2 апреля 1916 года родился «король джаза» Олег Лундстрем
Личное дело
Олег Леонидович Лундстрем (1916-2005) родился в Чите в семье учителя Леонида Францевича Лундстрема и его жены, домохозяйки Галины Петровны. Отец преподавал физику в читинских мужской и женской гимназиях. Олег был старшим из двух сыновей Лундстремов – брат Игорь, также ставший музыкантом, родился на год позже.
В 1921 году Леониду Францевичу предложили место преподавателя физики в коммерческом училище Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), находившейся в концессии у России. Он заключил контракт на три года с намерением вернуться в Читу, когда Гражданская война закончится. Так Олег, которому на тот момент исполнилось всего пять лет, попал в Харбин – самый «русский» из китайских городов. Обратно в Россию Леонид Лундстрем через три года так и не вернулся, став преподавателем Харбинского Политехнического института.
Детство и юность Олега Лундстрема прошли в Харбине. В 1932 году он окончил коммерческое училище и поступил в Харбинский политехнический институт. Параллельно учился по классу скрипки у известного скрипача Кенига в музыкальном техникуме, который окончил в 1935 году. Его брат Игорь учился там же по классу фортепиано.
Олег искренне собирался стать инженером, однако все изменила одна случайная находка. Уже будучи студентом политеха, он как-то прослушивал в музыкальном магазине граммофонные пластинки, готовясь к очередной вечеринке с танцами,. И наткнулся на запись оркестра Дюка Эллингтона.
«И просто меня ошеломило. Я схватил, смотрю. Ну, абсолютно никому не известное. Написано — "Дюк Эллингтон и его оркестр". Эта пластинка у меня до сих пор. Я выскочил: а ещё есть? Продавец всю гору терпеливо перебрал: нет, к сожалению, одна эта. А пластинка называлась: "Дорогой старый Юг". Я выскочил и с этой пластинкой домой!», - рассказывал Лундстрем.
Потрясенный необыкновенной музыкой, с этого момента Олег Лундстрем с джазом уже не расставался. Собрав группу из также увлекшихся джазом друзей, он на слух воспроизводил композиции с пластинок и делал аранжировки. Ребята с азартом репетировали и в 1934 году выбрали 18-летнего Олега руководителем группы. При этом никто из них и не предполагал, что у нового оркестра окажется такая долгая жизнь, что в итоге он попадет в Книгу рекордов Гиннеса.
«Собирались 5-6 раз, а потом трубач наш Серебряков Виталий, который уже в симфоническом оркестре играл, летом — в духовом оркестре играл в парке — опытнейшие музыканты, а я в школе в бесплатном кружке узнал, где нота "до" находится. "Давайте организуем биг-бэнд, будем играть на балах и вечерах. Олег будет писать". Все: давайте, конечно. Никто не загадывал на долгий срок. Пока мы студенты, поиграем, кончатся студенческие забавы, мы станем инженерами, и каждый займется своей профессией», - вспоминал Лундстрем.
Выступление в 1934 году на Розовом балу Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) считается датой рождения оркестра Олега Лундстрема. Тогда он состоял из девяти музыкантов. Сам Олег играл на фортепиано, его брат Игорь – на тенор-саксофоне. Оркестр играл на балах, многочисленных вечерах, выступал по местному радио.
В марте 1935 года советское правительство продало КВЖД марионеточному правительству Маньчжурии (фактически – Японии). Это событие серьезно повлияло на жизнь многих харбинцев. Начался массовый выезд из Маньчжоу-Го советских железнодорожников. Политехнический институт сменил название и перешел под опеку японцев, после чего большинство студентов отказалось продолжить в нем учебу.
Отца Лундстрема Леонида Францевича вместе с другими работниками КВЖД отозвали в Советский Союз и в том же 1935 году он вернулся в СССР. Семья разделилась. Мать с Олегом и Игорем в 1936 году перебрались в Шанхай, который в то время был центром развлекательной индустрии на востоке Китая. Джаз там был настолько популярен, что в городе было более 40 биг-бэндов. Но группе Олега Лундстрема удалось не потеряться среди них и стать одним из лучших джазовых оркестров.
«Наша команда, прибыв из Харбина, сразу поняла, что в Шанхае нас ожидает совершенно жуткая конкуренция. А у нас в кармане — вошь на аркане! Наш коллектив был составлен только из русских ребят, но от других нас отличало абсолютно бескорыстное желание играть лучшую музыку того времени и дикая работоспособность… Мы ведь молодые были, — сил не занимать, могли не спать сутками, репетируя какую-нибудь новую вещь, чтобы сыграть её вечером для публики. Домой приползали с концертов в 5-6 часов утра, спали, конечно, немного (хватало 3-4 часов), чтобы собраться утром на новую репетицию. Вот этот азарт и стремление быть лучше других сразу выделили нас из среды других музыкантов», - рассказывал Олег Лундстрем.
Вначале музыканты выступали в отеле «Янцзы», но Лундстрем оказался энергичным и удачливым менеджером и через пару лет работы в различных заведениях оркестр получил ангажемент в крупнейшем танцзале «Мажестик-холл», а затем и в самом престижном зале Шанхая — «Парамаунт». В 1937 и в 1940 годах оркестр в летний сезон выезжал на курорт Циндао. В оркестре уже играло 11 человек, а Олега Лундстрема пресса называла «джазовым королем Дальнего Востока» и «королем свинга восточных стран».
В эти годы у Лундстрема уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке русские песни. Он делает аранжировки: «Песня о капитане» И. Дунаевского, «Чужие города» А.Вертинского, «Катюша» М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей.
В 1941 году Лундстрем поступает во французский Высший технический центр. «Русских институтов в Шанхае не было, и мы с братом и с музыкантами стали заниматься французским языком. В 1944 году мы получили дипломы, защитившись на французском», — рассказывал Олег Лундстрем. Сам он получил диплом инженера-архитектора, а его брат Игорь — инженера-строителя.
В послевоенные годы оркестр выступает в городских театрах «Лайсеум», «Карлтон» и в Советском клубе. В нем уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре «Лайсеум», посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег Лундстрем пишет свое первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», взяв за основу композиции произведение Рахманинова. Позже - пьесу «Мираж» на восточные мотивы.
К этому моменту возможности творческого роста в Шанхае были исчерпаны. Встал вопрос о переезде в СССР - ведь все участники оркестра имели советское гражданство.
Возможность возвращения на родину музыканты оркестра обсуждали уже не первый год. Окончательно же решение об этом было принято на собрании коллектива в 1947 году, после выхода постановления советского правительства о репатриации.
Оркестру в полном составе с семьями выдали визу на въезд в Советский Союз и 21 октября 1947 года на пароходе «Гоголь» с третьей партией репатриантов они вернулись в СССР через порт Находку.
Музыканты решили обосноваться в Казани. Этот город был выбран из-за наличия в нем консерватории. Из всех доступных для репатриантов городов консерватории имелись только в Казани и Свердловске. Но в Свердловске консерватория была старая, и там оказался переизбыток музыкантов. Казанская же консерватория только недавно открылась и музыкантов там не хватало.
По прибытии в Казань шанхайцев хотели сделать филармоническим коллективом под названием «Эстрадный оркестр Татарии», им обещали поддержку и обеспечение жильём, но этим надеждам не суждено было сбыться.
«Вдруг в конце января 1948-го приезжает из Москвы начальник Комитета по делам искусств Татарии тов. Юрусов, говорит: "Я был на серьёзнейшем заседании ЦК ВКП(б). Там выяснено, что джаз народу не нужен". А в феврале вышло Постановление ЦК по опере Мурадели», - вспоминал Лундстрем.
Оркестр временно распался. Музыкантам пришлось искать себе места в театрах, кинотеатрах, филармониях и даже ресторанах. Сам Лундстрем устроился в Театр оперы и балета скрипачом, а осенью 1948 года поступил в Казанскую государственную консерваторию, которую окончил в 1953 году сразу по двум специальностям: симфоническое дирижирование и композиция. После окончания остался в консерватории преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.
После смерти Сталина политический климат в стране начал меняться и в начале 1954 года художественный руководитель Татарской филармонии Александр Ключарев предложил Лундстрему сделать джазовые обработки нескольких татарских мелодий.
В 1955 году оркестр Олега Лундстрема записал для радио и на грампластинки пьесы татарских композиторов в обработке для джаза, которые обратили на себя внимание московских концертных организаций. «В Москве при прослушивании все были потрясены: это был настоящий джаз, с джазовой фразировкой, со свингом, в то время ни один оркестр в стране не играл на таком уровне…», - рассказывал об этом событии казанский коллекционер Николай Носов.
В ноябре-декабре 1955 года оркестр дал серию из десяти концертов в Казанском драмтеатре, которые прошли при полном аншлаге – билеты были распроданы мгновенно, ещё до расклейки афиш, как только появились в кассах. На дополнительном, одиннадцатом концерте в казанском цирке случайно оказался администратор Всесоюзного Гастрольбюро Михаил Цын. В тот же вечер после концерта он нашёл музыкантов и заявил, что такому оркестру место не в провинции, а в Москве.
1 октября 1956 года приказом Министра культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольно-концертная жизнь, о которой так долго мечтали джазмены. Только за первый год работы оркестранты объехали 82 города СССР.
В том же году Лундстрем стал членом Союза композиторов.
За последующие годы коллектив объездил более 300 городов Советского Союза и десятки - за рубежом, дав более 10 тысяч концертов. Сотни тысяч зрителей посетили эти концерты, миллионы слушали их по радио и смотрели по телевидению.
На студии «Мелодия» помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки было записано 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами отечественных композиторов, так с джазовой классикой в аранжировках оркестра.
В 1964 году Лундстрем получил, наконец, квартиру в Москве, и окончательно перебрался в столицу.
В 1973 году Олег Лундстрем был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1984 году - «Народный артист РСФСР».
Оркестр Лундстрема был неизменным участником крупных международных джазовых фестивалей: «Таллин-67», «Джаз Джембори 72» в Варшаве, «Прага-78» и «Прага-86», «София-86», «Джаз в Дюктауне-88» в Голландии, фестиваль искусств СССР в Индии (1988), «Гренобль-90» во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне, США (1991), фестиваль биг-бэндов «Иматра-92» в Финляндии, международный джазовый фестиваль в Санта-Барбаре (США, 1998) и т.д..
В 1994 году оркестр Олега Лундстрема отметил 60-летний юбилей и был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр.
В 1996 Лундстрем был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В ноябре 1998 года оркестр Лундстрема стал первым джазовым коллективом, выступившим в Большом зале Московской консерватории.
В 2003 году Лундстрем отошел от управления оркестром и передал свою дирижерскую палочку российскому джазмену Георгию Гараняну.
В одном из последних интервью на вопрос журналиста «Вы не устали от жизни?», Лундстрем ответил:
«Я отношусь к ней философски. Сейчас с увлечением читаю "Ноосферу" Вернадского. Моя жена говорила: "Ты неисправимый оптимист". Я стал ценить время, которое идет на творчество. Пора! Как Утесов сказал в старости: "Перед вами человек, которому без 13 сто". А мне уже "без 11 сто"… В 60 я понял: цель жизни — сама жизнь. Смысл бытия в том, что тебе дано, как говорят китайцы, "вечностью", а европейцы — "Богом". Мне ближе "вечность"».
Олег Лундстрем умер в ночь с 13 на 14 октября 2005 года на своей даче в подмосковном поселке Валентиновка, где жил в последние годы. Похоронен, согласно его завещанию, рядом с родными на кладбище в дачном поселке Соколовка Щелковского района Московской области.
Чем знаменит
Оркестр Олега Лундстрема, биг-бэнд без струнных, стал первым советским коллективом, исполнявшим настоящий оркестровый джаз. Лундстрем, которого называют «патриархом российского джаза», был бессменным руководителем оркестра в течение 65 лет. Его имя было внесено в Книгу рекордов Гиннесса. Ему пожалована специальная грамота ЮНЕСКО за заслуги перед мировым искусством.
Лундстрем - автор джазовых композиций «Интерлюдия», «Мираж», «Юмореска», «Пролог», «Бухарский орнамент», «В горах Грузии», симфоний сюит, театральной музыки.
По словам композитора Оскара Фельцмана, «жизнь Лундстрема была неотделима от жизни нашей страны: он был королем джаза в Советском Союзе и был чрезвычайно востребован в новой России».
Олег Лундстрем был удостоен почетного звания доктора наук Международной академии наук Сан-Марино. Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства (1994). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 1997 год (вручена в 1998 году) - за концертные программы 1992-1997 годов.
Американская Библиографическая ассоциация в 1998 году назвала его «Человеком года».
О чем надо знать
Олегу Лундстрему все-таки довелось встретиться лично со своим кумиром Дюком Эллингтоном. Встреча состоялась в 1971 году, когда Эллингтон, уже перешагнувший 70-летний рубеж, приехал в Москву.
Сам Лундстрем так вспоминал об этой встрече: «Когда меня подвели к Эллингтону… я ему сказал: "Знаете, мистер Эллингтон, если бы не вы с вашим оркестром, то я стал бы не музыкантом, а инженером… А вашу пластинку «Старый добрый Юг» я храню до сих пор. Коллекционеры предлагают за нее любые деньги. Но её место — в музее в Чите. Там собираются открыть улицу Лундстремов". Эллингтон отреагировал: "Как интересно! Чтобы русский с Байкала (а он про Сибирь только и знал, что там Байкал и медведи) вдруг услышал мою запись и решил стать музыкантом!.." Потом взял меня за плечо и прибавил с горечью: "Но как давно это было…"».
Прямая речь
О намерении стать инженером: «Я могу сказать, что Харбинский политехнический институт отличался от всех остальных тем, что учил не абстрактному — сделайте какой-то проект — а совершенно конкретному. У меня был железнодорожный мост через конкретную реку. Меня даже кто-то спросил: а этот мост построили? Может, и построили. Весь проект был рассчитан с начала и до конца: и глубина русла, и быки, всё. На втором курсе у меня был этот проект, и я совершенно не собирался быть музыкантом».
Об оркестре: «Когда мне исполнилось шестьдесят, я в первый раз в жизни серьезно задумался: "Но почему же мы до сих пор живы?" Биг-бэнд Бенни Гудмена распался в сороковых, Томми Дорси — еще раньше. Знаменитейший оркестр Арти Шоу, составленный из одних великих, - тогда же. У нас в оркестре примерно такой же беспорядок, как у Дюка Эллингтона: кто-то спорит из-за аранжировки, кто-то прочищает тромбон. Да и я, в общем, ничего особенного не делаю: составляю программы, мы играем. Все, как у других. Но сейчас я знаю точно: если бы в свое время я сам собрал оркестр, он давно бы уже распался. И не потому, что я такой плохой. А потому, что положение "я хозяин — ты подчиненный" не имеет никакого отношения к искусству. И никакая сильная рука не продержит столько лет коллектив. Только бескорыстная любовь к делу, которое ты делаешь».
10 фактов об Олеге Лундстреме
Материалы об Олеге Лундстреме:
Олег Леонидович Лундстрем. Биографическая справка
Биография Олега Лундстрема на сайте histmusic.ru
Синкопы джазовой судьбы. Очерк творческого пути Олега Лундстрема и его оркестра (к 100-летию)
Олег Лундстрем. Основные этапы творческого пути джазмена
В последнем интервью Лундстрем ответил на вопрос: «Вы не устали от жизни?»