будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 24, 2025
Человек дня

Человек дня: Степан Эрьзя

Человек дня: Степан Эрьзя
erz1
Степан Дмитриевич Нефедов

8 ноября 1876 года родился скульптор Степан Эрьзя.

 

Личное дело

Степан Дмитриевич Нефедов (псевдоним Эрьзя, 1876 – 1959) родился в деревне Баево Ардатовского уезда Симбирской губернии в семье мордовского крестьянина. Когда ему было два года семья переехала в Баевские Выселки, в леса на реке Бездне, в 15 верстах от города Алатырь.

Учился в церковно-приходской школе, затем был учеником столяра. В 1893 году поступил учеником в иконописную мастерскую в Алатыре, затем учился в Казани в мастерской Петра Ковалинского. Вместе с Ковалинским и другими учениками расписывал церкви в Казани и Казанской губернии.

В 1901 году Степану Эрьзе удалось поступить в вечерние классы при Строгановском училище в Москве. На следующий год он успешно сдал экзамен в училище. Среди его учителей были Сергей Волнухин, Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Константин Коровин, Валентин Серов. В 1905 году окончил живописное отделение училище, в 1906 – скульптурное. В том же году отправился за границу.

Работал в Милане, в Карраре, у озера Лаго-Маджоре, в Париже, в Ницце. Участвовал в ряде выставок во Франции и Италии, стал знаменит под псевдонимом Эрьзя, взятым в честь своего народа. В эти годы им были созданы такие произведения, как «Христос распятый», «Христос кричащий», «Поп», автопортрет «Тоска», «Косец», «Сеятель».

В 1914 году Эрьзя возвращается на родину. Во время Первой мировой работал в Москве в военном госпитале, делая рентгеновские снимки и изготавливая протезы. С 1918 года работал на Урале в селе Мраморское. Затем был директором художественной школы в Екатеринбурге.

В 1921-1923 годах жил и работал в Новороссийске, Геленджике, Батуми, Баку. В 1926 году вернулся в Москву, участвовал в на VIII выставке Ассоциации художников революционной России, представив скульптуры из железобетона («Узник», «Народный трибун», «Жертвы революции 1905 года»). В ноябре того же года отправился с выставкой своих произведений в Париж. На следующий год из Парижа переехал в Уругвай, а оттуда отправился в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где проработал 24 года.

В СССР Степан Эрьзя вернулся в 1950 году, привезя с собой более сотни своих работ. В последние годы трудился в мастерской в Москве, на 2-й Песчаной улице.

Умер Степан Эрьзя 24 ноября 1959 года.

 

Чем знаменит

Один из крупнейших скульпторов XX века, сочетавший в творчестве эстетику модерна с глубоко индивидуальным воплощением образов. В скульптурных произведениях ему удавалось передать психологические качества героев, их эмоции и раздумья. Самые известные работы Степана Эрьзи: «Лев Толстой», «Бетховен», «Моисей», «Музыка Грига», «Дочь инков», «Медуза», «Мельпомена», «Волна», «Чилийка», «Обнаженная», «Леда», «Чилийка».

 

О чем надо знать

В Южной Америке излюбленными материалами Степана Эрьзи стали породы деревьев кебрачо, альгарробо и урундай. Позднее он скажет, что именно они «взяли его в плен» и заставили более двадцати лет работать в Аргентине. Древесина дерева кебрачо чрезвычайно твердая (в переводе с испанского его название означает «сломай топор»). Для обработки этой древесины Степан Эрьзя сконструировал специальную машину. Скульптор мастерски использовал выразительный рисунок этой древесной породы, широкий диапазон оттенков и украшавшие древесные стволы наросты. Дополнительным художественным приемом стал контраст необработанного дерева с тщательно отшлифованной поверхностью.

 

Прямая речь

 
Степан Эрьзя

«В 1896 году Петр Андреевич взял меня на Всемирную выставку в Нижнем Новгороде [Нижегородская ярмарка]. Там мы зашли в отдельный большой сарай, выстроенный купцом Морозовым. В этом сарае выставлена была картина художника Врубеля. Когда я вошел, то так и застыл на месте. Меня так поразило произведение Врубеля, что я не в состоянии был двигаться. Это удивило Петра Андреевича. Он обнял меня и спросил: «Что случилось?» Я ему отвечаю: "Дорогой Петр Андреевич, я больше в Казани жить не хочу и не буду". Мой ответ поразил его, и он долгое время молчал. Потом он снова стал расспрашивать меня. Я сказал ему: "Поеду в Москву учиться и больше иконы писать не буду"».

Из автобиографии Степана Эрьзи

 

«Я приехал не с пустыми руками. Я привез 250 скульптур, машины, инструменты и даже два вагона материалов. Я хочу показать молодежи, как нужно работать по-новому. Когда я ехал в СССР, то думал, что скульпторы ищут новых путей. Но, к сожалению, работают по старинке, как и 200 лет назад — молотками, да еще пунктиром, как копировщики, а не художники-творцы».

Из письма Степана Эрьзи (1948)

 

«Уехавший за рубеж в 1926 г. художник надолго выпал из поля зрения отечественной науки об искусстве, которая попала под сильнейший идеологический диктат. Когда он вернулся на родину, его многогранное творчество оказалось слишком сложным для того, чтобы стать для нее "удобоваримым" материалом. Официальное искусствоведение либо "не замечало" его, либо принципиально не принимало, подвергая резкой критике. Взгляд профессионалов безошибочно "опознал" родство творчества Эрьзи со стилевыми исканиями начала XX века, прежде всего с модерном и символизмом. Это было вполне справедливо, однако в ситуации начала 1950-х гг. звучало не просто как оскорбление, но как приговор. Примечательно, что вступились за художника именно непрофессионалы — журналисты, публицисты и люди, далекие от искусства. Попытки этих доброхотов "реабилитировать" художника, в конечном счете, сводились к доказательству его лояльности по отношению к советской власти, принадлежности его творчества к искусству реалистическому, к его упрощению, примитивизации. "Общественные защитники" Эрьзи пытались интерпретировать его творчество с помощью небогатого понятийного аппарата, доступного "массам", поймать его в тесные сети господствующей методологии, "объяснить" на фоне чрезвычайно суженного культурного фона. Однако смысловая насыщенность его образов-символов противилась заключению в узкие, жесткие схемы. Узда идеологически полагаемой, жесткой концепции оказалась слишком короткой для адекватной интерпретации творчества художника».

Клюева И. В. «Эрьзеведение от XX к XXI веку: итоги и перспективы»

 

10 фактов о Степане Эрьзе

  • Отец Степана, работавший бурлаком на Волге, рассказывал мальчику, как в городе Царицын видел «людей из чугуна и камня».
  • В 1899  году в городе Алатырь Степан Эрьзя создал декорации для любительского спектакля,  посвященного 100-летию со дня рождения Пушкина.
  • Директор Строгановского училища Глоба, узнав, что мордовский крестьянин хочет стать художником, сказал: «Вернись в деревню и плоди подобных себе!».
  • Скульптура Степана Эрьзи «Последняя ночь перед казнью» имела большой успех на VIII Международной художественной выставке в Венеции 1909 года. В 1922 году скульптор отправил ее в Москву, где она выставлялась в Музее революции. Скульптура погибла во время бомбежки в Великую отечественную войну.
  • Во время поездки на поезде из Генуи в Париж Степан Эрьзя увидел стометровую скалу возле города Домодоссоло на границе Италии и Швейцарии. Он так заинтересовался скалой, что вышел на этой станции и предложил властям города сделать из скалы монументальный портрет Дарвина. Предложение должны были обсудить на городском совете, но вернуться в Домодоссоло скульптору уже не довелось.
  • Одним из занятий Степана Эрьзи в госпитале в Первую мировую было изготовление каучуковых протезов носов для раненых. Один раненый, получив такой нос, отправился на прогулку. От мороза его лицо покраснело, а нос остался белым. Недовольный своим видом солдат попытался побить скульптора.
  • Работа Эрьзи «Первая леди» («Рrimera Dama») изображает Эву Перон.
  • Самая большая коллекция работ Эрьзи находится Мордовском республиканском музее в Саранске.
  • В Баку скульптуры работы Эрьзи украшают фасад «Дома союза горняков».
  • В Москве на доме  3 по 2-й Песчаной улице, где с 1953 по 1959 годы находилась мастерская художника, установлена мемориальная доска.

 

Материалы о Степане Эрьзя

Международный фонд искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи

Коллекция работ скульптора в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Эрьзи

Сайт, посвященный творчеству Степана Эрьзи

Автобиография Степана Эрьзи

Статья о Степане Эрьзя в русской Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).