будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 2, 2025
Человек дня

Мемория. Арсений Тарковский

Мемория. Арсений Тарковский
2tark525
Арсений Тарковский. Источник: Фото: Александр Долгин

25 июня 1907 года родился поэт Арсений Тарковский

 

Личное дело

 

Арсений Александрович Тарковский (1907-1989) в Елисаветграде Херсонской губернии (ныне Кировоград, Украина). Его отец, Александр Карлович Тарковский, служащий городского Общественного банка, находился под гласным надзором полиции за участие в 1880-х гг. в организации народнического кружка. После смерти своей первой жены он женился вторично на Марии Даниловне Рачковской. От этого брака родились двое сыновей - Валерий, погибший в бою против атамана Григорьева в мае 1919 года, и младший Арсений.

В семье преклонялись перед литературой и театром, даже писали стихи и пьесы для чтения в кругу семьи. Сам Александр Карлович, помимо основной службы, занимался журналистикой (он сотрудничал в одесских и елисаветградских газетах), писал стихи, рассказы и переводил для себя Данте, Джакомо Леопарди, Виктора Гюго и других поэтов. Был лично знаком с Лениным и Пилсудским.

Уже в раннем детстве Арсений Тарковский вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера столичных знаменитостей — Игоря Северянина, Константина Бальмонта, Фёдора Сологуба.

Мальчик учился в классической гимназии, а после прихода большевиков – в единой трудовой школе.

В начале 20-х годов, после гражданской войны на Украине и установления там советской власти, Арсений и его друзья, бредившие поэзией, опубликовали в газете акростих, первые буквы которого нелестно характеризовали главу В.И. Ленина. Всю группу арестовали и отправили в Николаев, который тогда был областным центром. Арсению удалось бежать с поезда по дороге. После этого он довольно долго скитался по Украине и Крыму, перепробовал несколько профессий: был учеником сапожника, работал в рыболовецкой артели.

В 1923 году Арсений перебрался в Москву к сестре своего отца. С 1924 года сотрудничал с газетой «Гудок», писал судебные очерки, стихотворные фельетоны и басни (один из его псевдонимов — Тарас Подкова).

В 1925 году поступил учиться на Высшие литературные курсы, возникшие на месте закрытого после смерти Валерия Брюсова созданного им Литературного института. При поступлении Тарковский познакомился с поэтом и теоретиком стиха Георгием Шенгели, который стал его учителем и старшим другом. В том же 1925 году на подготовительный курс поступила Мария Вишнякова, ставшая в феврале 1928 года женой Арсения Тарковского. Начиная с 1929 года, Тарковский в течение двух лет получал ежемесячную стипендию Фонда помощи начинающим писателям при Государственном издательстве, которая помогала существовать молодой семье. В том же году из-за скандального происшествия — самоубийства одной из слушательниц — Высшие литературные курсы были закрыты. Слушатели, не успевшие окончить учебу, были допущены к экзаменам при МГУ.

По словам самого поэта, стихи он начал писать «с горшка». Однако первые стихотворения — «Свеча» (сборник «Две зари», 1927 год) и «Хлеб» (журнал «Прожектор», 1928 год) — были опубликованы уже во время обучения на Высших литературных курсах.

В 1931 году Тарковский работал на Всесоюзном радио старшим инструктором-консультантом по художественному радиовещанию, писал пьесы для радиопостановок. В частности, по заданию литературно-художественного отдела написал пьесу «Стекло». Чтобы познакомиться со стекольным производством, он специально ездил на стекольный завод под Нижним Новгородом. 3 января 1932 года пьеса «Стекло» была передана по Всесоюзному радио и подверглась резкой критике за «мистику» — в качестве литературного приёма Тарковский ввёл голос родоначальника русского стекла Михаила Ломоносова.

С 1933 года Тарковский начал заниматься художественными переводами. К переводческому делу его привлек Георгий Шенгели, тогда работавший в Отделе литературы народов СССР Государственного литературного издательства.

Работа над переводами национальных поэтов была связана с творческими командировками (Киргизия, Крым, Кавказ). Вместе с близким другом Аркадием Штейнбергом Тарковский работал над переводами поэм и стихов сербского поэта-эмигранта Радуле Марковича, писавшего под псевдонимом Стийенский.

В 1936 году Тарковский познакомился с Антониной Бохоновой, женой критика и литературоведа Владимира Тренина, соратника Маяковского и Давида Бурлюка. Несмотря на то, что к тому времени он уже был отцом двоих детей - Андрея (1932) и Марины (1934) – он оставил семью и летом 1937 года соединил свою жизнь с Бохоновой.

Летом 1939 года Тарковский с новой семьей по заданию Союза писателей СССР ездил в Чечено-Ингушскую АССР для работы над переводами местных поэтов. Жили в Грозном и в посёлке Ведено.

Осенью 1939 года, приехав в Ленинград по издательским делам, Тарковский заболел дифтерией и оказался в инфекционной больнице «Боткинские бараки». Выйдя из больницы, присутствовал на похоронах Л. Д. Менделеевой, жены А. А. Блока.

27 февраля 1940 года на заседании Президиума Союза советских писателей поэт и переводчик Марк Тарловский рекомендовал Тарковского как мастера перевода, перечислив его работы — переводы киргизской поэзии, грузинских народных песен, трагедии Корнеля «Цинна», туркменского поэта Кемине. После этой рекомендации Тарковский был принят в союз писателей СССР.

В 1940 году Арсений Тарковский официально развёлся со своей первой женой и оформил брак с Бохоновой. Осенью того же года он, предположительно, познакомился с Мариной Цветаевой.

Начало войны застало Тарковского в Москве. В августе он проводил в эвакуацию в Юрьевец Ивановской области свою первую жену и детей. Вторая жена и её дочь уехали в  Чистополь Татарской АССР, куда эвакуировали членов Союза писателей и членов их семей. Оставшись в Москве, Тарковский прошёл вместе с московскими писателями военное обучение. По заключении медкомиссии, мобилизации в действующую армию он не подлежал.

Арсений принимал участие в поэтических встречах, которые организовывал Союз писателей для москвичей. В первых числах сентября 1941 года Тарковский узнал о трагической гибели Марины Цветаевой и отозвался на неё горестными стихами.

16 октября 1941 года, в день эвакуации Москвы, Арсений Александрович вместе с престарелой матерью покинул столицу. Они отправились в Казань, чтобы оттуда добраться до Чистополя.

В конце октября и ноябре 1941 года в Чистополе, где Тарковский жил тогда вместе с семьёй, он создал цикл «Чистопольская тетрадь» из семи стихотворений.

За два месяца пребывания в Чистополе Тарковский написал в Президиум Союза писателей около одиннадцати писем-заявлений с просьбой направить его на фронт. В декабре 1941 года он, наконец, получил вызов в Москву. Был «зачислен на должность писателя армейской газеты» и с января 1942 по декабрь 1943 года работал военным корреспондентом газеты 16-й армии «Боевая тревога».

На передовую для сбора информации Тарковский отправлялся через день, ему не раз довелось участвовать в боевых действиях. 7 апреля 1943 он был награждён орденом Красной Звезды.

Помимо заметок с передовой, на страницах «Боевой тревоги» печатались стихи Тарковского, воспевавшие подвиги солдат и офицеров, частушки, басни, высмеивавшие гитлеровцев. Солдаты вырезали его стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фотографиями близких. При этом, несмотря на трудные условия военного быта и повседневную работу для газеты, Тарковский продолжал писать стихи. Именно в то время были написаны «Белый день», «На полоски несжатого хлеба…», «Ночной дождь» и другие.

В конце сентября 1943 года Тарковский получил кратковременный отпуск в качестве поощрения за боевой подвиг. По дороге с фронта в Москву написал несколько стихотворений («Хорошо мне в теплушке…», «Четыре дня мне ехать до Москвы…» и др.).

13 декабря 1943 года под Городком Витебской области Тарковский был ранен разрывной пулей в ногу. Был отправлен в полевой госпиталь, где у него развилась самая тяжёлая форма гангрены — газовая, поэт перенес несколько ампутаций на левой ноге. Его жена с помощью друзей добилась пропуска в прифронтовую полосу и привезла Арсения в Москву, где в Институте хирургии профессор Вишневский произвёл ему шестую ампутацию.

В 1944 году Тарковский вышел из госпиталя. Для лишившегося ноги поэта наступила новая жизнь, к которой он с трудом приспосабливался, несмотря на то, что за ним самоотверженно ухаживала  жена, навещали друзья.

В 1945 году поэт по направлению Союза писателей ездил в творческую командировку в Тбилиси, где работал над переводами грузинских поэтов, в частности Симона Чиковани.

В том же 1945 году Тарковский подготовил к изданию книгу собственных стихов, которая получила одобрение на собрании секции поэтов в Союзе писателей. Рукопись была подписана к печати и дошла в производстве до стадии «чистых листов» и сигнального экземпляра. Но в силу политических «несоответствий» (в книге не было ни одного стихотворения, воспевавшего «вождя» — Сталина, и лишь одно — с упоминанием имени Ленина), после печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» 1946 года печать была остановлена, набор книги был уничтожен.

Это стало тяжелой травмой для поэта, к сорока годам решившегося, наконец, предстать перед читателями. Для Тарковского начались долгие годы «молчания» - вплоть до 1962 года он писал в стол. На жизнь он зарабатывал поэтическими переводами.

В 1946—1947 он жил в Ашхабаде, работая над переводами туркменских поэтов - классика туркменской литературы Махтумкули и каракалпакской эпической поэмы Кырк кыз («Сорок девушек»).

В 1947 году Тарковский уходит от второй жены к Татьяне Озерской, которая до того несколько лет сопровождала поэта в командировках в качестве секретаря.

Летом 1950 года Тарковский отправился в Азербайджан (Баку, Мардакяны, Алты-Агач); где работал над переводом поэмы Расула Рзы «Ленин».

В конце того же года Тарковский официально расторг брак с Антониной Бохоновой и 26 января 1951 года женился на Озерской (сама она утверждает, что свадьба состоялась в 1946 году). 22 марта 1951 года Бохонова скончалась после тяжелой болезни. На её смерть поэт отозвался стихами «Жизнь меня к похоронам…» и «Фонари».

Тарковский много ездил в творческие командировки, переводил, участвовал в декадах национальных литератур и при этом не переставал писать в стол. Особенно продуктивным для поэта стал 1958 год, когда им было написано около сорока стихотворений, в том числе «Оливы», «Вечерний, сизокрылый…», «Пускай меня простит Винсент Ван-Гог…» и другие.

При этом даже с наступлением хрущёвской «оттепели» он не хотел предлагать вои стихи издательствам. Третья жена Татьяна Озерская и его друг Виктор Виткович подготовили подборку стихов, которую поэт назвал «Перед снегом», и отнесли её в редакцию поэзии издательства «Советский писатель». Книга получила одобрительные отзывы М. Алигер и Е. Златовой и была издана в 1962 году, когда Арсению Тарковскому было уже 55 лет.

В том же году на экраны вышел фильм его сына кинорежиссёра Андрея Тарковского «Иваново детство», где прозвучали стихи Арсения Тарковского в авторском исполнении. Фильм  получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля.

В 1960-е годы вышли ещё две книги Тарковского: в 1966 году — «Земле — земное», в 1969 — «Вестник». Его стали приглашать с выступлениями на популярные в те годы вечера поэзии.

В 1966—1967 годах Тарковский вёл поэтическую студию при Московском отделении Союза писателей. У него появилась возможность посетить в составе писательской делегации Францию и Англию (1966 и 1967 гг.).

В 1971 году Тарковскому была присуждена Государственная премия Туркменской ССР им. Махтумкули.

В 1974 году вышла книга избранных стихов Тарковского «Стихотворения» с предисловием Маргариты Алигер, в которую вошли произведения, написанные им с 1929 по 1971 годы.

В 1977 году, в связи с семидесятилетием поэта, советское правительство наградило его орденом Дружбы народов.

В 1978 году в Тбилиси в издательстве «Мерани» вышла книга Тарковского «Волшебные горы», в которую наряду с оригинальными стихотворениями были включены его переводы грузинских поэтов.

В начале 1980-х годов вышли еще три книги Тарковского:— «Зимний день» («Советский писатель», 1980), «Избранное» («Художественная литература», 1982) и «Стихи разных лет» («Современник», 1983).

В марте 1982 года Тарковский уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия» своего сына Андрея Тарковского. 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Андрей заявил о своем невозвращении в Советский Союз. Это решение сына Тарковский принял, однако, в письме к нему выразил убеждение в том, что русский художник должен жить и работать на Родине, вместе со своим народом переносить все тяготы, выпавшие ему на долю.

Разлуку с сыном Арсений Тарковский переживал тяжело, а смерть Андрея 29 декабря 1986 года явилась для отца страшным ударом, серьезно подкосившим его здоровье.

С началом перестройки имя Андрея Тарковского снова зазвучало на родине. Это сняло опалу и с отца. В 1987 году в связи с восьмидесятилетием Арсений Александрович был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В том же году вышли его сборники «От юности до старости» и «Быть самим собой», в подготовке к изданию которых он сам уже не участвовал из-за тяжёлого физического состояния.

Последние годы жизни Арсений Тарковский провёл в Доме ветеранов кино. К ноябрю 1988 года его состояние настолько ухудшилось, что он был направлен на лечение в Центральную клиническую больницу. В начале ноября того же года Тарковский был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Вышедшая в апреле 1989 года книга «Звёзды над Арагацем» (Ереван, изд. «Советакан Грох») стала последним прижизненным изданием поэта.

Арсений Тарковский скончался в больнице 27 мая 1989 года. Прощание с поэтом проходило в Большом зале Центрального дома Литераторов. Похоронен на кладбище в Переделкино.

 

Чем знаменит

 
Арсений Тарковский, 1930-е гг.

Арсения Тарковского называют «последним поэтом Серебряного века». Его стихи знают даже далекие от поэзии люди - благодаря фильмам его сына Андрея Тарковского, в которых они звучат.

«Тарковского полюбили как-то внезапно в 60-х годах. Полюбили и всё. Без всяких внешних мотивировок. Еще и стихов толком никто не знал, а полюбили. Потом, когда на экраны периферийных клубов прорвалось "Зеркало" полузапрещенного Андрея Тарковского, все услышали стихи его отца-поэта. И буквально врезалась в память строка: "Когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке". Это была страшная исповедь целого поколения», - писал о неожиданно обрушившемся на Тарковского признании поэт и философ Константин Кедров.

Многие стихи Тарковского были положены на музыку. Их исполняют группы «Браво» и «Круиз» исполняли песню «Звездный каталог», София Ротару, Елена Фролова, Елена Камбурова, рок-группа «Диалог», Вадим и Валерий Мищуки.

Также большой вклад в литературу Арений Тарковский внес в качестве переводчика, в основном – восточной поэзии.

 

О чем надо знать

Арсению Тарковскому было посвящено последнее стихотворение Цветаевой. Правда, узнал он об этом  это много лет спустя после смерти поэтессы.

Тарковский и Цветаева познакомились, предположительно, в 1940 году. Цветаева увлеклась молодым поэтом. Они много общались, перезванивались,  гуляли вместе по любимым местам Цветаевой - Волхонке, Арбату, Трехпрудному.

Тогда же, вспоминая всех своих безвременно ушедших родных и близких, Арсений Тарковский написал стихотворение, которое прочитал Марине:

Стол накрыт на шестерых -

Розы да хрусталь...

А среди гостей моих -

Горе да печаль.

 И со мною мой отец,

И со мною брат.

Час проходит. Наконец

У дверей стучат.

Как двенадцать лет назад,

Холодна рука,

И немодные шумят

Синие шелка.

И вино поет из тьмы,

И звенит стекло:

«Как тебя любили мы,

Сколько лет прошло».

Улыбнется мне отец,

Брат нальет вина,

Даст мне руку без колец,

Скажет мне она:

«Каблучки мои в пыли,

Выцвела коса,

И звучат из-под земли

Наши голоса».

В  марте 1941-го года, в один из самых тяжёлых периодов своей жизни, Цветаева написала ответное стихотворение:

Всё повторяю первый стих

И всё переправляю слово:

- "Я стол накрыл на шестерых"...

Ты одного забыл - седьмого.

Невесело вам вшестером.

На лицах - дождевые струи...

Как мог ты за таким столом

Седьмого позабыть - седьмую...

Невесело твоим гостям,

Бездействует графин хрустальный.

Печально - им, печален - сам,

Непозванная - всех печальней.

Невесело и несветло.

Ах! не едите и не пьете.

- Как мог ты позабыть число?

Как мог ты ошибиться в счете?

Как мог, как смел ты не понять,

Что шестеро (два брата, третий -

Ты сам - с женой, отец и мать)

Есть семеро - раз я на свете!          

Ты стол накрыл на шестерых,

Но шестерыми мир не вымер.

Чем пугалом среди живых -

Быть призраком хочу - с твоими,

(Своими)... Робкая как вор,

О - ни души не задевая!-

За непоставленный прибор

Сажусь незваная, седьмая.

Раз!- опрокинула стакан!

И всё. что жаждало пролиться,-

Вся соль из глаз, вся кровь из ран -

Со скатерти - на половицы.

И - гроба нет! Разлуки - нет!

Стол расколдован, дом разбужен.

Как смерть - на свадебный обед,

Я - жизнь, пришедшая на ужин.

...Никто: не брат, не сын, не муж,

Не друг - и всё же укоряю:

- Ты, стол накрывший на шесть - душ,

Меня не посадивший - с краю.

Это стихотворение считается последним в творчестве поэтессы. Кроме прошений, заявлений и записок с просьбами к знакомым и не очень людям она больше уже потом ничего не писала.

31 августа 1941 года Марины Цветаевой не стало.

О том, что существует стихотворение Цветаевой, посвященное ему, Арсений Тарковский тогда не узнал. Он прочел его лишь в 1982-м году, после публикации в журнале «Огонёк» - спустя более 40 лет после того, как оно было написано.

«Для меня это было как голос из-под земли», — признавался Арсений Александрович. По воспоминаниям современников, «очевидцы, видевшие его в этот день, единодушны в оценке тогдашнего душевного состояния поэта, характеризуя его одним словом: катарсис».

 

Прямая речь

Ах, восточные переводы,

Как болит от вас голова.

Арсений Тарковский

Е. В. Витковский о Тарковском-переводчике: «Тарковский переводил с трудом и без любви к делу, но прекрасно поставленный поэтический голос и безупречный слух не позволяли ему халтурить».

Анна Ахматова о первом сборнике Тарковского «Перед снегом»: «Драгоценный подарок современному читателю».

Сергей Гандлевский о поэзии Тарковского: «Хвалить Тарковского искушенному человеку подобало с оговорками, с поправкой на Мандельштама. Слог этой лирики вызывал у решительных знатоков поэзии подозрение во вторичности, в использовании лекал "серебряного века"».

Андрей Тарковский об отце: «Удивительно, что ни одна женщина не утопилась от неразделенной любви к отцу».

Галина Аграновская о семье Тарковских: «Первое впечатление, оно же и последнее, вернее, последующее на многие годы вперед: эффектная, элегантная Татьяна Алексеевна, манеры "дамы из общества". Арсений Александрович: очень красив, смуглый, голубоватые белки узких глаз, высокий лоб, темные волосы, брови "вразлет" с изломом, скорбный рот. Движется, несмотря на костыли, легко и быстро».

 

6 фактов об Арсении Тарковском

  • В Литинституте Тарковский учился на одном курсе с Даниилом Андреевым,  Марией Петровых и  Юлией Нейман.
  • Будучи сотрудником военной газеты, Тарковский по приказу командующего фронтом генерала Баграмяна написал песню «Гвардейская застольная» («Выпьем за Родину, выпьем за Сталина…»), которая пользовалась большой популярностью в армии.
  • В 1946 году в доме Шенгели Арсений Тарковский познакомился с Анной Ахматовой. Дружба поэтов продлилась 20 лет - вплоть до последних дней жизни Ахматовой. Ее смерть 5 марта 1966 года стала для Тарковского большим личным горем. Вместе с Вениамином Кавериным он сопровождал гроб с телом Анны Андреевны в Ленинград, выступал на гражданской панихиде по ней. Памяти Анны Ахматовой поэт позже посвятил цикл стихотворений.
  • В 1949 году, во время подготовки празднования семидесятилетия Сталина, члены ЦК ВКП(б) поручили Тарковскому выполнить переводы юношеских стихов Сталина. Однако Сталин не одобрил идеи издания своих стихов, и подстрочники уже переведённых стихотворений были отозваны обратно.
  • Арсений Тарковский всерьез увлекался астрономией и почти все свои заработки тратил на покупку телескопов.
  • В ноябре 1989 года постановлением Правительства СССР Тарковскому была  посмертно присуждена Государственная премия за книгу «От юности до старости».

 

Материалы об Арсении Тарковском:

Десять лет назад умер Арсений Тарковский. Воспоминания Галины Аграновской.

Арсений Тарковский на library.ru.

Последнее стихотворение Цветаевой

Сталкер русской поэзии.Известия, 25 июня 2007

Статья об Арсении Тарковском в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).