25 (12) сентября 1906 года родился Дмитрий Шостакович, выдающийся композитор и пианист.
Личное дело
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) родился в Петербурге. Отец его был инженером-химиком, работал в Главной палате мер и весов, а мать до замужества училась в Петербургской консерватории. Она дала сыну летом 1915 года первые уроки игры на фортепиано. Через пару месяцев Шостакович поступил на фортепианные курсы Гляссера, а на следующий год уже играл сложные произведения Моцарта и Гайдна. В 1918 году он начал заниматься у профессора Александры Розановой, затем поступил в Петроградскую консерваторию сразу на два факультета – композиторский и фортепианный. Одновременно он продолжал учебу в школе. В 1923 году он сдал выпускные экзамены по классу фортепиано. К 1926 году он сумел подготовить обширный репертуар и начал выступать с самостоятельной концертной программой, в которую были включены и его собственные произведения. Заканчивая композиторский факультет, Шостакович представил в качестве выпускной работы Первую симфонию.
В 1927 г., к десятилетию Октябрьской революции, Шостакович пишет свою Вторую симфонию «Посвящение Октябрю». На следующий год он закончил оперу «Нос» по повести Гоголя. Премьера «Носа» в ленинградском Малом оперном театре состоялась в январе 1930 г. Заметное влияние на это произведение оказал Всеволод Мейерхольд.
В 1929 году Шостакович сочиняет Третью «Первомайскую симфонию» и музыку к пьесе Маяковского «Клоп». Он начинает создавать и балеты: «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931). В 1932 году Шостакович окончил вторую оперу – «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова. В январе 1934 года она была поставлена сразу в двух театрах – ленинградском Малом оперном и московском Музыкальном имени Немировича-Данченко. В 1935–37 годах опера исполнялась в Нью–Йорке, Буэнос–Айресе, Цюрихе, Кливленде, Филадельфии, Любляне, Братиславе, Стокгольме, Копенгагене, Загребе, на Би–Би–Си. В 1935 году Шостакович закончил третий балет – «Светлый ручей» на либретто Лопухова и Пиотровского. В начале 1936 года в «Правде» одна за другой были опубликованы две разгромные статьи с резкой критикой Шостаковича. И оперу, и балет сняли с репертуара. Накануне премьеры было запрещено исполнение написанной им в 1936 году Четвертой симфонии (впервые исполнена лишь в 1961 г.).
С осени 1937 года Шостакович начал преподавать в Ленинградской консерватории, сначала в классе оркестровки, а чуть позже – в классе сочинения. В том же году он заканчивает Пятую симфонию. Идею этой симфонии композитор определил как «становление личности» — от сумрачных раздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждению.
В 1941 году Шостакович в осажденном Ленинграде писал одно из самых знаменитых своих произведений – Седьмую (Ленинградскую) симфонию. До начала октября были закончены три ее первые части. В октябре Шостакович вылетел в Куйбышев и здесь в декабре завершил симфонию. Премьера Седьмой симфонии состоялась в марте 1942 г. в Куйбышеве. В августе того же года ее под руководством дирижера Карла Элиасберга сыграли в осажденном Ленинграде. Для голодных, больных людей репетиции были тяжелым трудом. Музыкантам было выделено дополнительное питание: они получали не только положенную по карточке норму, но и обед, причем талоны на обед дирижер выдавал сам. После снятия блокады Шостакович вернулся в Ленинград. В 1945 году он закончил девятую симфонию, посвященную победе.
Вскоре после войны Дмитрий Шостакович переехал в Москву. В феврале 1948 года после появления Постановления ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба» началась новая волна нападок на композитора.
В 1951 году Дмитрий Шостакович сочинил десять поэм для смешанного хора. В 1957 появляется Одиннадцатая симфония «1905 год». В 1959 году Шостакович пишет оперетту «Москва, Черемушки». В 1961 году состоялась премьера Двенадцатой симфонии «1917 год». Через год Шостакович представил слушателям философско-публицистическую Тринадцатую симфонию. В 1964 г. появляется его оратория «Казнь Степана Разина». Творчество Шостаковича в 1950-х – 1960-х годах характеризуется разнообразием тем, к которым обращается композитор. В нем вновь представлены юмор, сатира – в оперетте «Москва, Черемушки», в вокальном цикле «Сатиры» (на слова Саши Черного, 1960). В 1969 г. была закончена Четырнадцатая симфония. Она была написана на слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. Рильке (1969). В семидесятые годы появились вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, струнные квартеты и Пятнадцатая симфония. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года.
Чем знаменит
Один из величайших композиторов XX века. Автор 15 симфоний, 15 струнных квартетов, опер «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки», балетов «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей», многочисленных других произведений. Оказал большое влияние на других композиторов как своим творчеством, так и лично, в качестве педагога Ленинградской и Московской консерваторий.
О чем надо знать
В жизни Дмитрия Шостаковича было два периода, когда его творчество становилось мишенью официальной советской критики. Впервые это произошло в 1936 году, когда в «Правде» появилась статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере «Леди Макбет Мценского уезда». В ней композитора обвиняли в «отсутствии простой и понятной мелодии» и потакании извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Вскоре последовали статьи «Ясный и простой язык в искусстве» и «Балетная фальшь» о балете «Светлый ручей», в котором обнаружили «кукольное изображение» жизни и формалистический подход к фольклору. Вслед за «Правдой» статьи, клеймящие композитора, появились и в других изданиях. Постановки «Леди Макбет» и «Светлого ручья» были прекращены, премьера Четвертой симфонии не состоялась, но в этот раз период опалы был сравнительно недолгим.
Куда серьезнее была ситуация после публикации Постановления ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба», где в отмечалось, что в творчестве Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Попова, Мясковского обнаруживаются «формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением "прогресса" и "новаторства" в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков».
Постановление вызвало большие перемены в музыкальном мире. Был полостью сменен президиум Союза композиторов, последовало множество публикаций, клеймящих упомянутых в постановлении композиторов. Осенью 1948 года Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. «Приехав в Ленинград, композитор прочел на доске объявлений в консерватории, что он уволен "за низкий профессиональный уровень". В Москве же ему попросту не выдали ключ от аудитории». В 1949 году появилась пьеса Сергея Михалкова «Илья Головин» об оторвавшемся от народа композиторе-формалисте, творчество которого было раскритиковано газетой «Правда» в статье с характерным названием «Формалистические выкрутасы в музыке».
Прямая речь
"Много лет назад я начал работать над Камерной симфонией Шостаковича (это переложенный Рудольфом Баршаем для камерного оркестра Восьмой квартет). Сочинение это имеет официальное посвящение — «Памяти жертв фашизма и войны». Когда я работаю над партитурой, то вчитываюсь, вдумываюсь в нее, буквально сплю с ней под подушкой. И вдруг я ощутил, что в одном месте этого сочинения Шостакович показывает, что его расстреливают, я услышал, что в этом месте его убивают. И я тогда сказал себе — нет, это не только о жертвах фашизма и войны, это Шостакович воздвиг надгробный памятник самому себе. И как же я был потрясен, когда в одном из писем Шостаковича, опубликованных позднее Исааком Гликманом, я прочитал, в связи с Восьмым квартетом, следующие слова композитора: «Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое».
Потом я начал глубоко и серьезно изучать симфонии Шостаковича. Во время работы над его Пятой симфонией (о которой много пишет в этой книге Соломон Волков) я, мне кажется, понял внутреннию психологическую пружину этого сочинения. Здесь тоже обозначена тема гибели автора. Финал симфонии внешне жизнерадостный, оптимистический. Кажется, что это колонны демонстрантов идут — как все мы когда-то шли — по Красной площади в Москве или по Дворцовой площади в Ленинграде. Люди идут плотно, плечом к плечу. И вдруг герой (а это — сам Шостакович, конечно) погибает, его убивают, а народ вокруг этого не замечает. И продолжает идти в том же темпе, не замедляя шага". Владимир Спиваков
"Это музыка, умышленно сделанная «шиворот-навыворот», — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью. Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это — перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины» в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевых оригинальничаний. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо". Из статьи «Сумбур вместо музыки»
Обуянная смертным страхом
И отмщения зная срок
Опустивши глаза сухие
И ломая руки, Россия
Предо мною шла на восток
А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя «Седьмая»
На неслыханный мчалась пир...
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир
Анна Ахматова, фрагмент из «Поэмы без героя»
Музыка
Д.Д.Ш.
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
Анна Ахматова
13 фактов о Дмитрии Шостаковиче
Материалы о Дмитрии Шостаковиче
Статья о Дмитрии Шостаковиче в Википедии
Сайт, посвященный Д. Д. Шостаковичу
Биография на сайте Московской консерватории
Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым.
Воспоминания Анатолия Мариенгофа