28 апреля 1874 года родился Александр Остужев, актер, трагик
Личное дело
Александр Алексеевич Остужев (настоящая фамилия – Пожаров, 1874—1953) родился в Воронеже в рабочей семье. Отец, прошедший путь от смазчика до обер-кондуктора товарного поезда, хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Александр Пожаров обучался в железнодорожном техническом училище. Однако его влекло к театру. С юных лет он много читал и, по его собственному признанию, воспитывался «на положительных идеалах русской классической литературы».
При этом с детства же отличался вспыльчивостью и взрывным характером. Отучившись всего два года в техническом училище, на третьем году был отчислен за то, что нагрубил надзирателю. После этого сменил несколько специальностей, зарабатывая на жизнь, в частности, служил чертежником в конторе материальной службы железной дороги.
В 1894 году Пожаров впервые вышел на сцену Воронежского театра. У него был прекрасный голос, отличная фигура и выразительное лицо. Юноша выступал в любительских спектаклях и проводил вечера в театре. Ему открыт был ход за кулисы. Случалось, ему говорили: «Поди в костюмерную, надень костюм и выходи на сцену статистом в толпе». Порой ему даже доверяли играть небольшие роли.
В 1895 году в Воронеже гастролировал известный актер Малого театра А. И. Южин. Шла драма Гюго «Эрнани», в которой одну из маленьких ролей пришлось играть Пожарову.
Но даже в маленькой роли он сумел проявить недюжиный актерский талант. После спектакля знаменитый актер пожелал познакомиться с застенчивым любителем-чертежником.
«Я нашел в Воронеже сокровище, — писал Южин драматургу П. Гнедичу, — в которое я верю, как в крупную будущую силу, и смело в первый раз беру на себя ответственность за всю его жизнь, извлекая его из службы при юго-восточных дорогах на сцену. Он двадцати одного года, красавец. Он умеет чем-то неуловимым заставить слушать себя, глядеть на себя и ценить каждый звук его вибрирующего неподдельным чувством голоса, каждый взгляд чудных глубоких серых глаз».
Южин пригласил Александра в Малый театр и устроил на два года на Драматические курсы Московского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина) со стипендией в 300 рублей. Его учителями стали Ленский и Немирович-Данченко,
Сразу после окончании училища в 1898 году Пожаров был принят в труппу Ленского в Малый театр, где и взял псевдоним «Остужев».
В первый же сезон 1898-99 годов Остужев с большим успехом сыграл ряд видных ролей: Незнамова, Колычева («Василиса Мелентьева»), Альберта («Скупой рыцарь»), графа Альмавиву («Женитьба Фигаро»). Уже в 1902 году критики назвали молодого актера «совершенным Ромео», а постановка с ним в главной роли собрала рекордную сумму. Однако вскоре Александр был вынужден покинуть Малый из-за своего характера: он подрался с другим актёром и был уволен.
В сезоне 1901—1902 Остужев выступал на сцене Театра Корша, но затем был принят назад в Малый, где и играл до конца жизни.
В конце 1900-х постепенно перешёл от романтических ролей к драматическим. У Остужева сложился интересный дуэт с Марией Ермоловой: он часто играл сына, когда она играла мать (к примеру, Незнамов в «Без вины виноватых», Освальд в «Привидениях» Ибсена). Сколько ни играла Ермолова спектаклей «Без вины виноватые» и в досоветскую пору, и после революции, ее партнером в этом спектакле всегда был Остужев.
«Он настоящий мой сын в этой роли», — говорила великая актриса.
После революции Малый, несмотря на критику, оставался консервативен и не следовал современным течениям, игнорируя новые имёна и тенденции театральной жизни, не пытаясь делать экспериментальных постановок.
В это время у Остужева начался творческий кризис: он стал отказываться от традиционных для него амплуа, считая 40-летнего себя слишком старым для ролей молодых героев-любовников, а над более подходящими ролями работать не получалось. Имя Остужева не появлялось на первых полосах до 1923 года, когда он сыграл кронпринца в премьерном спектакле «Железная стена» Рынды-Алексеева, а затем — в 1925 - роль Квазимодо в постановке по роману «Собор Парижской Богоматери».
В 1929 году Остужев сыграл Карла Моора в «Разбойниках» Шиллера. Спектакль, несмотря на большой успех у публики, стал для актера личной катастрофой: после него вплоть 1935 года он получил всего одну роль — Вовы в «Плодах просвещения», совершенно ему чуждую.
К январю 1935 года, когда начались репетиции «Отелло», коллеги, критики и зрители почти списали когда-то блиставшего актера со счета. Однако ставивший спектакль режиссер Сергей Радлов предпочёл Остужева более молодым коллегам и заново открыл его для зрителя.
Роль Отелло стала вершиной карьеры 60-летнего актера. По воспоминаниям современников, «вся Москва стояла у дверей Малого, а очереди начинались на рассвете». Старожилы говорили, что успех Отелло даже превзошёл славу лучших ролей Южина и Ермоловой. Остужев совершенно по-новому трактовал роль, до этого сыгранную на мировых сценах множество раз. Сам актер с юности считал, что Отелло отнюдь не жестокий ревнивец, а жертва: «Я по непонятной мне причине почувствовал глубокую к нему симпатию, резюмировав свое отношение к нему, как жалость к "бедному и очень несчастному" Отелло... Я почувствовал еще тогда (но в то время еще не осознал этого), что Отелло не убил Дездемону, что ее смерть — не просто убийство; я почувствовал (и сначала удивился), что Отелло мне глубоко симпатичен и что, будь я судьею, я оправдал бы его, хотя Дездемона и погибла невинной».
В 1937 году Александр Остужев был награжден орденом Ленина. В том же году получил звание Народного артиста СССР.
После Отелло он сыграл Скупого рыцаря в «Маленьких трагедиях» (1937) и заглавную роль в спектакле «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова (1940). Она стала отличительной ролью Малого, благодаря характерной манере игры.
В течение Второй мировой войны Остужев, которому уже было почти 70 лет, выступал в составе театральных бригад перед фронтовиками. Сам он говорил, что даже триумф в роли Отелло не сравнится с ощущением нужности солдатам своего народа. Актёр также внёс денежные средства в Фонд обороны.
После войны Остужев вернулся в Малый и продолжил играть. Последней премьерой стал Рассказчик в «Войне и мире»; постановки же Отелло и Уриэля Акосты шли вплоть до ухода актера на пенсию. По словам Елены Гоголевой, Остужев покинул театр после того, как во время его болезни роль Уриэля Акосты была дана другому актёру, посчитав это личным оскорблением.
По официальной версии, Александр Остужев умер 1 марта 1953 года, совсем немного не дожив до своего 80-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Выдающийся актёр, продолживший своим творчеством героико-романтическую линию Малого театра, берущую свое начало от Мочалова и Ермоловой. Остужев вызывал настоящее потрясение в зале, воплощая образы страстных «борцов за идею добра».
Этапными стали сыгранные Остужевым роли Карла Моора (Разбойники Шиллера, 1929) и Отелло в одноименной трагедии Шекспира (1935). В его исполнении мавр представал не необузданным ревницем-дикарем, но человеком высокой культуры и чувств. Новое раскрытие образа Отелло в исполнении Остужева критики называли «высочайшим достижением советского театрального искусства».
О чем надо знать
В 1908 году - в возрасте 34 лет - Александр Остужев начал терять слух из-за болезни Меньера, и к 1910 году полностью оглох.
Однако он не смирился с увечьем и не прекратил выступать, выработав собственную систему слуховой ориентации и управления голосом. В августе 1909 года, незадолго до полной глухоты, он сыграл трагическую роль Лжедмитрия I в постановке «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», а уже полностью потеряв слух, сыграл в новых постановках шекспировских комедий — Фердинанда в Буре, Орландо в Двенадцатой ночи (1912) и Бассанио в Венецианском купце (1916).
Чтобы остаться на сцене, Остужев создал свою методику работы над ролью — до первой репетиции заучивал полностью слова всех персонажей, чтобы иметь возможность читать по губам реплики коллег (и даже иногда помогал им, выступая в качестве суфлёра незаметно от зрителей). Актер, несмотря на потерю слуха, полностью контролировал свой голос. Позже он признавался, что его поздняя карьера обязана внутренней концентрации, появившейся из-за глухоты.
Глухота Остужева в сочетании с репутацией театральной звезды представляла большую проблему для режиссёров, поэтому с момента потери слуха и вплоть до 1935 года с Остужевым не работал ни один профессиональный режиссер. Сергей Радлов, не испугавшийся трудностей и выбравший оглохшего актера на роль Отелло, в ходе работы над спектаклем писал Остужеву длинные письма, таким образом направляя его работу.
Прямая речь
«В первые годы после Октябрьской революции в пьесе Рынды-Алексеева «Железная стена» мне пришлось играть роль принца Фердинанда, сына тирана, который вошел в общение с революционерами, но который надел на себя царскую корону немедленно после убийства революционерами его отца. Я этот образ не мог осудить, хотя он осужден всем ходом действия, психологической и идейной линией пьесы. Так получился у меня разрыв между задуманным и тем, что я должен был как актер исполнить.
Еще Тальма говорил актерам о том, что на высших своих ступенях страсть не повинуется правилам грамматики, что страсть не обращает внимания на знаки препинания, расставленные драматургом в тексте своей пьесы, что зачастую актер переставляет смысловые акценты в пьесе по произволу своего темперамента. Но все же оправдывать чувством то, что осуждено разумом, актеру не следует».
Остужев об отношении актера и роли.
«В сцене Самозванца и царицы Марфы меня поражало стремительное появление Остужева в шатре при кликах народа: он, как ястреб, влетал на сцену и замирал на месте, увидев царицу. Затем с пылким возгласом «Родимая!» так же вихрево бросался к ней и падал на колени. Когда я попал однажды за сцену, то понял, что молниеносная стремительность четырех — пяти шагов на подмостках была подготовлена за кулисами громадным разбегом: Остужев из самой глубины обширной сцены проносился, как ветер, стрелою летел по свободному пространству и врывался в шатер... Я ахнул, увидя это...».
Из воспоминаний А. Глумова.
«Многие великие актеры, от Эдмунда Кина до Томмазо Сальвини и Эрнесто Росси, играли гениально в шекспировских пьесах. Однако верно, в полном согласии с Шекспиром играли его героев немногие. Среди них — Остужев. Но даже среди этих немногих Остужев выделяется впервые найденными интонациями огромного сочувствия к трагическому герою Шекспира.
Я не помню ни одного актера в роли Отелло, у которого эта сторона исполнения была бы выше, чем у Остужева».
Историк театра проф. С. Н. Дурылин об исполнении Остужевым роли Отелло.
10 фактов об Александре Остужеве
Материалы об Александре Остужеве
Из литературного наследия А. А. Остужева
Статья проф. С. Н. Дурылина об Александре Остужеве
Александр Остужев на сайте Малого театра
Статья об Александре Остужеве в Википедии