будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 2, 2025
Человек дня

Иосиф Хейфиц

Иосиф Хейфиц
KHEIFITS_Iosif_Efimovich5
Кадр из фильма "Иосиф Хейфиц рассказывает" (1991)

17 декабря 1905 года родился Иосиф Хейфиц, выдающийся советский режиссер.

 

Личное дело

Иосиф Ефимович Хейфиц (1905—1995) родился в Минске. В 1927 году окончил Ленинградский техникум экранного искусства, годом позже — кинематографический факультет Института истории искусства.

С 1928 года работал на кинофабрике «Совкино», позднее ставшей «Ленфильмом». Совместно с Александром Зархи организовал там молодежное объединение — Первую комсомольскую постановочную бригаду.

В своей совместной книге «Как мы стали режиссерами» Хейфиц и Зархи писали: «Мы впервые вошли в киноателье как мальчишки на побегушках и на самих себе изведали все радости и горести служения сложному и многообразному кино. Кинематографическая теория в 1927 году начинала только слагаться; нигде не учили кинематографу, и никто еще не знал, чему нужно учить. Поэтому, пожалуй, наиболее интересным и правильным путем был наш путь — путь ученичества. …В 1929 году, после двухлетнего ученичества, мы наконец получили право на собственную постановку… Мы совершили невиданный в то время скачок из практикантов в постановщики, минуя промежуточные стадии: помощника режиссера, младшего ассистента, старшего ассистента и т. д.».

Вместе они сняли драму «Ветер в лицо» (1930), комедию «Горячие денечки» (1935), фильмы «Депутат Балтики» (1937), «Член правительства» (1939), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942) и другие картины.

В 1950-х пути режиссеров разошлись. В 1954 году Хейфиц выпустил свою первую самостоятельную картину «Большая семья». В этой и нескольких последующих работах он снял артиста Алексея Баталова. Народная артистка РСФСР Тамара Семина рассказывала, что «его как актера сделал Хейфиц — "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой". От фильма к фильму Баталов становился мастером. Из работы с Хейфицем каждый актер выходил обогащенным, многое о профессии и жизни понявшим».

«Дама с собачкой» была первым и очень удачным обращением режиссера к творчеству Антона Чехова. Картина снималась к столетию писателя, актеры и съемочная группа были отмечены несколькими зарубежными наградами. На смотре фестивальных фильмов в Лондоне в 1960 году Хейфиц получил почетный диплом за режиссуру этой картины.

Хейфиц отмечал, что Чехов близок ему, потому что «видел в обычном необычное»: «В этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно».

В 1966 году снял фильм «В городе С.» по рассказу Чехова «Ионыч». В 1973 году — картину «Плохой хороший человек» по повести писателя «Дуэль».

Экранизировал Хейфиц и других российских классиков — Тургенева и Куприна: в 1977 году снял фильм «Ася», а в 1982 году — «Шурочку» по повести Куприна «Поединок».

Из современников режиссер дважды обращался к романам Павла Нилина: снял по ним картины «Единственная» и «Впервые замужем».

Хейфиц преподавал в актерской школе при «Ленфильме» и на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

В 1971—1986 годах возглавлял ленинградское отделение Союза кинематографистов СССР.

Иосиф Хейфиц скончался в Петербурге 24 апреля 1995 года. Похоронен на кладбище петербургского поселка Комарово.

 

Чем знаменит

 
Иосиф Хейфиц
Из колекции Владимира Молчанова

Один из пионеров советского художественного кино. Совместно с режиссером Александром Зархи снял целый ряд кинокартин: лирическую комедию 1935 года «Горячие денечки», «Депутата Балтики» (1936) о русском профессоре, принявшем революцию, «Члена правительства» (1939), «Малахов курган» (снимался летом 1944 года в освобожденном Севастополе), «Драгоценные зерна» (1948), «Во имя жизни» (о молодых советских хирургах, 1947), «Огни Баку» (О нефтяной промышленности Азербайджана. Фильм был показан только в 1958 году с вырезанной ролью Берии; спустя десять лет из картины также исчез Сталин).

Среди самостоятельных работ Хейфица большинство — мелодрамы на социальные темы: «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «Салют, Мария!», «Плохой хороший человек», «Ася», «Впервые замужем», «Шурочка».

С началом перестройки режиссер обратился к острой социальной проблематике. Это и тема дикой, плюющей на прошлое молодежи в «Подсудимом» (1986), и циничное отношение к старшему поколению в «Вы чье, старичье?» (1988), и пьянство, соединенное с равнодушием окружающих в картине «Рядовой случай» (1993).

Одной из последних работ Хейфица стала мелодрама о театре, гастролирующем по деревням, «Бродячий автобус», вышедшая в 1990 году.

«Я подумал, — рассказывал Хейфиц, — что если этой картине вдруг будет суждено стать последней, то я расскажу о тех, кого я любил и продолжаю любить больше всего, — актерах!».

 

О чем надо знать

Режиссер был дважды женат. Его первой супругой была актриса Янина Жеймо, известная по фильму «Золушка» 1947 года. В браке с ней в 1940 году родился сын Юлий Жеймо, польский кинооператор.

В браке с московской красавицей Ириной Светозаровой родились кинорежиссер Дмитрий Светозаров и художник-постановщик Владимир Светозаров.

Отношения Хейфица с Жеймо распались из-за неразберихи войны. В начале блокады Ленинграда режиссер эвакуировался с детьми (дочь Жеймо Янина Костричкина и их общий сын) в Ташкент. Янина Болеславовна осталась с сестрой в Ленинграде, ездила с концертными бригадами поддерживать защитников города.

В 1942 году Жеймо с группой актеров и родственниками смогла на самолете покинуть блокадный город. Эшелон, в который сели актеры, разбомбили. Увидеться с мужем Жеймо смогла только спустя год. Все это время Хейфиц и ее дочь от первого брака думали, что она мертва.

«Прошло больше года, и Иосиф Ефимович начал ухаживать за другой дамой, — рассказывала Янина Костричкина. — Однажды, этот момент я помню, как если бы все произошло вчера, я стояла у окна в гостинице, где мы жили. Вдруг вижу — ко входу подъезжает автобус, из него выходят люди, и среди них мама — живая и невредимая. Я остолбенела — не могла ни пошевелиться, ни что-то сказать».

Супруги расстались. Жеймо впоследствии вышла замуж за польского режиссера Леона Жанно. В кадре после «Золушки» она появилась лишь однажды, в небольшой роли.

 

Прямая речь

Об актерах («Российская газета», вероятно, 1990 год): «Всеволод Пудовкин как-то сказал: "Если у тебя нет хорошего оператора, то ты снимешь средний фильм, если у тебя нет хорошего второго режиссера, то фильм будет еще хуже, чем средний, если у тебя не будет великого художника, то ты снимешь плохой фильм, но если у тебя не будет великого актера-героя, то можешь менять профессию". Поэтому я считал за счастье пригласить на съемочную площадку таких артистов как Алексей Баталов или Борис Андреев, Олег Даль или его антипод Владимир Высоцкий.

…Баталов — артист на все времена и для любого сюжета. Он глыба по определению, поэтому не увидеть его невозможно. Важно, что совпали векторы мои и его. Олег Даль… Пьянствующий гений — типичный русский вариант актера. Высоцкий очень хотел выскочить из этого типичного русского круга. Даль даже и не хотел, а наоборот, как-то с ожесточением проходил круги ада».

О национальной идее (там же): «Если все будет идти естественным путем, без социальных катаклизмов и армагеддонов, то будущая формация людей должна прежде всего понять, что такое Россия. Что значит эта держава в масштабах истории человечества. Что значит ее духовная энергетика, рождающая Пушкиных и Достоевских, Чеховых и Плисецких, Гаврилиных и Свиридовых. Что значит мощь народа, не побежденного никакими Гитлерами и Наполеонами. Понять, в чем суть народа, — это и есть национальная идея. Если будущие правители — на нынешних я не надеюсь — смогут для себя понять, что такое эта страна и что такое ее народ, то надежда есть».

Тамара Семина о режиссере (там же): «Перед каждой сценой Хейфиц говорил: "Ребятки, сейчас порепетируем". Мы шли к нему в кабинет, и он рассказывал всякие истории. О предстоящей сцене — ни слова. Я думала: "И это великий режиссер? Да он вообще не режиссер!" А Хейфиц, побеседовав вот так "за жизнь", заключал: "Теперь вы готовы, снимаем". Дело в том, что он видел актера насквозь. Взгляд у него был с лукавым прищуром, и ничего от этого взгляда скрыть было нельзя. Он был волшебник и мудрец. У него было великолепное чувство юмора, но при этом он оставался необычайно наивным и доверчивым. Его разыграть ничего не стоило, и делали это непрерывно все кому не лень. Однажды операторы купили какую-то жидкость для бритья, собрались в кучку и разговаривают серьезно, чтобы привлечь внимание Хейфица.

Он подошел: "Что это?" — "Да вот новинка для бритья: выпиваешь 50 граммов, потом бреешься". Утром, вообразите, дома сын застает Хейфица перед зеркалом: он приготовился бриться и перед этим, как велели, выпивает».

Хейфиц рассказывает начинающим режиссерам о постановке на примере «Чайки» (мастер-класс режиссера, «Киноведческие записки»): «Теперь Заречная. Этот мотив вечен. Современная актриса несет тот же крест, также ездит в пропахших махоркой вагонах, также терпит грубые приставания, мотается ради заработка по провинциальным сценам. Этот кусок у актрисы совсем не вышел. Неэмоционально и никаких современных аллюзий. Ничего я здесь не почувствовал, а увидел только театральную традицию, совершенно непригодную для кино "распауженную речь".

Я бы совершенно все снизил, осовременил полностью. И в Нине, и в Треплеве. Только через современное мы можем прийти к Чехову, иначе это будет просто костюмная пьеса. Давайте-ка попробуем проговорить чеховский текст без мизансцены, в тональности обычного разговора».

 

6 фактов об Иосифе Хейфице

  • В 1933 году совместно с Александром Зархи снял один из первых звуковых советских фильмов «Моя Родина» о вооруженном конфликте между СССР и Китаем в 1929 году. Фильм сняли с показа по приказу Ворошилова — военным не нравилось изображение в ней Красной армии.
  • Хейфиц — лауреат двух Государственных (Сталинских) премий (1941, 1946). Народный артист СССР (1964) и Герой соцтруда (1975).
  • Его фильм «Дело Румянцева» (1956) был одним из первых советских детективов.
  • За более чем 60 лет в кино режиссер поставил 29 полнометражных лент, во многих он выступал автором или соавтором сценария.
  • Летом Хейфиц жил в петербургском поселке Комарово, на даче, построенной по стандартному финскому проекту. У него часто гостили актер Алексей Баталов, писатели Юрий Герман и Павел Нилин, кинорежиссеры Алексей Герман и Илья Авербах.
  • Хейфиц любил повторять: «Самое трудное — просто и честно снять один кадр о человеке. Не льстить ему и не заискивать перед ним. Быть с ним на "ты", но не фамильярничать. Ненавидеть в нем раба и мещанина, но всегда ощущать глубоко упрятанный резерв добра».

 

Материалы об Иосифе Хейфице:

Биография в Википедии

Статья на сайте Culture.ru

Справка РИА Новости

Статья на портале Snob.ru

Ольга Филатова «Жеймовочка», журнал Story, 2013

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).