрае

  • За военные заслуги был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, чехословацким орденом «Партизанская звезда», а также медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией».
  • Увлекался техникой, еще в школьные годы «мастерил примитивные радиоприемники». Уже став режиссером мог починить часы или телевизор.
  • Любимым блюдом Чухрая, по словам его вдовы, была яичница. «В еде и в быту в целом муж был непритязателен. Главной для Гриши являлась его профессия, которой он был увлечен. Он никогда не стремился что-то себе добыть, улучшить условия. К примеру, у нас не было дачи», — рассказывала Ирина Чухрай.
  • Режиссер выпустил две книги воспоминаний «Моя война» и «Мое кино».
  • В 1944 году женился на преподавательнице русского Ирине Пеньковой (Чухрай). Она рассказывала: «В 1944 году загс посещали лишь по печальным поводам или в связи с рождением ребенка. А молодоженов почти не было. И вот пришли мы с Гришей. Он был десантником. После очень опасной военной операции прилетел в Ессентуки, где я жила, специально, чтобы на мне жениться. В загс мы пошли 8 мая. Переступили порог, а там девчонки моют полы. Попросили нас немножко погулять, пока закончат уборку. Но мы уже в этот день не вернулись. Пришли на следующий — 9 мая — и услышали: "Ой, а мы решили, что вы передумали!" Расписали нас. И мы побежали сфотографироваться на память. Потом в подвальчике Гриша купил бутылочку вина, и мы отметили наше событие в кругу близких — с моей мамой и тетей. А на третий день муж уехал воевать. Мы с Гришей ровесники. 14 апреля [2016 года] мне исполнилось 95 лет».
  • В 1946 году у пары родился сын Павел Чухрай — известный российский кинорежиссер. В 1961 году — дочь Елена, окончившая киноведческий факультет ВГИКа.

 

Материалы о Григории Чухрае:

Биография в Википедии

Статья на Peoples.ru

Биографическая справка РИА Новости

Григорий Чухрай «Моя война»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).