7 сентября 1870 года родился Александр Куприн — известный русский писатель.
Личное дело
Александр Куприн (1870-1938) родился в уездном городе Наровчате (нынешняя Пензенская область) в семье чиновника и потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна и дворянки Любови Алексеевной, которая принадлежала к роду татарских князей Кулунчаковых, но сама княжеского титула не имела.
«Наровчат — одни колышки торчат, потому что он аккуратно выгорает через каждые два года в третий дотла», — объяснит Куприн 20 февраля 1913 года в кратком автобиографическом письме собирателю автографов Юргенсону.
Через год после рождения сына Иван Куприн умер от холеры в возрасте 37 лет, а его вдова с двумя дочерьми и единственным сыном переехала в Москву, где и прошло раннее детство и отрочество будущего писателя.
С шести лет Куприн, поскольку семья испытывала материальные затруднения, ходил в московскую Разумовскую школу-пансион, которую окончил в 1880 году. Хотя он провел там не более трех лет, атмосфера «Разумовки» оставила в его душе тягостный след и заставила искренне ненавидеть и презирать систему образования в закрытых учебных заведениях.
«Все они были подготовлены плохо... Проведши лучшие годы под влиянием истеричных старых дев, они были с самого первоначала исковерканы», — писал Куприн о разумовских пансионерах в рассказе «Беглецы», характеризуя преподавательниц как «чудовищ в юбках, старых, тощих желтых дев с повязанными ушами, горлами и щеками, злых, крикливых, нервных».
Выйдя из пансиона, он — несмотря на неважную подготовку — выдержал экзамен и поступил во Вторую московскую военную гимназию, которая за время его обучения там превратится во Второй московский кадетский корпус.
Пребывание там превратило «нежного и впечатлительного» Куприна, «на других мальчиков не похожего», в полноправного жителя «бесшабашной мальчишеской республики», которая «закаляла в физическом отношении и калечила в нравственном». Эту «военную бурсу» он впоследствии опишет в повести «На переломе (Кадеты)».
Однако один из преподавателей, которого Куприн выведет в образе Михаила Ивановича Труханова, так «замечательно художественно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина», что даже «самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово». Именно этот педагог, настоящая фамилия которого была Цуханов, привил Куприну настоящую осознанную любовь к литературе.
Семь лет спустя будущего писателя зачислили в Александровское военное училище, где он отметился «горячим» характером, часто и резко протестовал против непорядков и правил, нередко подвергался взысканиям и наказаниям. «Бунтарство стало характерной его чертой», — писал об этом периоде жизни писателя один из его биографов.
Именно на эти годы пришлись первые литературные опыты Куприна — сатирические и политические стихи, весьма посредственные и оставшиеся неопубликованными, а первым напечатанным произведением стал рассказ «Последний дебют» (1889). Он был подписан сокращенно «А. К-рин» и опубликован в журнале «Русский сатирический листок», издававшемся в Москве Н. Н. Соедовым. Рассказ был откровенно слабым и повествовал о трагической актрисе, соблазненной режиссером и на фоне несчастной любви принявшей яд прямо на сцене. Когда о литературном дебюте Куприна узнало руководство академии, на него наложили дисциплинарное взыскание — посадили в карцер.
Закончив обучение в 1890 году, в чине подпоручика Куприн попал в 46-й Днепровский пехотный полк в Проскурове Подольской губернии, где прослужил четыре года и стал свидетелем повседневной офицерской жизни, которая затем составила канву его ранних произведений. Никаких сведений об этом периоде его жизни, кроме официального послужного списка, не сохранилось.
Однако потом в рассказах «Дознание», «Ночлег», «Свадьба», «Ночная смена», «Поход» и других Куприн рисовал отдельные эпизоды из хорошо изученной им полковой жизни. Весь этот цикл произведений вкупе с повестью «Поединок» займет в русской литературе конца XIX и начала XX веков заметное место, по праву принеся их автору славу крупнейшего бытописателя русской армии.
В 1893 году Куприн решил сдать экзамен в Академию Генерального штаба, чтобы выбраться из рутины провинциальной полковой жизни. По пути в Петербург, где проводились испытания, он переправлялся на пароме через реку и стал свидетелем домогательств полицейского пристава к юной девушке. Он решил вмешаться и, как гласят невнятные свидетельства его знакомых (сам писатель не любил вспоминать этот эпизод), то ли избил стража порядка, то ли сбросил в воду, то ли сделал все перечисленное сразу. После этого его по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова прямо с экзаменов отозвали назад в полк и запретили претендовать на пост в Академии Генштаба как «политически неблагонадежному» лицу.
Полковое начальство, и без того предубежденное против Куприна, стало постоянно к нему придираться, и он вынужден был подать в отставку. На этом — в 1984 году — военный период его жизни завершился.
Молодой поручик переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии — «без денег, без родных, без, знакомств, словом, в положении институтки-смолянки, которую ни с того ни с сего завели бы ночью в дебри Олонецких лесов и оставили без одежды, пищи и компаса», писал он сам в автобиографии. Больше всего Куприн сокрушался из-за отсутствия знаний «научных и житейских», поэтому набросился на книги, однако с огорчением понял, что «для усвоения знаний существуют пределы возраста и что никакой талант ничего не стоит без систематического образования».
Единственное, что пришло ему на ум — это вернуться к своим литературным экзерсисам и попытаться выжать из них хоть копейку. Куприн начинает работать репортером в газетах «Киевское слово» и «Киевлянин», получая по полторы-две копейки за строчку, пробует себя в разных жанрах — передовицах и «письмах из Парижа от собственных корреспондентов», театральной и судебной хронике, полицейских отчетах, фельетонах в стихах и прозе, обзорах провинциальной печати и так далее.
Платили репортерам зачастую натурой, и Куприн потом вспоминал об этом с печальным смехом. «Когда у издателя были объявления из башмачного магазина, вся редакция щеголяла в новой обуви и во всех комнатах пахло новой кожей. Потом объявления были шапочные. И в редакцию сотрудники приходили все в цилиндрах. Это еще ничего. Но раз открыли кредит в кондитерском магазине, и это был мат. Голодные сотрудники стали обладателями пятирублевых тортов», — рассказывал он.
Тем не менее к журналистскому труду Куприн относился с уважением, считая его полноценной литературной деятельностью. «Один ограничивается своей деревушкой — своим уголком в газете, а другой хочет объять весь мир. Разница в слоге, в богатстве языка, в манере писать, разница в любовном отношении к объекту своего писания», — объяснит он в 1918 году на лекции «О репортерах и газете», которую будет читать в Петроградской школе журнализма.
В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли повесть Куприна «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание».
В 1895 году писатель отправляется в Москву и работает в конторе предприимчивого инженера Тимоховича, широко рекламировавшего свои изобретения по осушке домов, по устройству вентиляции и клозетов.
В 1896 году Куприн меняет работу на должность заведующего учетом столярной и кузнечной мастерской и разгрузки вагонов на сталелитейном и рельсопрокатном заводе «Русско-бельгийского акционерного общества» в Донецком бассейне, на станции Волынцево. На этом заводе писатель соберет материал для своей первой крупной повести — «Молох», которая увидела свет в конце года.
Куприн же тем временем вновь меняет место работы — возвращается в Киев, организует там атлетическое общество и на его базе открывает цирк. Именно ему принадлежала честь познакомить публику с легендарным российским борцом Иваном Поддубным. «Там человек, каков он есть на самом деле. Сильный, смелый, подымает тяжести, прыгает, скачет на лошади, в каждом движении его — пение и красота жизни», — восторгается писатель цирком.
Однако коммерческого успеха это смелое начинание не принесло, и в 1897 году Куприн устраивается управлять имением в Ровенском уезде Волынской губернии, перед ним стоит задача по разведению махорки-серебрянки. В этот период он публикует рассказ «Ночлег», а также собирает материал для будущей повести «Олеся».
На Волынской земле Куприн переживает внезапное и быстро прошедшее увлечение церковнославянским языком, Библией и псалмами, которое через несколько лет отразится в повести «Суламифь», рассказах «Анафема», «Запечатанные младенцы» и ряде других произведений писателя.
В 1898 году Куприн, вошедший во вкус постоянной смены мест работы и профессий, мимоходом изучает зубоврачебное дело, а в 1899 году вступает в бродячую театральную труппу в городе Сумы, с которой гастролирует на протяжении девяти месяцев. Полученный в это время опыт писатель воплотит в рассказах «Полубог», «Как я был актером» и «На покое». Пока же, разъезжая с театром, он умудряется написать и опубликовать рассказы «Ночная смена» и «Поход», посвященные армейской тематике.
Вскоре Куприн, как у него уже повелось, понял, что и бродячий театр — это не его. Новое столетие он встречает, работая землемером-таксатором лесохранительного комитета в Зарайском уезде Рязанской губернии. Но и на этой работе он долго не задержался, так что в том же 1900 году приехал в Петербург, чтобы, наконец, целиком посвятить себя литературному творчеству.
За эти шесть лет, минувшие с его выхода в отставку из армии, он также успел поработать грузчиком арбузов, певцом, учителем-репетитором (по его словам, это было «одно из самых приятных занятий», потому что с детьми у него никогда не возникало ссор) — и даже подумывал постричься в монахи.
При этом во время своих скитаний Куприн не переставал сотрудничать с провинциальными изданиями. В октябре 1895 года Максим Горький, работавший тогда в «Самарской газете» и внимательно следивший за провинциальной печатью, предложил пригласить Куприна на работу в Самару. Именно в «Самарской газете» был опубликован его рассказ «Конец сказки» — хотя с Горьким они тогда так и не познакомились. Кроме того, Куприн публиковался в газетах Киева, Житомира, Одессы, Новочеркасска, Ростова-на-Дону и других городов.
Вернувшись в Петербург, он знакомится с Горьким, Иваном Буниным, Антоном Чеховым и другими именитыми литераторами. Летом 1901 года Куприн гостит у Чехова в Ялте и встречает там издателя демократического «Журнала для всех» Виктора Миролюбова, который предлагает ему работу секретаря.
Эта работа сделала Куприна по-настоящему популярным в литературных кругах и свела со многими более опытными коллегами. К тому же он пользовался служебным положением и печатал в «Журнале для всех» собственные рассказы — «В походе» и «На реке» (1901), «Трус» (1903) и другие.
В течение 1903-1904 и начала 1905 года он работает над самым крупным своим произведением того времени — над повестью «Поединок» — и тесно общается с Горьким, благодаря которому в 1903 году был издан первый том «Рассказов» Куприна. Критика встретила его сдержанно, но весьма сочувственно. «Поединок», который сам автор часто называл романом, тоже увидел свет благодаря Горькому — он вошел в шестой том сборника «Знание» (1905).
С этого момента, как отмечали впоследствии биографы писателя, Куприн стал признанной величиной в отечественной литературе. В 1906 году он пытался пройти в депутаты Государственной думы первого созыва от Санкт-Петербургской губернии, но потерпел неудачу.
В 1907 году выходят его рассказы «Река жизни» и «Гамбринус», с этого же года начинает издаваться цикл очерков «Листригоны» (1907-1911).
В 1910 году скончалась мать писателя. В письме, отправленном ей незадолго до ее смерти, Куприн писал: «Ты мне теперь очень нужна. Не твой опыт, не твой ум, а твой инстинктивный вкус, которому я верю больше, чем всей теперешней критике». В беседах с репортерами он подчеркивал самостоятельность и незаурядность материнского интеллекта, ее уникальную для почтенного возраста способность «всегда становиться на сторону нового и молодого», умение «высказывать свое мнение в метком, сильном, характерном слове». Писатель признавался, что много раз «обкрадывал ее, вставляя в свои рассказы ее слова и выражения». «Моя мать умерла современным человеком», — гордо говорил Куприн.
В 1911 году печатается легендарный «Гранатовый браслет» и другие рассказы, в 1912 году — повесть «Жидкое солнце».
В это же время Куприн с семьей переезжает в Гатчину, где с началом Первой мировой войны открывает в собственном доме госпиталь для раненых бойцов и через газеты агитирует население брать военные займы.
В ноябре 1914 года писатель был мобилизован и направлен командиром пехотной роты в ополчение в Финляндию, а в июле 1915 года — демобилизован по состоянию здоровья.
Вернувшись домой, Куприн завершает работу над начатой еще до войны повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в публичных домах. После публикации ее подвергли резкой критике за «излишний натурализм», а издательство Нуравкина, выпустившее «Яму» в немецком издании, было привлечено прокуратурой к ответственности за «распространение порнографии».
Куприн, чьи проблемы со здоровьем усугубились от стресса, отправляется на лечение в Гельсингфорс. Там его и застала новость об отречении Николая II от престола. Писатель встретил ее с энтузиазмом и после возвращения домой в Гатчину стал работать редактором газет «Свободная Россия», «Вольность» и «Петроградский листок», открыто выражая симпатии эсерам.
В 1917 году Куприн завершил работу над повестью «Звезда Соломона», в которой на материале классического сюжета о Фаусте и Мефистофеле рассуждал о свободе человеческой воли и роли случая в судьбе.
После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма. Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном Горьким. В это же время перевел драму Фридриха Шиллера «Дон Карлос».
В июле 1918 года после убийства Володарского Куприн был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесен в список заложников. В конце года лично встречался с Лениным, они обсуждали создание новой газеты для крестьян «Земля». Ленин одобрил идею, но она была раскритикована председателем Моссовета Львом Каменевым и похоронена.
16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белогвардейцев, Куприн поступил в Северо-Западную армию в чине поручика и получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал Краснов. После поражения Северо-Западной армии писатель некоторое время провел в Ревеле, с декабря 1919 жил в Гельсингфорсе, с июля 1920 — в Париже.
На родину Куприн вернулся в 1937 году по приглашению советского правительства. Во всех служебных записках советских чиновников зафиксировано, что он слаб, болен, неработоспособен и не в состоянии ничего писать. Опубликованная в июне 1937 года в газете «Известия» за подписью Куприна статья «Москва родная» была на самом деле написана приставленным к Куприну журналистом Вержбицким.
Публиковалось также интервью с женой Куприна Елизаветой Морицевной, которая рассказывала, что писатель восхищен всем увиденным и услышанным в социалистической Москве.
Куприн умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой Ивана Тургенева.
Чем знаменит
Благодаря любви Куприна к журналистской работе и живому слову его литературное творчество отличалось живостью языка, жизненностью сюжетов и даже излишней, по мнению некоторых критиков, натуралистичностью деталей. Его повесть «Поединок» и рассказы «Гранатовый браслет» и «Олеся» заслуженно вошли в золотой фонд русской классики.
Что надо знать
В годы своего расцвета Куприн, по свидетельству современников, «мало уступал в российской славе Горькому, Андрееву», и по смерти его никогда не забывали, многие его произведения знакомы российскому читателю с детства, – и все же отношение к нему всегда было каким-то не вполне серьезным. Критики любили рассуждать о том, что помешало ему стать великим писателем», собратья по перу находили в его стиле разнообразные огрехи, шаблонности и банальности, с точки зрения идеологии он тоже ни в одном лагере не был своим.
Прямая речь
Из рассказа Куприна «Вечный гость»: «Нет ни одного ничтожного явления, которое не оставило бы во мне неизгладимого следа. Тихая ночная возня мыши под полом и смертная казнь, рождение ребенка и шуршание осеннего листа, ураган на море и тиканье карманных часов, ласка любимой женщины и объявление о ваксе, — все, все, — и малое и большое, сознанное мною и не сознанное, — все притрогивается к моему мозгу, все чертит на нем непонятные знаки».
Александр Куприн о русском языке: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен... Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Иван Бунин о Куприне: «Сколько в нем было когда-то этого звериного — чего стоит одно обоняние, которым он отличался в необыкновенной степени! И сколько татарского! Александр Иванович очень гордился своей татарской кровью. Одну пору (во время своей наибольшей славы) он даже носил цветную тюбетейку, бывал в ней в гостях и в ресторанах, где садился так широко и важно, как пристало бы настоящему хану, и особенно узко щурил глаза. Это была пора, когда издатели газет, журналов и сборников на лихачах гонялись за ним по этим ресторанам, в которых он проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно только обещание не забыть их при случае своей милостью».
Ксения Куприна об отце: «Каждый оставил для потомства часть своей души, своего таланта и ума. И я знаю, что и мой отец жив, жив в своих книгах, стоящих на полках миллионов советских людей».
Лидия Арсеньева о Куприне: «Я видела его веселым, энергичным и слабым, больным (в 1935 году), слепнущим, по временам даже теряющим память, но никогда не терявшим своего купринского "я", своего "неуемного татарского нрава", — выражаясь его собственными словами. Куприн неизменно ссылался на этот "неуемный татарский нрав" как на исчерпывающее объяснение своих поступков, когда ему случалось рассердиться, выйти из себя, хотя бы и по справедливому гневу, или просто вспылить. (И в "Юнкерах" Куприн говорит о своем татарском нраве.) Как-то раз при мне жена Куприна Елизавета Маврикиевна сухо сказала: "Этот татарский характер — просто предлог. Надо уметь сдерживаться". Куприн не ответил сразу, а серьезно подумал и сказал: "Нет, это не предлог. Мне приходится сделать во много раз большее усилие, чем многим другим, включая и мою жену, чтобы сдержаться"».
Марк Алданов о Куприне: «Время, верно, ничего не оставит от "Ямы", о которой когда-то столько говорили и писали. Быть может, не будут читаться и некоторые другие его произведения — есть ведь у него, как почти у всех писателей, и страницы весьма слабые. Но лучшее останется и выдержит тяжкое испытание времени. Этого более чем достаточно для имени большого писателя. Конечно, он был большой писатель. Был он человек очень своеобразный, в некоторых отношениях необыкновенный, во многих отношениях (особенно на старости лет) чрезвычайно привлекательный».
5 фактов об Александре Куприне
В Санкт-Петербурге на месте ресторана «Вена», где часто бывал Куприн, открыт мини-отель «Старая Вена», один из номеров которого полностью посвящен писателю. Там же находятся раритетные дореволюционные издания его книг и множество архивных фотографий.
Из школы и последующих учебных заведений Куприн вынес не слишком богатые знания и потом всю жизнь сетовал на то, что его кругозор не отличается широтой. «Никакой талант ничего не стоит без систематического образования», — писал он в автобиографии, а в лекциях по русской литературе, которые читал в 1918 году в Тбилиси, называл своим крупным недостатком «отсутствие систематического образования».
Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака, не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.
Эмиграция обернулась для Куприна 18 годами нищеты и лишений, он не смог найти в Европе своего читателя. Его знали в лучшем случае как «родственника Кисы Куприной» (дочь писателя, ставшая известной актрисой). «Я готов питаться хряпой со своего огорода, только пустите меня на родину», — писал он в письмах коллегам, оставшимся в СССР.
Первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году, в связи с чем и был поставлен этот памятник.
Материалы об Александре Куприне
Александр Куприн в русской Википедии
Сайт, посвященный жизни и творчеству Александра Куприна
Лекция: раннее творчество Александра Куприна
Лекция: позднее творчество Александра Куприна
«Никому не нужен»: почему Куприн мечтал о возвращении в СССР (статья в «АиФ»)
Статья о Куприне в энциклопедии «Вокруг света»
Книги Александра Куприна в интернет-проекте Lib.ru