15 июня родился Иван Лихачев – один из организаторов советской автомобильной промышленности.
Личное дело
Иван Алексеевич Лихачев (1896–1956) родился в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии в семье крестьянина. В 1908 году поступил рабочим на Путиловский завод в Петербурге. В 1915 году был призван в армию, служил на Балтийском флоте, затем на Западном фронте. В июне 1917 вступил в РСДРП(б), в октябре был бойцом Красной гвардии в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Служил в Красной армии, затем в органах ВЧК. В 1921 был направлен на профсоюзную работу. В 1926 был назначен директором АМО, который в который в 1931 был переименован в Завод имени Сталина (ЗИС). С 1939 года – нарком среднего машиностроения СССР и член ЦК ВКП(б). 2 октября 1940 года за «неоднократное неисполнение решений правительства и недопустимую практику нарушений конкретных указаний правительства по части соблюдения дисциплины в технологическом процессе производства на предприятиях Наркомата» снят с должности наркома и вновь назначен директором ЗИСа. На XVIII конференции ВКП(б) в феврале 1941 выведен из ЦК как «не обеспечивший выполнение обязанностей члена ЦК ВКП(б)».
Вскоре Лихачеву пришлось организовывать эвакуацию автозавода и работу его на новом месте, а затем возвращение обратно в Москву и восстановление производства. В 1949 году за заслуги в развитии советского автомобилестроения Иван Лихачев стал лауреатом Сталинской премии. В 1950 году Лихачев неожиданно был вызван в Кремль и снят с должности директора. Начальник секретариата автозавода Б. А. Громов связывает это с антиеврейской кампанией и тем, что в руководстве завода работало много евреев. Лихачев был назначен директором небольшого Московского машиностроительного завода Министерства авиационной промышленности СССР, производившего воздушные винты для самолетов и вертолетов. За модернизацию завода был награжден орденом Трудового Красного знамени. В 1950-1953 годах был министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, с июня 1956 – министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
Чем знаменит
В общей сложности возглавлял московский автозавод (АМО, ЗИС) двадцать три года. В первый период его директорства завод из небольшого предприятия превратился в лидера отрасли, стал способен производить 150 тысяч грузовых автомобилей в год. В 1929 и 1930 годах Лихачев посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с технологией и организацией производства автомобилей. 25 октября 1931 года был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3.
Именно на ЗИСе впервые в отечественном автопроме появились многие конструктивные новинки: гидравлический привод тормозов (1931), 12-вольтовая система оборудования (1934), восьмицилиндровый двигатель (1936), радиоприемник (1936), гипоидная главная передача и стеклоподъемники с сервоприводом (1946). С 30 апреля 1950 года завод начал выпускать холодильники, а с января 1951 приступил к производству велосипедов.
После смерти Лихачева завод, которому он посвятил большую часть жизни, был назван Московским автозаводом им. И. А. Лихачева (ЗИЛ).
О чем надо знать
Во время войны, благодаря энергии Лихачева, удалось в краткие сроки наладить производство в Поволжье и на Урале. Из эвакуированных цехов ЗИСа возникли четыре завода: Миасский автомоторный, Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный и Ульяновский автомобильный. Во время войны на заводе выпускались военные грузовики ЗИС-5В, полугусеничные тягачи ЗИС-22, ЗИС-42, а также минометы, автоматы, мины и снаряды. За годы войны было изготовлено около 100 тысяч грузовиков и тягачей, а также санитарных автобусов ЗИС-16С.
В июне 1942 года ЗИС был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. В октябре 1944 года – орденом Трудового Красного Знамени. В ноябре 1949 года завод награжден вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
Прямая речь:
«В отношении Лихачева к заводу были черты настоящей влюбленности. Он не переносил, когда кто-нибудь ругал завод, а всякое увольнение воспринимал едва ли не как измену. Так же любил Иван Алексеевич автомобиль. Для него автомобиль являлся как бы живым существом. Болезненно переносил аварии во время заводских испытаний. Страдал даже, когда шофер при нем грубо, со скрежетом переключал передачи.
Лихачев был не просто директором, а истинным хозяином. Он заставлял нас считать все расходы, экономить на всем. Мы должны были понимать бухгалтерские отчеты, а не просто подписывать их, составлять конъюнктурные обзоры хозяйственной деятельности своих цехов. К нерадивым в хозяйственном смысле руководителям цехов Лихачев применял различные санкции – прекращалась выдача металла при его перерасходе, задерживалась зарплата, начальники лишались премий. Детище Лихачева – хозрасчетные бригады – существовали не на бумаге, не формально: они дрались за каждый рубль, давали реальную экономию и получали за нее премии», - из воспоминаний Б. А. Громова.
6 фактов об Иване Лихачеве
- Масштабы реконструкции АМО, проведенной в конце 20-х – начале 30-х годов, Лихачев образно описывал выражением: «Мы пришили к пуговице – пальто». Настолько увеличился объем выпускаемой продукции.
- Нарком тяжелой промышленности Григорий Орджоникидзе дал Лихачеву шутливое прозвище «Ваня-шофер».
- В 1930-х годах Лихачев усиленно занимался самообразованием, приглашая преподавателей по тем или иным дисциплинам. По его распоряжению в обязательном порядке учились на начальники цехов завода – выдвиженцы из рабочего класса. К ним специально прикреплялись преподаватели.
- При этом, заполняя анкеты, И. А. Лихачев в графе «образование» писал: «трехклассное училище и курсы шоферов в 1914 году».
- Налаживая работу в условиях эвакуации, Лихачев добился разрешения демонтировать подъемные краны и металлоконструкции Дворца Советов, строительство которого началось до войны на месте разрушенного храма Христа Спасителя, и задействовал их при возведении цехов завода на Урале.
- Иван Лихачев был страстным болельщиком футбольной команды «Торпедо».
Ссылки
Статья об Иване Лихачеве в русской Википедии