будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
театр Человек дня
Май 12, 2025
Человек дня

Мемория. Авдотья Истомина

Мемория. Авдотья Истомина
Avdotya_Istomina_1
Анри-Франсуа Ризенер. Портрет Авдотьи Истоминой. 1820-e. Источник: Wikimedia Commons

17 января 1799 года родилась балерина Авдотья Истомина.

Личное дело

Евдокия Ильинична Истомина (1799 – 1848) родилась в Петербурге в семье полицейского пристава. С шести лет училась в Петербургском театральном училище под руководством Екатерины Сазоновой и Шарля Дидло. Еще ученицей начала выступать на балетной сцене. Выпустилась из училища в 1815 году и дебютировала в балете Дидло «Ацис и Галатея».

Скоро она стала одной из ведущих балерин труппы. От исполнения ролей юных нимф перешла к мифологическим персонажам, как в трагических, так и в комических балетах. С успехом выступала в водевилях, например, в специально для нее написанной роли танцовщицы Зефиретты в пьесе Александра Шаховского «Феникс, или Утро журналиста». В комической пьесе «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три невесты» Истомина исполнила сразу три разнохарактерные роли. Критики писали, что Авдотья Истомина «танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц».

Авдотья Истомина была частой гостьей на собраниях в доме начальника репертуарной части петербургских императорских театров князя Шаховского. Там бывали многие поэты, писатели, драматурги, актеры, а молодой Пушкин читал у Шаховского свои стихи и первые варианты «Руслана и Людмилы».

В мае 1829 года Авдотья Истомина сильно повредила ногу во время выступления и была вынуждена перейти на мимические роли. Одна из последних партий ее – царица Сумбека в балете «Сумбека, или Покорение Казанского царства». Вышла замуж за молодого актера Василия Годунова, но он вскоре умер от тифа.

В апреле 1836 года Авдотья Истомина была уволена на пенсию. Она во второй раз вышла замуж – за драматического актера Павла Экунина. Умерла Авдотья Истомина в Петербурге во время эпидемии холеры 26 июня (8 июля) 1848 года.

 

Неизвестный художник. Портрет Авдотьи Истоминой. 1820-е
Wikimedia Commons

Чем знаменита

Знаменитая актриса романтического балета, известная красавица, одна из самых модных женщин литературно-великосветской богемы конца 10-х и начала 20-х годов. Среди ее партий Сусанна («Кари Розальба»), Зетюльба («Калиф Багдадский, или Приключение молодости Гарун-аль-Рашида»), Кора («Кора и Алонзо»), Евхариса («Евтимий и Евхариса"), Альдина («Роланд и Моргана»), Арисия («Федра и Ипполит»), графиня Альберт («Сатана со всем прибором, или Урок чародея»), Альцеста («Альцеста»), Лиза («Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность»).

В 1818 году в роли Флоры в балете «Зефир и Флора» Авдотья Истомина стала первой русской балериной, ставшей на пуанты. Позу на пуантах Шарль Дидло придумал для своей постановки этого балета в 1815 году в Париже и через три года повторил в России.

 

О чем надо знать

Из-за Авдотьи Истоминой 24 ноября 1817 года произошла знаменитая «четверная дуэль», в которой участвовали камер-юнкер Александр Завадовский с секундантом Александром Якубовичем и кавалергард Василий Шереметев с секундантом Александром Грибоедовым. В течение двух лет до момента дуэли Истомина была возлюбленной Шереметева, но, поссорившись с ним, покинула его. 17 ноября Грибоедов привез Истомину к своему приятелю Завадовскому, у которого она пробыла два дня. Вскоре Шереметев вызвал Завадовского.

Согласно условиям дуэли, после противников должны были стреляться их секунданты. Дистанция была минимально возможной – шесть шагов. В результате Шереметев получил смертельное ранение в живот, а дуэль Якубовича и Грибоедова была отложена. Она состоялась осенью 1818 году в Тифлисе, куда Якубович был переведен за участие в дуэли Шереметева и Завадовского, а Грибоедов попал по дороге с дипломатической миссией в Персию. Пуля Якубовича ранила Грибоедова в кисть левой руки, Грибоедов выстрелил, не подойдя к барьеру, и не задел Якубовича. Позже по следу полученного на этой дуэли ранения будет опознано тело Грибоедова, погибшего в Тегеране.

 

Прямая речь

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», глава I, строфа XX

Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях…

Историк русского театра П. Н. Арапов

Шереметев, шалун, повеса, но человек с отлично-добрым и благородным сердцем, любил Истомину со всем безумием страсти, а стало быть, и с ревностью. И в самом деле она была хорошенькая, а в театре, на сцене, в танцах, с грациозными и сладострастными движениями — просто прелесть!.. Шереметев с ней ссорился часто и, поссорившись перед роковой для него дуэлью, уехал от нее. Надо заметить, что скорей он жил у нее, чем она у него. Истомина, как первая танцовщица, получала большие деньги и жила хорошо… Грибоедов, который в то время жил вместе с графом Завадовским, бывал у них очень часто как друг, как близкий знакомый. Завадовский имел, кажется, прежде вид на Истомину, но должен был уступить счастливому сопернику… Поссорившись, Шереметев, как человек страшно влюбленный, следил, наблюдал за Истоминой; она это очень хорошо знала. Не знаю уж почему, во время этой ссоры Грибоедову вздумалось пригласить к себе Истомину после театра пить чай. Та согласилась, но, зная, что Шереметев за ней подсматривает, и не желая вводить его в искушение и лишний гнев, сказала Грибоедову, что не поедет с ним вместе из театра прямо, а назначила ему место, где с ним сейчас же после спектакля встретится, — первую, так называемую Суконную линию Гостиного двора, на этот раз, разумеется, совершенно пустынную, потому что дело было ночью. Так все и сделалось: она вышла из театральной кареты против самого Гостиного двора, встретилась с Грибоедовым и уехала к нему.

Из мемуаров Д. А. Смирнова

Девять фактов об Авдотье Истоминой

  • За время своей балетной карьеры Авдотья Истомина исполнила все партии в балете Дидло «Зефир и Флора». Девятилетней ученицей она впервые вышла на сцену в свите Флоры, затем исполнила роль Купидона, нимф Аглаи и Аминты и, наконец, в 1818 году станцевала Флору, что стало одной из лучших ее партий.
  • Истомина танцевала в первых в истории балетах, поставленных по произведениям Пушкина. В «Кавказском пленнике» она исполнила роль черкешенки, а в «Руслане и Людмиле» – Людмилы. Оба балета были поставлены при жизни Пушкина.
  • Узнав о премьере «Кавказского пленника» в Петербургском Большом театре (15 января 1823 года), Пушкин в письме просил брата рассказать о «черкешенке Истоминой», за которой «когда-то волочился подобно кавказскому пленнику».
  • После премьеры «Кавказского пленника» по Петербургу разошелся слух, что Истомина действительно черкешенка по происхождению.
  • Пушкин намеревался сделать Истомину героиней своего романа «Русский Пелам» (сохранилась часть первой главы и несколько вариантов плана) и романа или повести «Две танцовщицы». До нас дошел план «Двух танцовщиц», составленный Пушкиным около 1834 – 1835 года: «Две танцовщицы. – Балет Дидло в 1819 году. – Завадовский. – Любовник из райка. – Сцена за кулисами – дуэль – Истомина в моде. Она становится содержанкой, выходит замуж – Ее сестра в отчаянии – она выходит замуж за суфлера. – Истомина в свете. Ее там не принимают. – Она устраивает приемы у себя – неприятности – она навещает подругу по ремеслу».
  • Последнее выступление Авдотьи Истоминой состоялось 30 января 1836 года - она исполнила русскую пляску в дивертисменте на сцене Александрийского театра.
  • Сохранился портрет Авдотьи Истоминой работы французского художника Анри-Франсу Ризенера.
  • Муж Истоминой Павел Экунин был первым исполнителем роли Скалозуба на профессиональной сцене. Хотя полная постановка «Горя от ума» не была разрешена цензурой, 2 декабря 1829 года отдельные сцены из первого акта были поставлены в Большом театре Санкт-Петербурга в бенефис актрисы Марии Вальберховой.
  • Павел Экунин пережил свою жену лишь на несколько месяцев и умер 10 января 1849 года от той же эпидемии холеры.

Материалы об Авдотье Истоминой

Статья об Авдотье Истоминой в русской Википедии
Статья об Авдотье Истоминой в энциклопедии «Русский балет»
Авдотья Истомина на сайте Бельканто.ру

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).