будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 23, 2025
Человек дня

Мемория. Александр Кайдановский

Мемория. Александр Кайдановский
kaydan1
Александр Леонидович Кайдановский

23 июля 1946 года родился Александр Кайдановский, актер и режиссер

 

Личное дело

Александр Леонидович Кайдановский (1946–1995) родился в Ростове-на-Дону в семье инженера. Окончив 8 классов средней школы, Александр Кайдановский поступил в  Днепропетровский сварочный техникум, в котором, однако, отучился всего лишь год – настоящим первым «его университетом» стало Ростовское училище искусств, которое он окончил в 1965 году.

В этом же году Кайдановский уехал в Москву, где сначала поступил во МХАТ, но потом перешел в училище им. Щукина. Уже на втором курсе он дебютировал в картине Ирины Поволоцкой «Таинственная стена», и в том же 1967 году получил эпизодическую роль в драме Александра Зархи «Анна Каренина». В 1968 году Кайдановский снялся в мелодраме «Первая любовь».

По окончании училища молодой актер был принят в труппу Театра имени Вахтангова, но отношения с театром у Кайдановского не сложились. Из-за этого в 1973 году он отправился служить в армию – и тогда-то его судьба резко изменилась: в 1974 году страна увидела отчаявшегося ротмистра Лемке в истерне «Свой среди чужих, чужой среди своих». Кинокарьера Кайдановского стремительно пошла в гору: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976) – всего более 50 картин за 28 лет.

В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Поступал Кайдановский к Андрею Тарковскому, но после отъезда того в Италию продолжил обучение у Сергея Соловьева. В 1990 году Кайдановский возглавил свою режиссерскую мастерскую, которую вел до 1992 года. В этом же году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ». В 1994 году Кайдановский был приглашен в жюри МКФ в Каннах.

Александр Кайдановский скончался утром 3 декабря 1995 года от обширного инфаркта, ставшего третьим за год. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

 

Чем знаменит

Александр Кайдановский - выдающийся советский и россйский актер, снявшийся более чем в 50 картинах, среди которых: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка»,  «Кто поедет в Трускавец» и «Десять негритят» – всего более 50 картин. При этом в памяти зрителей он остался, в первую очередь, Сталкером из знаменитого одноименного фильма Андрея Тарковского 1979 года.

Невозможно сказать, какой ценой эта роль далась актеру: принципиальный, жесткий и цельный в жизни Кайдановский сыграл рефлексирующего, сомневающегося и в итоге разуверившегося человека, вынужденного еще и объяснять другим, что «прямой путь не самый короткий». Многие считают, что роль наложила отпечаток и на дальнейшее творчество, и на жизнь артиста.

 

О чем надо знать

 
Александр Кайдановский

В начале творческого пути Кайдановскому покровительствовал Михаил Ульянов. В частности, он выступил на суде, когда против актера было выдвинуто обвинение в хулиганстве (в нетрезвом состоянии он ударил человека, оказавшегося ветераном войны) – в результате Кайдановский отделался условным сроком. Ульянов же советовал Кайдановскому после театральных неудач вернуться в Ростов, но актер поступил по-своему.

Кайдановский снял пять фильмов в качестве режиссера. Два из них – «Сад» и «Гость» – сняты по мотивам рассказов Хорхе Луиса Борхеса, курсовая работа «Иона, или Художник за работой» – по одноименному рассказу Альбера Камю. Дипломная работа «Простая смерть» была экранизацией рассказа «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого и, по словам самого режиссера, избавила его от страха смерти. Последней работой стала сюрреалистическая драма «Жена керосинщика» по собственному сценарию.

 

Прямая речь

О расставании с театром: «Вахтанговская "корпорация" отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».

О «Сталкере»: «Я никем не могу быть после "Сталкера". Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера».

Преподаватель Михаил Бушнов о Кайдановском: «Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить».

Первая супруга Ирина Бычкова о Кайдановском: «Саша был очень общительным и в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла. Он не мог снимать фильм по чужому сценарию, потому что прежде чем приступить к работе, он должен был прожить эту историю, и он проживал ее от начала до конца».

Из воспоминаний Леонида Филатова: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы впятером – он, Галкин, Качан, Матвеев и я – возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей – не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали».

 

6 фактов об Александре Кайдановском

  • Александр Кайдановский был четырежды женат официально, кроме того, состоял в ряде гражданских браков.
  • Самая известная супруга актера – актриса Евгения Симонова, с которой он познакомился на съемках фильма «Пропавшая экспедиция».
  • В Театре имени Вахтангова Кайдановскому сразу хотели предложить роль князя Мышкина, но в нее «вцепился» второй кандидат – Николай Гриценко.
  • Службу в армии Кайдановский проходил в кавалерийском полку при «Мосфильме», что и позволило ему сняться в «Своем среди чужих» (Михалкову из-за службы съемки пришлось отложить).
  • Однажды Кайдановский на несколько часов опоздал на экзамен, который должен был принимать, поскольку не мог пропустить роды у любимой собаки Зины.
  • В первой версии «Сталкера» Кайдановский, по отзывам братьев Стругацких, играл крутого парня и афериста Аллана. Пленка погибла при проявке, а всего фильм переснимался целых три раза.

 

Материалы об Александре Кайдановском

Биография Александра Кайдановского на сайте Vokrug.tv

Чтобы помнили. Александр Кайдановский

Александр Кайдановский. Трагедия сталкера

 Статья об Александре Кайдановском в Википедии

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).