24 октября 1911 года родился Аркадий Райкин, актер и режиссер.
Личное дело
Аркадий Исаакович Райкин (1911–1987) родился в Риге в семье портового бракера (товароведа) строительного леса и акушерки. Когда Первая мировая война подобралась к Риге, семья покинула город (Аркадию было тогда пять лет). Интерес к театру у Райкина появился в школе города Рыбинска, куда отец попал по рабочим связям, – будущий актер занимался в драмкружке. В Петрограде семья оказалась в 1922 году.
В Ленинградский техникум сценических искусств (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) Райкин подал документы вопреки желанию родителей. Он оказался в мастерской Владимира Соловьева – одного из ближайших соратников Всеволода Мейерхольда, знатока итальянской commedia dell’arte. Параллельно Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у «короля юмора» 1910-х годов Михаила Савоярова, который поддержал молодого актера.
Окончив техникум в 1935 году, Райкин попал в ленинградский Театр рабочей молодежи (впоследствии – Театр имени Ленинского комсомола). Признание пришло не сразу, но первый успех заставил обратить на Райкина внимание: в 1939-м он стал лауреатом первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве; тогда же перешел в Ленинградский театр эстрады и миниатюр, где выступал с эстрадными номерами и заявил о себе как конферансье. Уже через два года он стал худруком театра.
Во время войны Райкину удалось вывести семью из Ленинграда; сам он вместе с супругой Руфиной (в семейном кругу – Ромой) Иоффе, с которой познакомился еще в институте, ездил с выступлениями по фронтам – в числе его наград два ордена Великой Отечественной войны и две медали.
После войны Райкин сотрудничал с писателем-сатириком Владимиром Поляковым (один из авторов сценария «Карнавальной ночи»), с которым сделал несколько театральных программ. В 1962 году после гастролей в Одессе «обойма» сотрудников театра пополнилась Михаилом Жванецким, Романом Карцевым, Виктором Ильченко и Людмилой Гвоздиковой – миниатюры этого периода буквально разошлись на цитаты («А доцент тупой!», «Вкууус – специфицьський!..» и пр.).
С конца 50-х годов начались регулярные гастроли Райкина за рубежом – сначала, как было заведено, по странам соцлагеря (Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, ГДР, Румыния, Югославия). В 1965 году успешно прошли выступления в Англии.
После более чем 33 лет работы на сцене в 1968 году актер был удостоен звания Народного артиста СССР, в 1980 году он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1981-м Героем Социалистического Труда. Однако напряженные отношения с партийными властями Ленинграда и лично со всесильным первым секретарем обкома Григорием Романовым (который, по словам Райкина, душил и в то же время не отпускал театр) практически вынудили артиста обратиться к Леониду Брежневу за разрешением перебраться вместе в Москву с театром. Здесь в 1982 году он был переименован в Государственный театр миниатюр (с апреля 1987 года – «Сатирикон», который после смерти Райкина возглавил его сын Константин).
Аркадий Райкин скончался 17 (по другим данным – 20-го) декабря 1987 года от последствий ревмокардита.
Чем знаменит
Один из немногих по-настоящему народных артистов СССР, популярный во всех слоях общества – как говорилось, «от шахтера до генсека». Особую известность принесли ему номера с мгновенным перевоплощением – Райкин отточил мастерство стремительного изменения облика за те секунды, в которые он пробегал за кулисами, после чего появлялся с другой стороны сцены с ответной репликой другого участника диалога. Однако и голос, и характерная манера Райкина мгновенно узнавалась по радио и в аудиозаписях.
О чем надо знать
В характере Райкина сочетались крайне противоречивые черты. Смешивший всю страну артист был жестким руководителем театра, не дававшим поблажек никому начиная с себя. При этом, по воспоминаниям сына, «здание его уверенности в себе стояло на зыбких ножках – поколебать ничего не стоило».
В позднем репертуаре Райкина появились политические мотивы. Так, к 100-летнему юбилею Ленина Леонид Лиходеев нашел для его номера в сочинениях вождя революции несколько никому не известных цитат, которые, по воспоминаниям журналиста Льва Сидоровского, «ревностным охранителям "системы" казались прямо-таки "контрреволюцией"». Это привлекло к спектаклю внимание партийных бонз и разнос у завотделом культуры ЦК КПСС Василия Шауро, из кабинета которого артиста вынесли на носилках с инфарктом – третьим по счету в жизни. После этого обе столицы были для Райкина временно закрыты.
Прямая речь
О ремесле: «Наверное, сатирику гораздо нужнее, чем лирику, видеть вокруг достоинства – лишь благодаря этому можно быть по-настоящему непримиримым к недостаткам...»
О войне: «Был такой странный период нашего пребывания на фронте, когда мы все время опаздывали к своей смерти. Нас всегда очень ждали в частях армии и флота. Было составлено четкое расписание наших переездов и спектаклей. Однажды нас в пути задержала пурга, а дом, приготовленный нам для ночлега, начисто снесло вражеской бомбой, в другой раз мы опоздали к выступлению на передовой, где днем снаряд попал в эстраду, где в это время мы должны были играть спектакль».
О театре:«Быть зрителем в своем родном театре куда труднее, чем выступать со сцены. Я волнуюсь вдвойне: и как руководитель театра, и как отец. Рад, что мой сын, принимая трудное фамильное наследство, идет своим непроторенным путем. Он ищет новую тропу, а это всегда интересно».
Михаил Жванецкий о театре Аркадия Райкина: «Это действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок, и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл и кто-то забивал. То есть играть играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать».
8 фактов об Аркадии Райкине
Материалы об Аркадии Райкине
«Чтобы помнили». Аркадий Райкин
«Барский гнев» и великий артист
«Смехоностальгия». Аркадий Райкин