27 июня 1754 года родился Салават Юлаев, башкирский национальный герой, участник пугачевского восстания, поэт, певец-сказитель.
Личное дело
Салават Юлаев (1754 – 1800) родился в деревне Текеево Шайтан-Кудейской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии. Происходил из знатного и богатого башкирского рода. Его отец Юлай Азналин был старшиной волости и командовал башкирским отрядом в составе русской армии в войне с Барской конфедерацией в Польше. Салават владел русским языком и литературным тюрки. В 1773 году в отсутствие отца он исполнял обязанности волостного старшины.
Во главе конной сотни башкир своей волости Салават Юлаев должен был отправиться по приказу властей к Оренбургу, осажденному войском Пугачева. В составе башкирского корпуса оказался Сляусин Кинзин – сын пугачевского соратника Кинзи Арсланова. Во многом в результате его агитации большинство башкир, включая сотню Салавата Юлаева, приняли сторону Пугачева. Они направились в Берды, где располагалась главная ставка Пугачева. В лагере восставших Салават Юлаев встретился с Кинзей Арслановым, и тот окончательно убедил Салавата примкнуть к пугачецам. Сыграл свою роль и конфликт с заводчиками Твердышевами, которые отобрали для строительства очередного завода пастбища, принадлежавшие Юлаю Азналину.
Салават Юлаев участвовал в осаде Оренбурга, взятии Ильинской крепости. Был произведен Пугачевым в полковники. Получил рану в одном из боев и отправился на лечение в родную деревню. Там он стал набирать новое войско. Вернувшийся из Польши Юлай Азналин одобрил решение сына и тоже присоединился к пугачевцам.
По приказу Пугачева набранный Салаватом Юлаевым отряд должен был взять Кунгур. До этого в конце 1773 – 1774 года Кунгур безуспешно осаждал башкирский сотник Батыркай Иткинин. Хотя воевода и правительственные войска оставили город, горожане собрали ополчение и были полны решимости обороняться. На помощь им из Екатеринбурга прибыла сотня казаков. 4 января 1774 года состоялось сражение, в котором башкиры притворным отступлением выманили казаков из города и разгромили их, но Кунгур взят не был. После этого в Кунгур пришел майор Папава с командой свеженабранных рекрутов из крестьян, которых он вел в Казань. Ему пришлось обучать их основам военного дела прямо на площади города. 9 января состоялся новый штурм, 11 января – следующий, но осажденные раз за разом громили врага. Вскоре после этого к пугачевцам прибыло присланное подкрепление: отряды Ивана Кузнецова, Канзафара Усаева и Салавата Юлаева.
15 января майор Папава нанес упреждающий удар по острогу Кисерть, где располагались пугачевские силы и нанес им поражение. После этого возник разлад между Иваном Кузнецовым и Салаватом Юлаевым. 23 января пугачевцы начали новый штурм Кунгура, но теперь русские и башкиры действовали отдельно друг от друга, что ослабляло их натиск. В схватке Салават Юлаев был ранен, и пугачевцы вновь вынуждены были отступить.
Соратники опять отвезли Салавата Юлаева в его деревню. Через месяц, едва залечив раны, он отправился к Красноуфимской крепости, где на этот раз пугачевцы выступали в роли осажденных, а правительственные войска, включая знакомого по кунгурским сражениям майора Папаву – в роли штурмующих. По пути к Красноуфимску Салават Юлаев дважды неудачно пытался взять Сарапул. Проведя несколько сражений под Красноуфимском, отряд Салавата Юлаева вынужден был отступить.
Весной 1774 года Салават Юлаев со своими башкирами воевал с правительственными войсками к востоку от Уфы. В июне того же года он получил от Пугачева звание бригадира. Всего Юлаев участвовал более чем в двадцати сражениях пугачевской войны.
25 ноября 1774 года Салават Юлаев был схвачен. Его доставили в Уфу, а оттуда в Казань, где содержали в тюремном остроге. В это же время был арестован Юлай Азналин. 13 февраля 1775 года Салавата Юлаева и Юлая Азналина перевезли в Москву. После допросов в Москве, их вновь вернули в Оренбургскую губернию для продолжения следствия. Наконец, 22 июля обоих приговорили к 175 ударам кнутом, клеймению и пожизненной каторге. Наказание кнутом было разделено на части, в каждом городе и селении, где воевали Юлай и Салават – в Кунгуре, Красноуфимске, на Симском заводе и так далее – им давали по 25 ударов. На лбу и щеках осужденных поставили клейма З («злодей»), Б («бунтовщик»), И («изменник»). После завершения этого наказания их отправили в балтийский порт Рогервик.
На каторжных работах в Рогервике Салават Юлаев прожил еще четверть века. Только 26 сентября 1800 года он умер при неизвестных обстоятельствах.
Чем знаменит
Салават Юлаев стал национальным символом башкирского народа не только как предводитель восстания, но и как сэсэн – народный поэт-импровизатор. Слагавшиеся им песни не сохранились в авторской записи, но передавались устно среди башкир и были записаны уже в XIX веке. Всего в письменном или устном виде осталось около 500 строк, приписываемых Салавату Юлаеву. Среди них есть любовная лирика («Сәстәреңдең толом сулпылары...» – «Монисты твоих кос мне навевают...», «Юлһыҙ ғына ерҙән юлдар ярып...» – «По бездорожью тропы пробивая...»), пейзажная («Тыуған илем» – «Родная страна», «Ағиҙелкәй аға ҡая аралап...» – «Агидель течёт средь бурых скал...»), стихи, воспевающие героизм в бою («Һауаларҙа осҡан, ай, яғылбай...» – «Наброситься готов летящий ястреб...», «Йүрүҙән, һин беҙҙең тыуған йылға...» – «Юрюзань, река души ты нашей...», «Бүгәсәүгә ҡушылып, ирбатырға ҡуш булып...» – «С ратью Пугачева слившись, в войско с ним соединившись...»). Несколько стихотворений остались в виде подстрочного перевода на русский язык. Первые их издания в русском переводе были сделаны писателем и этнографом Филиппом Нефедовым («Движение башкир перед пугачевским бунтом. Салават, башкирский батыр», 1880) и историком Руфом Игнатьевым («Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор», 1893).
Хотя в течение четверти века Салават Юлаев был оторван от своего народа, имя его не забывалось, и его образ стал легендарным. Важную роль в этом сыграл другой башкирский сэсэн Баик Айдар, старший современник Салавата. Он участвовал в двух башкирских восстаниях еще до пугачевщины, скрывался от царских войск в степях Казахстана, вернулся в Башкирию в 1774 году и встретился с Салаватом. Он умер 1814 году в возрасте 103 лет и за это время сложил немало песен о герое Салавате («Обращение Баик-сэсэна к батыру Салавату» - «Байыҡ сәсәндең Салауат батырға әйткәне» и другие), благодаря которым Салават Юлаев навсегда остался в народной памяти.
О чем надо знать
О Салавате Юлаеве было сложено немало легенд, в которых ему приписываются чудесные способности. Согласно этим легендам, когда Салавата преследовали царские войска, воды реки Юрюзань уходили под землю, пропуская его, и он скрывался от погони. Когда он прятался от врагов в пещере, паук заплетал паутиной вход. Две пещеры в горах на склонах реки Юрюзань носят название Убежище Салавата и Пещера Салавата. В одной из легенд говорилось, что Салават стал жертвой ревности Маудии, одной из своих жен. Когда он взял в жены русскую девушку Катю, Маудия выдала его врагам.
Прямая речь
Высоко летает в небе ворон,
Еще выше сокол ввысь взмывает,
Еще выше сокола могучий
Беркут, птичий государь, летает.
Будь как этот беркут, славный воин,
Будь друзьям опорою стальной,
Выходи на бой с врагом отважно,
Жизни не щадя, бросайся в бой!
Салават Юлаев «Юноше-воину»
Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал!
Ты и родина моя,
Ты любовь и жизнь моя,
Ты печаль и песнь моя,
Благодатный мой Урал!
Я стада твои люблю,
Я луга твои люблю,
Я снега твои люблю,
Благодатный мой Урал!
Я своей любовью чист,
Как грозой умытый лист,
Как поутру птичий свист,
Благодатный мой Урал!
На чужбине сам грущу,
По твоим лесам грущу,
По твоим степям грущу,
Благодатный мой Урал!
Салават Юлаев «Тоска по родине»
Ты далеко, отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!
Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры!
Салават Юлаев «Я не умер, башкиры!»
Салават, сколько лет тебе?
Шапка старшины на голове,
Бригадиром был ты, Салават,
В двадцатидвухлетней поре.
Из башкирской народной песни о Салавате Юлаеве в переводе фольклориста Льва Лебединского
«"Салават" – не имя. Это боевой клич. У башкир каждый род имел свой клич. Табынцы в бою кричали "Салауат!". Юлай Азналин, старшина Шайтан-Кудейской волости, где жили табынцы, вырастил такого сына-воина, что детей потом запретили называть Салаватами. <…> Башкиры не забыли Салавата. В преданиях народа Салават навеки укрылся под хребтом Таганай. Он стал титаном, и чем дальше был по времени, тем больше по масштабу. За бунт башкиры заплатили Екатерине четырьмя тысячами лошадей, и через поколение эта плата оказалась ничтожной в сравнении с потерей героя.
В Башкирии – культ Салавата. В этом культе до сих пор кроется то, что Башкирия не может сказать России – СССР или РФ. За что сражался Салават? За свободу? Нет: башкиры и так были свободны. За бедных? Нет: Юлай был богат. Против царя? Нет: мятежники стояли за самозванца. Салават бился за главные ценности любой национальной идентичности – за веру и традицию. Эти ценности актуальны и сейчас, поэтому и сейчас летит над Агиделью чугунная камча Салавата на памятнике в Уфе. Этот монумент – самая большая конная статуя России».
Алексей Иванов «Вилы»
Десять фактов о Салавате Юлаеве
Материалы о Салавате Юлаеве
Статья о Салавате Юлаеве в русской Википедии
Салават Юлаев в проекте «Хронос»