20 июня 1934 года родился Юрий Визбор – актер, журналист, сценарист, один из основоположников жанра авторской песни.
Личное дело
Юрий Иосифович Визбор (1934-1984) родился в Москве, его отец был командиром Красной армии, мать – фельдшером, впоследствии врачом. В 1937 году отец был репрессирован (посмертно реабилитирован в 1958 году). Детство Юрия Визбора прошло на Сретенке (оно будет описано им в песне «Волейбол на Сретенке»). Юрий Визбор окончил школу 1951 году и поступил в Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Получил специальность учителя русского языка и литературы, по распределению поехал работать в среднюю школу на станции Кизема Печорской железной дороги, но вскоре был призван в армию.
После демобилизации стал работать журналистом в Государственном комитете по радиовещанию и телевидению. Был одним из создателей звуковой газеты «Говорит Комсомолия», затем – радиостанции «Юность». В 1963 году начал работать в журнале «Кругозор», каждый номер которого сопровождался гибкой грампластинкой. Умер Юрий Визбор в Москве 17 сентября 1984 года.
Чем знаменит
Один из самых популярных авторов и исполнителей в жанре авторской песни. На гитаре научился играть в 14 лет, первую песню («Мадагаскар») сочинил в институте. С конца 1950-х исполнял свои песни на домашних концертах, став популярным сначала среди московского студенчества, затем и по всей стране. Для аудиоприложения к журналу «Кругозор» создал жанр песни-репортажа (первый опыт – в первом же выпуске журнала, песня «На плато Расвумчорр»).
О чем надо знать
Помимо песен Юрий Визбор известен благодаря работе в кино. Впервые он снялся в 1966 году в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Также в качестве актера участвовал в фильмах «Красная палатка», «Начало», «Дневник директора школы», «Ты и я», «Белорусский вокзал». Особенно запомнился зрителем Юрий Визбор в телесериале «Семнадцать мгновений весны», где он исполнил роль Мартина Бормана.
По сценариям Юрия Визбора поставлено свыше сорока документальных фильмов («Тува - перекресток времен», «Спуститься с Чегета», «Улыбнитесь, пожалуйста», «У подножья великана», «Столица», «Сокровище Самотлора», «Причалы КамАЗа»), а также художественный фильм «Год дракона» и телефильм «Капитан Фракасс».
Прямая речь:
«Это было так давно, что время было голодное не только на крупу и на сахар, но и на песни. Замечательные песни военных лет уходили в прошлое, а равноценной замены им не было. Нет, песни-то были, даже много, только писались они для исполнения мощными оркестрами и не менее мощными хорами. Еще были Вертинский, Лещенко "и другие" певцы. Но и они не могли нас устроить. Нам, подросткам, хотелось петь чего-нибудь попроще — как сами живем, что чувствуем», - из интервью Юрия Визбора.
«Без Визбора я не взялся бы за гитару. Я пришел в институт сложившимся начинающим поэтом. Я меня уже было 20 стишков, один другого хуже, по нынешним меркам. Но, тем не менее, я думал о поприще стихотворном, а не песенном. А глядя на Визбора, нельзя было не взяться за гитару», - Юлий Ким.
7 фактов о Юрии Визборе
Статья о Юрии Визборе в русской Википедии
Сайт, посвященный Юрию Визбору