будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 18, 2025
Человек дня

Дзига Вертов

Дзига Вертов
vetrov4
Дзига Вертов

2 января 1896 (21 декабря 1895) года родился Дзига Вертов (Давид Кауфман), кинорежиссер, один из основателей документального кино. 

Личное дело

Давид Абелевич Кауфман (1895 – 1954) родился в городе Белостоке Гродненской губернии, ныне находящемся в Польше. Рано начал сочинять стихи. Использовал псевдоним Дзига Вертов (от слова «дзига», означающего на украинском и польском языках волчок). Учился в Петроградском психоневрологическом институте. После Февральской революции переехал в Москву и начал учиться на юридическом факультете Московского университета, посещая также лекции по математике, но вскоре решил, что призвание его в другом, и покинул университет. Начал работать в отделе кинохроники Московского кинокомитета, затем был составителем-монтажером журнала «Кинонеделя». Снимая документальные материалы, побывал на многих фронтах Гражданской войны. С 1920 года стал режиссером документальных фильмов. В 1922 году опубликовал манифест «Мы», в котором объявил о создании группы «Киноков» (от слов «кино» и «око»). Объявил игровое кино «проказой и заразой», и потребовал «его разоружения»: «Мы утверждаем будущее киноискусства отрицанием его настоящего. Смерть «кинематографии» необходима для жизни киноискусства. Мы призываем ускорить смерть ее». Статьи по теории киноискусства публиковал в журнале Маяковского «ЛЕФ». В течение четырех лет в начале 1920-х выпускал киножурнал «Кино-Правда», также снял документальные фильмы «Процесс эсеров», «Советские игрушки», «Кино-глаз», «Шестая часть мира», «Шагай, Совет!», «Человек с киноаппаратом», «Энтузиазм: Симфония Донбасса», «Три песни о Ленине» и другие. Работал на студиях «Культкино», 3-й Госкинофабрике, Киевской кинофабрике ВУФКУ, «Межрабпомфильм», ЦСДФ. Во время Второй мировой войны снимал документальные фильмы в Алма-Ате: киножурналы, оборонные очерки, фильм «Тебе, фронт!». В 1944 вернулся из эвакуации и снял последний фильм Клятва молодых. После выхода на экраны этого фильма прекратил снимать фильмы и руководил работой фронтовых кинооператоров. В последнее десятилетие жизни работал в киножурнале «Новости дня». Умер Дзига Вертов в Москве 12 февраля 1954 года.

Чем знаменит

 
Дзига Вертов

Новатор киноискусства, оказавший огромное влияние на развитие документального кино. Создал множество новых приемов съемки и монтажа документального фильма. «До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идеи», – говорил директор Французской синематеки Фредерик Россиф. Многие идеи Дзиги Вертова нашли признание уже после его смерти в европейском и американском киноискусстве. Его продолжателями стали представители школы французской кинодокументалистики «Синема верите» (название представляет собой перевод «Киноправды»), а также представители «прямого кино» (Direct Cinema) в Великобритании и США. Влияние Дзиги Вертова испытал Крис Маркер – реформатор документального кино и создатель жанра фильма-эссе.

О чем надо знать

Выдающимися деятелями кино стали также оба младших брата Дзиги Вертова. Михаил Кауфман до 1924 года работал вместе с Дзигой Вертовым. Затем стал самостоятельно снимать документальные ленты на киностудиях Украины. В 1941 – 1977 годах работал режиссером студии Мостехфильм-Центрнаучфильм. Самый младший из трех братьев – Борис Кауфман в 1917 году с родителями эмигрировал из России. Закончил Сорбонну, работал оператором в документальном и игровом кино. Снимал все фильмы Жана Виго, работал и с другими режиссерами. Воевал во Второй мировой войне. После поражения Франции отправился в Канаду, затем в США, где также работал кинооператором. Получил премии «Оскар» и «Золотой глобус» за операторскую работу в фильме «В порту» и был номинирован на «Оскар» за фильм «Куколка». Всего снял более 70 документальных и художественных фильмов.

Прямая речь

Пришел юношей среднего роста

в Малый Гнездниковский, 7.

Предложил киноправду.

Казалось бы, просто.

Нет. Не совсем.

Здесь начинается длинная история.

В этой истории разберется История.

Дзига Вертов. Из стихов о себе

 

Здесь ни зги

верите —

веки ига и

гробов вериги.

Просто ветров

гибель

века на вертел.

Но — дзинь! — вертеть

диски.

Гонг в дверь аорт.

И-о-го-го! — автовизги,

вертеп ртов —

Дзига Вертов.

Дзига Вертов. Стихотворение «Дзига Вертов» (1920)

 

Мы называем себя к и н о к а м и в отличие от «кинематографистов» - стада старьевщиков, недурно торгующих своим тряпьем.

Мы не видим связи между лукавством и расчетом торгашей и подлинным к и н о ч е с т в о м.

Психологическую русско-германскую кинодраму, отяжелевшую видениями и воспоминаниями детства, мы считаем нелепостью.

Американской фильме авантюры, фильме с показным динамизмом, инсценировкам американской пинкертоновщины - спасибо кинока за быстроту смен изображений и крупные планы. Хорошо, но беспорядочно, не основано на точном изучении движения. Ступенью выше психологической драмы, но все же бесфундаментно. Шаблон. Копия с копии.

МЫ объявляем старые кинокартины, романсистские, театрализованные и пр.— прокаженными.

Из манифеста «Мы» (1922)

 

7 фактов о Дзиге Вертове

  • Самое раннее использование псевдонима Дзига Вертов – подпись к рисунку «Весенний сатана», 1915 года.
  • Фильм «Три песни о Ленине» вошел в советскую кинопрограмму, удостоенную Гран-при на Венецианской выставке 1934 года (предшественнице Венецианского кинофестиваля).
  • В первоначальной редакции романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» был персонаж «Крайних Взглядов», «великий борец за идею кино факта» и автор кинокартины «Беспристрастный объектив». Описывалось, как он снимает окурок в урне крупным планом, так, что он «приобретает вид жерла сорокадвухсантиметрового орудия».
  • Критики конца 1920-х годов, обвинявшие Дзигу Вертова и его последователей в излишнем увлечении футуризмом, называли группу киноков «кинококками», сравнивая их с болезнетворными бактериями.
  • В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времен. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времен.
  • Для немого фильма «Человек и киноаппаратом» было написано более десяти саундтреков, многие спустя десятилетия после выхода фильма. Последний по времени написан известным английским композитором-минималистом Майклом Найманом в 2002 году.
  • «Энтузиазм: Симфония Донбасса» стал первым советским звуковым документальным кинофильмом. Чарли Чаплин назвал фильм одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний.

Материалы о Дзиге Вертове

Статья о Дзиге Вертове в русской Википедии

Дзига Вертов в Internet Movie Database

Фильм «Человек с киноаппаратом»

Фрагменты фильмов «Кино-глаз» и «Кино-правда»

Биография и материалы на портале российского документального кино Вертов.ру

Л. М. Рошаль «Дзига Вертов»

В. Рогова «Странная судьба Дзиги Вертова»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).