29 июля 1900 года родился Михаил Тихонравов, конструктор космической и ракетной техники.
Личное дело
Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974) родился во Владимире в семье юриста. Через два года после его рождения семья перебралась в Петербург, где Михаил поступил в классическую гимназию № 3.
В конце 1918 года, спасаясь от голода, Тихонравовы вернулись во Владимирскую губернию, обосновавшись в городе Переславль-Залесский. Первое время Михаил работал курьером в городском суде, затем устроился агитатором в военкомат. В 1919 году добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
За хорошую работу по агитации в 1920 году Тихонравова перевели во Владимир. В том же году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (сейчас Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского), который окончил в 1925 году по специальности «инженер-механик».
После получения диплома Тихонравова направили служить в 1-ю легкую бомбардировочную эскадрилью имени В.И. Ленина в Липецк. Затем он работал на нескольких авиационных предприятиях, где увлекся планеризмом. В 1925 году создал планер «АВФ-22», который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии.
В конце 20-х годов в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе Тихонравов познакомился с Сергеем Королевым. Это произошло в Крыму на всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле. Тогда на планере Королева была впервые в мире выполнена мертвая петля, а на планерах Тихонравова были установлены рекорды высоты и дальности.
В 1930 году Тихонравова перевели в Центральное конструкторское бюро им. Менжинского, где он возглавил авиамоторную группу.
Королев увлёк Тихонравова идеями создания реактивных двигателей и ракет и предложил ему возглавить бригаду инженеров-конструкторов, работающих над проблемой создания баллистических ракет на жидком топливе.
В 1932 году совместно с Сергеем Королёвым, Фридрихом Цандером, и Юрием Победоносцевым участвовал в создании московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД)
С 1932 года Тихонравов руководил в ГИРДе бригадой № 2, которая занималась разработкой первого советского двухступенчатого ракетного двигателя, участвовал в создании первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. В августе 1933 года ракета 09 конструкции Тихонравова успешно совершила полет с Нахабинского полигона.
Приказом по Реввоенсовету в сентябре 1933 года на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории был организован Реактивный Научно-исследовательский институт (РНИИ) Наркомата тяжелой промышленности СССР.
В октябре 1933 года Тихонравов становится старшим инженером отдела РНИИ. С июня 1936 года – старшим научным сотрудником, с декабря 1936 года - начальником отдела, а с декабря 1937 года - начальником группы РНИИ.
С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, вопросами повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. Однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты.
В 1940—1943 годах Тихонравов возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) новый опытный истребитель-перехватчик «302» с комбинированной силовой установкой (ЖРД и воздушно-реактивный двигатель).
В 1944 году был создан специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности, который вёл все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин, воздушных реактивных двигателей, реактивных жидкостных двигателей, реактивных самолётов и специальной аппаратуры для реактивной техники. Тихонравов был назначен на должность начальника лаборатории НИИ-1.
В 1945 году после подробного ознакомления с немецкой трофейной техникой, в частности, с ракетой «Фау-2», конструктор начал работать над проектом ВР-190 по созданию пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого с помощью одноступенчатой ракеты на высоту 200 километров. Для этого он собрал группу высококвалифицированных специалистов. Параллельно продолжал проектирование составных ракет пакетной схемы, разрабатывая способы расчета траекторий их полетов.
В 1946 году работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук. Туда же был вместе со своей группой переведён и Тихонравов, получивший должность заместителя начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей.
Первоначально он непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 году проект был передан в другое подразделение НИИ-4, куда была переведена и часть группы. Тихонравов постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с П. И. Ивановым. Проект ВР-190 в итоге так и не был осуществлён.
В апреле 1947 года Тихонравов был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению реактивного вооружения и оставался им до апреля 1953 года, когда ААН была упразднена в качестве самостоятельной научной организации.
Хорошо знавший труды Константина Циолковского, Тихонравов предложил вести в отделе Иванова исследования многоступенчатых ракет. В отделе стали разрабатывать способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, оптимальные конструктивно-баллистические параметры ракет.
В феврале 1950 года отдел П. И. Иванова был упразднен, а Тихонравов был переведён на должность научного консультанта института.
Но уже в 1953 году руководство СССР и Вооружённых сил было вынуждено обратить серьёзное внимание на разработку реактивного вооружения ввиду его ускоренного развития в США. Тихонравов был назначен временно исполняющим обязанности академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук.
Уже в 1954 году Тихонравов с сотрудниками предложили первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства - от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну
В декабре 1955 года Тихонравов был уволен из Вооружённых сил в запас в звании инженер-полковника. После этого по приглашению Сергея Королева перешел на работу в руководимое им Опытно-конструкторское бюро № 1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.
4 октября 1957 года состоялся успешный запуск «Спутника-1» — этот день принято считать началом космической эры человечества. За эту работу конструктор был удостоен Ленинской премии.
Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В дальнейшем отдел под руководством Тихонравова занимался, в частности, разработкой тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
Михаил Тихонравов умер в Москве в 1974 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
По проекту Михаила Тихонравова под руководством Сергея Королёва в 1933 году была создана первая отечественная (на гибридном топливе) ракета «09».
Тихонравов первым высказал предположения о возможности создания многоступенчатых баллистических ракет (как их тогда называли, «пакетная ракетная схема»).
Также Тихонравов предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства. Первым этапом программы был запуск простейших искусственных спутников Земли и отработка ракеты-носителя. Далее следовал запуск пилотируемого корабля-спутника, создание станций-лабораторий больших размеров и, наконец, достижение Луны, включая облет и посадку на ее поверхность.
В 1957 году после запуска первого искусственного спутника Земли, а затем успешного полета спутника с живым существом на борту Тихонравов стал лауреатом Ленинской премии.
О чем надо знать
Идея Тихонравова о возможности создания многоступенчатых ракет сначала не нашла поддержки в научном сообществе. Они не только не встретили понимания, но и были объявлены «фантастическими идеями».
В начале лета 1948 года он выступил на заседании учёного совета НИИ-4 в присутствии специалистов и учёных из других учреждений с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы».
К этому времени в ОКБ-1 Королёва на основе немецкой Фау-2 была создана ракета Р-1 с дальностью полёта около 300 км, разработана ракета Р-2 с дальностью порядка 600 км, прорабатывалась ракета на дальность примерно 1000 км (так называемая «тысячная ракета»). Практическую возможность достижения ещё больших дальностей в то время почти никто в кругах военных специалистов не признавал. Поэтому сообщение Тихонравова о том, что «составной пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли, вызвало бурю недоверчивых и язвительных откликов и выступлений.
Очень немногие поняли принципиальную ценность полученных Тихонравовым результатов и высказались в поддержку его идей. Среди поддержавших конструктора были Королёв и президент ААН А. А. Благонравов.
Доклад Тихонравова был повторён 14 июля 1948 года на годичном заседании Академии артиллерийских наук, однако и его участники отнеслись к докладу, в основном, скептически. Было множество критических и даже оскорбительных выступлений в адрес Михаила Тихонравова. Голосов же в поддержку его принципиальных идей было очень немного.
В итоге Тихонравов был снят с должности заместителя начальника НИИ-4, и понижен в должности до научного консультанта по жидкостным реактивным снарядам.
Королёв, узнав об этом, выдал НИИ-4 в 1953 году официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет и по вопросу создания искусственного спутника Земли.
Только после этого Тихонравову разрешили продолжить работу в этом направлении. Оказалось, что в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской деятельности он продолжал «подпольно» работать над своими идеями. Тихонравов предоставил свои разработки, которые и легли в основу дальнейших перспективных планов института.
Прямая речь
Конструктор Владимир Бугров о вкладе Михаила Тихонравова в развитие космонавтики (RG.ru,2010.07.28): «Сегодняшняя космонавтика целиком и полностью "живет" разработками, проектные основы которых были заложены в отделе Михаила Клавдиевича».
Он же о работе с Тихонравовым: «Михаил Клавдиевич был очень деликатный человек. Мы много общались по марсианскому проекту. Я тогда занимался схемой экспедиции, компоновкой комплекса и корабля, весовыми расчетами и т.д. Так вот это были не доклады начальству, а рассуждения на тему. Тихонравов сначала внимательно просматривал материал, а потом начинал прохаживаться вокруг большого круглого стола. Задавал вопросы. Но, скорее всего, себе. И отвечал на них сам.
При этом Михаил Клавдиевич так строил обсуждение, что возникало ощущение: это ты нашел решение, а он его поддержал».
7 фактов о Михаиле Тихонравове.
Материалы о Михаиле Тихонравове:
Биография Михаила Тихонравова.
Космический мемориал. М.К. Тихонравов