будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 24, 2025
Человек дня

Глеб Котельников

Глеб Котельников
kotelnikov
Глеб Евгеньевич Котельников с женой Юлией Волковой

30 (18) января 1872 года родился Глеб Котельников, изобретатель ранцевого парашюта.

Личное дело

Глеб Евгеньевич Котельников (1872–1944) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, Евгений Григорьевич Котельников, был профессором высшей математики и механики в Земледельческом институте (ныне Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет). Мальчик с детства увлекался как искусством, так и техникой. В доме устраивались спектакли домашнего театра, как обычного, так и кукольного. Глеб играл на скрипке, а также проявлял большое мастерство в слесарном и столярном деле. Он планировал поступать в консерваторию или Технологический институт. Но после смерти в 1889 году отца, средств в семье стало недостаточно, поэтому Глеб Котельников избрал военное образование. Он поступил в Киевское военное училище, закончив его в 1894, прошел три года обязательной службы и уволился в запас в чине поручика артиллерии. Во время воинской службы Глеб Котельников познакомился с устройством наблюдательных аэростатов, на которых поднимались в воздух корректировщики артиллерийского огня. После увольнения из армии, работал акцизным чиновником, участвовал в постановках любительских театральных трупп.

В феврале 1899 года Глеб Котельников женился на Юлии Волковой, дочери художника Василия Волкова. В 1910 году Котельников с женой и тремя детьми переезжает в Санкт-Петербург и становится актером труппы Народного дома на Петербургской стороне. Выступает на сцене под псевдонимом Глебов-Котельников. Осенью 1910 года начал работу над созданием парашюта новой конструкции. В получении патента в России ему было отказано, и парашют был запатентован во Франции. Однако даже когда парашют Котельникова получил признание и доказал свою эффективность, российское военное ведомство отказалось снабжать им пилотов. Лишь в годы Первой мировой войны экипажи бомбардировщика «Илья Муромец» получили ранцевые парашюты. С началом войны Глеб Котельников был призван на действительную службу и отправлен в автомобильные войска, но вскоре был вызван в Главное военно-инженерное управление для работы над парашютами. После революции изобретатель продолжил работу над новыми, более совершенными конструкциями парашютов. Жил Котельников в Ленинграде, во время блокады был эвакуирован. Умер Глеб Котельников в Москве 22 ноября 1944 года.

Чем знаменит

К работе над парашютом Котельников приступил после того, как стал свидетелем первой авиационной катастрофы в российской истории – гибели авиатора Льва Мациевича во время Всероссийского праздника воздухоплавания 24 сентября (7 октября) 1910 года. Парашюты существовали и до работы Котельникова, но они не укладывались в ранец, а привешивались к самолету или аэростату снаружи. Первые испытания своей модели Котельников провел на даче в Стрельне, затем испытывал ее в Новгороде, где жил помогавший ему брат Борис. Братья закрепляли манекен с парашютом на воздушном змее и запускали его в воздух. Зажженный трут пережигал веревку, закреплявшую манекен, и тот спускался на землю на парашюте. В августе 1911 года Котельников подал заявку в Главное инженерное управление, однако не нашел там поддержки. Заведующий электротехнической частью генерал-лейтенант А. П. Павлов написал изобретателю: «Возвращая при сем согласно письма Вашего от 11 сего сентября чертеж и описание автоматически действующего парашюта вашего изобретения, ГИУ уведомляет, что изобретенный Вами «ранец-выбрасыватель» ничем не обеспечивает надежность открывания парашюта после выбрасывания его из ранца, а потому не может быть принят в качестве спасательного прибора... Произведенные Вами опыты с моделью не могут считаться убедительными... Ввиду вышеизложенного ГИУ предложение Ваше отклоняет». Тогда Котельников подал заявку на патент во Франции и получил его 20 марта 1912 года.

О чем надо знать

 
Глеб Котельников

Летом 1912 года модель парашюта, получившая название РК-1 успешно испытывалась в Воздухоплавательной школе у деревни Сализи (ныне Котельниково) под Гатчиной. Но и тогда военное ведомство отказалось разрешить массовое применение парашютов в авиации, так как руководство считало, что, имея возможность спастись, летчики будут слишком часто покидать самолет. Производство парашютов начала частная фирма «Ломач и К°». Зимой 1912 – 1913 годов фирма представила парашют модели Котельникова на конкурс в Париже и Руане. Первое испытание парашюта не с манекеном, а с живым человеком прошло 5 января 1913 года в Руане. Студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с парашютом РК-1 с моста через Сену. Высота прыжка составляла 60 метров.

Прямая речь

Гибель молодого летчика в тот памятный день настолько меня потрясла, что я решил, во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности. Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением нового парашюта.

Из воспоминаний Г. Е. Котельникова

Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!

Великий князь Александр Михайлович, шеф Императорского военно-воздушного флота

Еще в августе прошлого года я представил в Воздухоплавательный отдел инженерного ведомства чертежи изобретенного мной спасательного «ранца-парашюта» для летчиков. Отношением от 13 сентября 1911 г. за № 715 Воздухоплавательный отдел уведомил меня, что прибор мой принят быть не может... что произведенные мною опыты с моделью не могут считаться убедительными... Тем временем в Севастополе... Ефимов сделал опыт сбрасывания манекена с прибором на высоте 100 м с биплана Фарман, причем результат получил блестящий. Наконец, 26 сентября с. г. штабс-капитан Горшков сделал опыт бросания с моноплана Блерио на высоте 80 м и результат получил такой же... несмотря на очевидный успех моего прибора при разнородных испытаниях его, в настоящее время г. начальник Воздухоплавательной школы в донесении своем на имя Воздухоплавательного отдела Генерального штаба дает о моем приборе отзыв, из которого видно, что: 1) вообще спуск на парашюте надо считать опасным, так как при ветре, имея достаточную поступательную скорость, спускающийся может разбиться о встречное дерево или забор... 3) что парашют применим исключительно на войне... подобные заключения г. начальника Воздухоплавательной школы представляются по меньшей мере... странными и наивными. Считаю долгом доложить вашему высокопревосходительству, что такое странное отношение к столь важному и полезному делу, как спасение нужных людей и аппаратов для меня, русского офицера, и непонятно и обидно.

Из докладной записки Г. Е. Котельникова военному министру 6 октября 1912 года

8 фактов о Глебе Котельникове

  • Отец Глеба Котельникова увлекался фотографией. Тринадцатилетний Глеб тоже решил попробовать делать снимки, но отец не доверил ему дорогой фотоаппарат. Тогда Глеб, купив у старьевщика объектив, сделал камеру своими руками. Увидев готовые негативы, пораженный отец купил сыну фотоаппарат.
  • Впервые прыжок с парашютом Глеб Котельников увидел летом 1899 года, когда в саду «Аркадия» воздухоплаватель Шарль Леру демонстрировал полет на воздушном шаре и прыжок с парашютом. Тот парашют был еще не ранцевой, а подвесной конструкции.
  • Во время работы акцизным чиновником Котельников усовершенствовал конструкцию разливочной машины на винокуренном заводе.
  • Среди изобретений Котельникова есть и велосипед с парусом.
  • На идею упаковки парашюта в ранец Котельникова натолкнул случай. Он увидел, как дама достает из сумочки маленький комочек шелковой ткани, который в развернутом виде оказался большой косынкой.
  • Первоначально парашют Котельникова был упакован в жесткий металлический ранец, в более поздних моделях изобретатель перешел к мягкому ранцу.
  • Сын Глеба Котельникова Анатолий Глебов стал известным советским писателем и драматургом.
  • Могилу Глеба Котельникова на Новодевичьем кладбище в Москве и сейчас посещают парашютисты, оставляя на ней ленточки для затяжки парашютов.

Материалы о Глебе Котельникове

Статья о Глебе Котельникове в русской Википедии

Биографический очерк

Глава об изобретении парашюта в книге В. Захарова «Первый военный аэродром»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).