будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 16, 2025
Человек дня

Человек дня: Исаак Бабель

Человек дня: Исаак Бабель
babel1
Исаак Эммануилович Бабель

12 июля 1894 года родился писатель Исаак Бабель.

 

Личное дело

Исаак Эммануилович Бабель (1894 – 1940) родился в Одессе в семье торговца. Когда ему было полтора года, семья переехала в Николаев, где отец служил в фирме Бирнбаума по торговле сельскохозяйственными машинами. В 1901 году в Николаеве Исаак Бабель пошел в начальную школу. Он вспоминал: ««По настоянию отца изучал до шестнадцати лет еврейский язык, Библию, Талмуд. Дома жилось трудно, потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук. Отдыхал я в школе». Через два года он сдал на отлично вступительные экзамены в Николаевское коммерческое училище имени С. Ю. Витте, но не был принят «за недостатком вакансий». На следующий год сдал экзамены вторично и поступил. В 1905 году семья вернулась в Одессу и Исаак Бабель стал учиться в Одесском коммерческом училище. Окончил его в 1911 году, после чего учился в Киевском коммерческом институте.

Писать рассказы начал еще в училище. В 1913 году в Киеве опубликовал рассказ «Старый Шлойме». В 1915 году Бабель приехал в Петербург, хотя и не имел права на жительство за чертой оседлости. Был зачислен на четвертый курс Психоневрологического института Бехтерева. Редакторы столичных журналов отказывались принимать рассказы молодого автора. Наконец, он познакомился с Максимом Горьким, издававшим в то время журнал «Летопись». Там были напечатаны рассказы Бабеля «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». За них автора хотели привлечь к уголовной ответственности по статье 1001 (порнография). Но во время февральской революции здание окружного суда сгорело вместе с делом о порнографии.

В 1917 году Бабель несколько месяцев служил в армии на румынском фронте, но вскоре дезертировал и вернулся в Петроград.

В 1918 году Бабель работает корреспондентом газеты «Новая жизнь», затем становится переводчиком в Иностранном отделе ЧК, затем возвращается в Одессу, где работает в Госиздате Украины.

Весной 1920 года по рекомендации Михаила Кольцова Бабель под именем Кирилла Васильевича Лютова был направлен в Первую Конную армию в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа. Участвовал в войне с Польшей, публиковал заметки в газете «Красный кавалерист», вел дневник. События, произошедшие в этот период, отражены в цикле рассказов «Конармия».

В 1921 – 1922 годах работал репортером в Одессе и Тифлисе. В эти годы Бабель начинает писать «Одесские рассказы». Печатается в одесских изданиях «Лава», «Моряк», затем в журналах «Леф» и «Красная новь». В 1925 году выходит книга «Рассказы», на следующий год – «Конармия». С 1924 года Бабель жил в Москве. В конце 20-х и в 30-х годах писал мало. 15 мая 1939 года Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже. Приговорен к смертной казни и расстрелян в Лефортовской тюрьме 27 января 1940 года.

 

Чем знаменит

Выдающийся мастер рассказа, Исаак Бабель оказал влияние на творчество многих современников и потомков. Уже в 1927 году критик А. Лежнев писал: «Бабель не был похож ни на кого из современников. Но прошел недолгий срок – современники начинают понемногу походить на Бабеля. Его влияние на литературу становится все более явным».

 Всего Бабель написал около восьмидесяти рассказов, две пьесы («Закат», 1927 и «Мария», 1935), пять киносценариев. Рассказы составляют три цикла: одесский, конармейский и сохранившиеся в меньшем количестве рассказы о коллективизации и Гражданской войне.

О чем надо знать

 
Исаак Бабель

Публикация цикла «Конармия» вызвала оживленную дискуссию в советской прессе, в которой приняли участие не только критики, но и военачальники. Отличия конармейцев в рассказах Бабеля от их образа, который стремилась создать официальная пропаганда, оказались слишком велики. В рассказах также находили излишнюю жестокость и натурализм. Оскорбленный тем, как была показана в рассказах Первая конная армия, Семен Буденный опубликовал статью «Бабизм Бабеля в „Красной нови“». Отрицательно отзывался о «Конармии» и Клим Ворошилов. Горький, поддерживавший Бабеля, в ответ на критику Буденного посоветовал ему не судить о литературе с высоты своего коня, а также написал: «Читатель внимательный, я не нахожу в книге Бабеля ничего „карикатурно-пасквильного“, наоборот: его книга возбудила у меня к бойцам «Конармии» и любовь, и уважение, показав их действительно героями, — бесстрашные, они глубоко чувствуют величие своей борьбы». Виктор Шкловский писал: «Бабель увидел Россию так, как мог увидеть ее французский писатель, прикомандированный к армии Наполеона». С 1927 по 1936 год вышло восемь изданий «Конармии».

 

Прямая речь

«Внешне он меньше всего походил на писателя. Он рассказал в очерке «Начало», как, приехав впервые в Петербург (ему тогда было двадцать два года), снял комнату в квартире инженера. Поглядев внимательно на нового жильца, инженер приказал запереть на ключ дверь из комнаты Бабеля в столовую, а из передней убрать пальто и калоши. Двадцать лет спустя Бабель поселился в квартире старой француженки в парижском предместье Нейи; хозяйка запирала его на ночь – боялась, что он ее зарежет. А ничего страшного в облике Исаака Эммануиловича не было; просто он многих озадачивал: бог его знает, что за человек и чем он занимается...», - Илья Эренбург.

 

«С юношеских лет я воспринимал произведения некоторых писателей как колдовство. После рассказа «Король» я понял, что еще один колдун пришел в нашу литературу и что все написанное этим человеком никогда не будет бесцветным и вялым. В рассказе «Король» все было непривычно для нас. Не только люди и мотивы их поступков, но и неожиданные положения, неведомый быт, энергичный и живописный диалог. В этом рассказе существовала жизнь, ничем не отличавшаяся от гротеска. В каждой мелочи был заметен пронзительный глаз писателя. И вдруг, как неожиданный удар солнца в окно, в текст вторгался какой-нибудь изысканный отрывок или напев фразы, похожей на перевод с французского, – напев размеренный и пышный. Это было ново, необыкновенно. В этой прозе звучал голос человека, пропыленного в походах Конной армии и вместе с тем владевшего всеми богатствами прошлой культуры – от Боккаччо до Леконта де Лиля и от Вермеера Дельфтского до Александра Блока», - Константин Паустовский.

 

«Несмотря на то, что автор находился в рядах славной Конной Армии, хотя и в тылу, он не заметил, и это прошло мимо его ушей, глаз и понимания, ни ее героической борьбы, ни ее страшных нечеловеческих страданий и лишений. Будучи от природы мелкотравчатым и идеологически чуждым нам, он не заметил ее гигантского размаха борьбы. Гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни, роется в бабьем барахле-белье, с ужасом по-бабьи рассказывает о том, что голодный красноармеец где-то взял буханку хлеба и курицу; выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиров-коммунистов, фантазирует и просто лжет. Громкое название автору, очевидно, понадобилось на то, чтобы ошеломить читателя, заставить его поверить в старые сказки, что наша революция делалась не классом, выросшем до понимания своих классовых интересов и непосредственной борьбы за власть, а кучкой бандитов, грабителей, разбойников и проституток, насильно и нахально захвативших эту власть», - отзыв С. Буденного о цикле «Конармия».

 

Кем был Бабель? Враль и выдумщик,

Сочинитель и болтун,

Шар из мыльной пены выдувший,

Легкий, светлый шар-летун.

 

Кем был Бабель? Любопытным

На пожаре, на войне.

Мыт и катан, бит и пытан,

Очень близок Бабель мне.

 

Очень дорог, очень ясен

И ни капельки не стар,

Не случаен, не напрасен

Этот бабелевский дар

Борис Слуцкий

 

«Название нашей конференции - «Загадка Исаака Бабеля». Возможно, это - «головоломка, покрытая тайной и находящаяся внутри загадки», если процитировать Уинстона Черчилля. Эта оценка ситуации кажется очень правильной. Ведь так многого еще не хватает: не осталось почти никаких следов зданий или квартир, где Бабель работал в течение долгого времени: ни в России, ни на Украине, ни в Париже. Все еще не найдены его произведения, конфискованные во время его ареста в 1939 г. В конце концов, ведь было 15 папок с рукописями, 11 папок с законченными книгами, не говоря уже о корреспонденции. Среди тех рукописей должны быть три его главных произведения: «Коля Топуз», о предпринимателе и преступнике, который пытался выжить в коммунистические времена, вероятно, книга об НКВД и книга с новыми короткими рассказами. Как можно судить о писателе и описывать его жизнь, если Вы знакомы только с частью его работ? Абсолютно ясно, что необходимо провести всеобъемлющее журналистское исследование»,  - Райнхард Крумм.

 

10 фактов об Исааке Бабеле

  • Изначально фамилия писателя была «Бобель». В 1916 – 1917 года он использовал псевдоним Баб-Эль.
  • Первые рассказы Бабель писал на французском языке.
  • В 1927 году Бабель среди 25 известных писателей принял участие в создании коллективного романа («романа-буриме») «Большие пожары», который по инициативе Кольцова печатался в журнале «Огонек».
  • В 1936 г. совместно с Эйзенштейном Бабель пишет киносценарий «Бежин луг». Съемка Эйзенштейном фильма по этому сценарию была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии. Кинолента была уничтожена попаданием немецкой бомбы во время Великой Отечественной войны. От фильма сохранилось примерно восемь метров кинопленки.
  • Прах Исаака Бабеля захоронен в общей могиле № 1 на Донском кладбище.
  • В 1954 году Исаак Бабель был посмертно реабилитирован. В СССР произведения Бабеля после его ареста были впервые опубликованы в 1957 году благодаря Паустовскому и Эренбургу.
  • Слова «Чую с гибельным восторгом: Пропадаю, пропадаю» в песне Высоцкого «Кони привередливые» представляют собой скрытую цитату из рассказа Бабеля «Смерть Долгушова».
  • В 1967 году в честь Бабеля была названа горная вершина на Памире.
  • В честь Бабеля назван астероид 5808, открытый в 1987 году.
  • Пьеса Бабеля «Мария» впервые была поставлена только в 1994 году режиссером М. Левитиным на сцене театра «Эрмитаж».

 

Материалы об Исааке Бабеле

Статья об Исааке Бабеле в русской Википедии

Статья об Исааке Бабеле в энциклопедии «Кругосвет»

Статья об Исааке Бабеле в Электронной еврейской энциклопедии

Сайт, посвященный Исааку Бабелю

Хронология жизни Исаака Бабеля

Произведения в библиотеке Мошкова

Воспоминания о Бабеле

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).